Быстрый переход:
Власть, ее происхождение и виды
Власть — это:
- Волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти;
- Механизм организации и регулирования совместной деятельности;
Власть появляется одновременно с человеческим обществом, которое не может обойтись без нее, так как безвластие означает хаос, распад, бесцельность существования.
Компоненты власти:
- 1. Субъект власти;
- 2. Источники власти;
- 3. Объект власти;
Типология власти:
- Степень институциолизации: Правительственная, городская, школьная и др.;
- Субъект власти: Классовая, партийная, народная, президентская, парламентская;
- Режим правления:Демократическая, авторитарная, деспотическая и др.;
- Правовой признак: Законная — незаконная; легальная — нелегальная;
- Количество индивидов, принимающих ключевые решения: коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная);
Политическая власть — это право, отстаивать и претворять в жизнь определенные политические цели.
Типы политической власти:
- Традиционный — опирается на традиции;
- Легальный — основывается на правовых нормах и рациональных понятиях;
- Харизматический — опирается лидера;
Функции политической власти:
- Формирование политической системы общества;
- Организация его политической жизни;
- Руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений;
Политическая система
Политическая система общества — совокупность политических институтов, форм взаимодействия между ними, реализуемых через политическую власть.
Структура политической системы общества:
1) Институциональная включает:
- государство;
- политические партии;
- общественно-политические движения (добровольные формирования граждан);
- иные политические институты;
2) Нормативная включает:
- политические принципы;
- политические традиции;
- нормы морали (воплощенные в различных НПА);
3) Функциональная — охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти;
4) Коммуникативная — совокупность связей и взаимодействий между подсистемами политической системы и другими сферами общественной жизни, а также системами различных стран;
5) Культурно-идеологическая, охватывает:
- политическую психологию — представления и чувства, отражающие непосредственное отношение людей к политике государства;
- политическую идеологию — систему идей, взглядов, концепций на политическую жизнь;
- политическую культуру — степень участия населения в политике страны.
Функции политической системы:
- Определение целей, задач, путей развития общества;
- Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;
- Распределение материальных и духовных ценностей;
- Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;
- Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;
- Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;
- Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;
- Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.
Государство
Государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения страны.
Основные теории происхождения государства:
- Теологическая — государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле;
- Классовая — государство — продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов;
- Патриархальная — государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу;
- Договорная (естественно-правовая) — государство — продукт договора между людьми о защите их естественных прав;
- Теория насилия — государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.
Функции государства:
- Политическая — государство главный носитель власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов;
- Экономическая — государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и др.);
- Социальная — развития образования и здравоохранения, культуры и т.д.;
- Идеологическая — воспитание членов общества.
Деятельность государства:
- Участие в решении глобальных проблем;
- Обеспечение национальной безопасности;
- Развитие взаимовыгодного сотрудничества;
- Отстаивание государственных интересов в международных отношениях.
Формы осуществления функций (деятельность) государства:
- Правовая форма;
- Правотворческая форма;
- Правоисполнительная форма;
Основные качества государства:
- Самая массовая политическая организация;
- Обладает суверенитетом;
- Собственник всех ресурсов и средств производства;
- Имеет специальный аппарат;
Государственный аппарат (механизм) — система гос. органов и учреждений, необходимых для гос. управления.
Гос. органы — физические лица или организации, наделенные властными полномочиями и осуществляющие функции государства (глава государства; органы законодательной, исполнительной, судебной власти, государственного принуждения (органы внутренних дел, прокуратура, исправительные учреждения); вооруженные силы).
Гос. учреждения — организации, выполняющие функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и другие учреждения связи и транспорта).
Принципы деятельности государственного аппарата:
- Принцип представительства интересов граждан;
- Принцип разделения властей;
- Принцип демократизма;
- Принцип законности;
- Принцип гласности;
- Принцип компетентности гос. служащих;
- Принцип федерализма (в федеративных государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.
Избирательная система — политический институт, связанный с организацией выборов, а также с распределением мандатов между партиями.
Стадии:
- Подготовительная (назначение даты, регистрация и учет избирателей);
- Выдвижение кандидатов;
- Предвыборная агитация и финансирование выборов;
- Голосование и подведение итогов;
Основные принципы демократического избирательного права:
- Равенства — кандидаты имеют в процессе выборов равные права, каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов;
- Всеобщности — любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым;
- Тайного голосования — избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе;
- Непосредственности — избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата. Данный принцип не реализуется при выборах президента США, а также не соблюдался в дореволюционной России;
- Состязательности — выборы проводятся на альтернативной основе, т. е. избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам. Данный принцип не соблюдался в СССР, а на территории России был введен лишь в 1993 г.;
- Гласности — общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках;
- Свободы выборов — любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление;
- Ограничения срока выборов — выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством;
Типы избирательных систем представительной демократии:
1) Мажоритарная — система формирования органов власти через персональное представительство;
- Абсолютного большинства (50%+1);
- Относительного большинства (у кого голосов больше, тот и победил).
2) Пропорциональная — система представительства партий, мандаты распределяются пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах;
3) Смешанная — часть мандатов распределяется по мажоритарной системе, часть по пропорциональной;
Выборы в Российской Федерации проходят в соответствии с законодательством по мажоритарной системе (выборы Президента РФ) и по пропорциональной системе (выборы депутатов Государственной Думы).
Политическая партия — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к власти.
Признаки партии:
1. Есть идеология;
2. Нацеленность на власть;
3. Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если партия придет к власти;
4. Наличие организации:
- в любой партии есть руководящие органы, как центральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партии;
- любая партия характеризуется членством, т. е. состоит из строго определенного числа членов, которые обычно платят членские взносы и определенным образом участвуют в деятельности партии;
- любая партия имеет устав, т. е. документ, в котором устанавливаются важнейшие нормы внутрипартийной жизни.
5. Наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.
Виды партий:
1) Идеологическая направленность
- Социал-демократические — выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении основных свобод;
- Коммунистические — господство государства;
- Консервативные и либеральные — минимизация участия государства в жизни общества;
- Клерикальные — придерживаются религиозной идеологии;
- Националистические — строят свою деятельность на основе националистических идей;
2) Участие в осуществлении власти
- Правящие — это те партии, которые находятся у власти;
- Оппозиционные — это те партии, которые не находятся у власти и имеют главную задачу — завоевать власть: легальные, полулегальные, нелегальные.
3) По характеру членства
- Кадровые партии: — немногочисленны; — в них свободное членство; — опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту; — в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию; — проводят деятельность только в период выборов;
- Массовые партии: — многочисленны; — в них преобладает воспитательная функция; — отличаются тесной связью между членами партии; — в них есть жесткая дисциплина; — есть первичные парторганизации; — их деятельность проводится систематически;
4) По шкале политического спектра
- Левые партии (социалистические и коммунистические партии): — за реформы; — за вытеснение частного сектора; — социальная защита трудящихся; — радикально-революционные методы действия;
- Центристские партии: — компромисс; — сотрудничество;
- Правые партии (либеральные и консервативные партии): — за сильное государство; — охрана частной собственности; — за стабильность; — отрицательное отношение к революции.
5) Способ деятельности
- Реформистские — стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием законных средств воздействия на власть и законных средств достижения власти;
- Революционные — стремятся к преобразованию общества с использованием средств борьбы, которые, с точки зрения существующего государственного устройства и политического режима, являются незаконными;
Основные функции политической партии:
- борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;
- участие в осуществлении власти;
- участие в формировании власти;
- политическое воспитание;
- формирование общественного мнения;
- подготовка кадров политиков;
- выражение интересов социальных групп.
Партийная система — совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.
Типы партийных систем:
- Однопартийная — функционирует одна партия. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. Нередко сопровождается таким явлением, как «искусственная многопартийность»: существует множество политических партий, но идеологическая жизнь зависит от одной партии, которая целиком определяет деятельность и любую политическую активность остальных партий(например, КПСС до 1990 г.);
- Двухпартийная — существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти. «Обмен властью» осуществляется в результате выборов лишь между этими двумя партиями (например, республиканская и демократическая партии в США). Существуют и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти. Формируется в экономически развитых странах. Обычно базируется на мажоритарной избирательной системе;
- Многопартийная — существует конкуренция между многими партиями, ни одна из которых не имеет преимуществ перед другими;
Политические (социально-политические, общественно-политические) движения — добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.
Партии РФ:
- Единая Россия;
- КПРФ;
- Справедливая Россия;
- ЛДПР;
- Яблоко.
Политическая идеология
Политическая идеология — это система взглядов, на политическую жизнь, способов объяснения мира политики.
Уровни политической идеологии:
- Теоретико-концептуальный — формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства (доктрина);
- Программно-политический — разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс (программа);
- Актуализированный — степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях (политическая практика);
Типы политических идеологий:
1) Консерватизм (от лат. conservaге — сохранять, заботиться о сохранении)
- Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность;
- Укрепление устоев государства;
- Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма;
- Обществу присуще неравенство;
- Общество изменяется эволюционно.
2) Либерализм (от лат. liberalis — свободный)
- Главные ценности: демократизм, индивидуализм, права человека, частная собственность, экономические свободы;
- Абсолютная ценность человеческой личности;
- Ограничение деятельности государства;
- Политическое равенство людей;
- Общество изменяется при помощи реформ.
3) Радикализм (от лат. radicalis — коренной)
- Леворадикальные течения (анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т. д.) предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости;
- Праворадикальные течения (фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм) основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремлении любыми законными и незаконными способами закрепить привилегированное положение таких групп.
Признаки радикальных партий:
- Решительное изменение существующих социальных и политических институтов;
- Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей;
- Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма;
- Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.
Политические режимы
Политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.
Политический режим определяется:
- Уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов;
- Структурированностью правящей элиты;
- Состоянием отношений с бюрократией (чиновничьим аппаратом);
- Развитостью общественно-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием и поведением;
- Доминирующим в обществе типом легитимности.
Политический режим обеспечивает:
- Стабильность политической власти;
- Управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;
- Достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.
Политические режимы:
1) Демократический (признаки: демократия, правовое государство, принцип разделения властей, многопартийность, легальная оппозиция, смешанная экономика, доминирует частный сектор, политический плюрализм);
Демократия — политическийрежим, при котором граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия политических решений. Демокраия основывается на признании народа в качестве источника власти и предполагает власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона и т.д.
2) Недемократический
- Тоталитарный — осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни, господство одной партии, отсутствует оппозиция, государственный произвол, закон защищает государство, централизованная экономика (примеры: итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм);
- Авторитаризм — опора на традиционные социальные институты — бюрократию, армию, церковь, традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной жизни. Правящая партия огосударствлена, деятельность оппозиционной партии жёстко ограничена, обширный государственный сектор может уживаться с с частным сектором (примеры: от буржуазных, социалистических до военнодиктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока).
Местное самоуправление
Местное самоуправление — это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Функции (основные направления деятельности) органов местного самоуправления Российской Федерации:
- Обеспечение участия населения в решении местных дел;
- Управление муниципальной собственностью;
- Обеспечение развития соответствующей территории;
- Охрана общественного порядка;
- Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.
Полномочия главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т. д.):
- Утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
- Устанавливает местные налоги;
- Утверждает программы развития соответствующих территорий;
- Осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления;
- Осуществляет управление муниципальным хозяйством;
- Распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности;
- Разрабатывает местный бюджет;
- Осуществляет регулирование земельных отношений.
Органы местного самоуправления выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством.
Политическая культура
Политическая культура — это совокупность норм и ценностей, которые разделяются большинством граждан и находят выражение в их политической деятельности, в оценке политических событий и в отношении к политике и ее компонентам.
Компоненты политической культуры:
- Познавательный — знания о политической системе общества и ее возможных разновидностях (представления о политических режимах, политических институтах, власти, механизмах принятия решений и т. д.);
- Оценочный — критерии, влияющие на оценку политической жизни;
- Эмоциональный — эмоциональное отношение человека к политической жизни страны;
- Поведенческий — действия, которые совершает человек как участник политической жизни: — формы и степень участия в политической жизни; — формы и уровень взаимодействия с политическими институтами; — формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества; — тип электорального (лат. elector — выбирающий) поведения. Данный компонент тесно связан с познавательным, оценочным и эмоциональным компонентами, так как является их проявлением в виде деятельности.
Типы политической культуры:
1) Патриархальный тип (отношение человека к политике основано на ценностях племени, рода, узкой социальной группы)
- Человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей;
- Этот тип культуры свойственен для государств, отстающих в своем политическом развитии.
2) Подданнический тип
- Человек ориентируется на официальные государственные приказы, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ;
- Человек пассивен и отстраненно относится к политической жизни.
3)Активистский тип
- Человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями, законами и т. п.;
- Стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т. д.);
- Активно, сознательно участвует в политических процессах общества.
Гражданское общество
Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций.
Гражданское общество:
- В широком смысле слова — все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством;
- В узком смысле слова — общество, которое является социально-экономической основой демократического правового государства.
Принципы формирования гражданского общества:
- частная собственность на средства производства;
- индивидуальная свобода и самостоятельность личности;
- осведомленность граждан о деятельности государства и общества;
- народный суверенитет, верховенство и полновластие народа;
- справедливость законов и неукоснительность их исполнения;
- свобода формирования общественного мнения.
Предпосылки гражданского общества:
- Экономические Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция;
- Социальные (Большой удельный вес в обществе среднего класса);
- Политико-правовые (Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм);
- Культурные (Обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести).
Современное гражданское общество представляет собой общество, состоящее из общественно-политических институтов, независимых от государства, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.
Структура гражданского общества:
- Политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти;
- Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные);
- Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества;
- Научные и культурные организации, спортивные общества;
- Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы;
- Независимые средства массовой информации.
Функции гражданского общества:
- Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан;
- Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики;
- Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
Правовое государство
Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить права и свободы личности.
Признаки (принципы) правового государства:
- Верховенство права во всех сферах жизни общества;
- Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона;
- Реальное разделение властей (Наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти, поскольку действует система «сдержек и противовесов»);
- Взаимная ответственность государства и личности (Граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов);
- Единство права и закона (Соответствие любого нормативно-правового акта естественно-правовым началам, международно-правовым нормам о правах человека);
- Политический и идеологический плюрализм (Существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов).
Появление правового государства обусловлено наличием следующих предпосылок:
- Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства и как следствие — экономическая независимость и самостоятельность индивида;
- Режим демократии, суверенитет народа;
- Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства;
- Гражданское общество;
- Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества.
Пути формирования правового государства:
- Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого;
- Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения;
- Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка;
- Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних.
В Конституции РФ подчеркивается, что Российская Федерация является правовым государством.
Человек в политической жизни
Содержание политической жизни:
- Наука в той мере, в какой политика слита со знаниями, опирается на них;
- Субъекты и объекты политических взаимодействий (личность, группа, класс, государство);
- Отношения социальных субъектов по поводу государственной власти;
- Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов;
- Регулирование и согласование социальных интересов групп, классов, обеспечение целостности общества, разрешение конфликтов;
- Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов;
- Участие в делах государства, влияние на власть различных политических сил (партий, граждан, групп давления);
- Деятельность по управлению (политика как искусство возможного).
Политический статус личности — это место человека в политической системе общества, совокупность его неотъемлемых политических прав и свобод (например, статус человека (гражданина) в том виде, в котором он закреплен в Конституции РФ)
Политическая роль личности — это функции, которые выполняет человек в соответствии с политическим статусом (например, роль избирателя, депутата, члена партии, митингующего и т. д.)
В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей:
- Рядовой член общества (не оказывает влияния на политику, но заинтересован в ней);
- Человек, состоящий в общественной организации или движении (косвенно включен в политическую деятельность, если это вытекает из его роли как члена организации);
- Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации (целенаправленно и по своей воле включен в политическую жизнь в той мере, в какой она отражается на жизни этой политической организации или органа);
- Профессиональный политик (политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни);
- Политический лидер (способен изменить ход политических событий и направленность политических процессов).
Основные трактовки понятия «политическое лидерство»:
- Постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу;
- Особый вид предпринимательства, осуществляемый на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности;
- Управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение граждан;
- Символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.
Политическое лидерство отличается от других форм лидерства лишь тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества.
Характерные черты деятельности политического лидера:
- Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т. е. затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого политический лидер практически не может воздействовать на людей непосредственно. Его воздействие осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц;
- В силу власти, которой обладает лидер, и необходимости воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе;
- Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому деятельность политического лидера всегда имеет многоролевой характер.
Функции политического лидера:
- Интегративная — объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;
- Ориентационная — выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;
- Инструментальная — определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач;
- Мобилизационная — инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;
- Коммуникативная — обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями;
- Гаранта справедливости, законности и порядка — обеспечение защиты населения от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности;
Классификация типов политических лидеров:
- Лидер-знаменосец — имеет собственный взгляд на реальность, образ желаемого будущего и знание средств его достижения. Определяет характер происходящего, его темп и способы преобразования: Основатель партии большевиков и Советского государства В.И. Ленин, руководитель национально-освободительного движения Индии М.К. Ганди, борец за гражданские права негров в США Мартин Л. Кинг;.
- Лидер-служитель — наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Действует от их имени. Руководствуется тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели: Генеральные секретари ЦК КПСС Л.И. Брежнев, К.У. Черненко;
- Лидер-торговец — обладает способностью убеждать. Своего признания добивается пониманием потребностей избирателей, желанием их удовлетворить: Президенты США Г. Трумэн, Р. Рейган;
- Лидер-пожарный — обладает быстрой реакцией на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию: Большинство лидеров в современных обществах;
Виды включения индивида в систему властных отношений:
- Опосредованное (представительное) — политическое участие осуществляется через избранных представителей;
- Непосредственное (прямое) — политическое участие — это воздействие гражданина на власть без посредников.
Они имеют следующие формы:
- реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы;
- участие граждан в деятельности политических партий, организации, движений;
- прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.);
- обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями;
- участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений;
- деятельность политических лидеров.
Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
Особенности политического участия индивида:
- Самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур;
- Самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.
Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.
Критерии политического развития личности:
- Наличие системы политических ценностей, норм;
- Стабильность политических мотивов;
- Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям;
- Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике;
- Степень активности участия в политической жизни;
- Способность включить других в политическую деятельность;
- Уважение к другим взглядам и позициям;
- Общий уровень политической культуры.
Применение форм политического участия, их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых во многом зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики.
Формы политического участия:
- Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей;
- Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц;
- Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти;
- Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее;
- Выборы, референдумы (лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.
Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике — абсентеизм.
Абсентеизм — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.
В основном абсентеизму привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах.
Политическая система