Быстрый переход:
Познание
Познание — процесс деятельности человека, направленный на отражение объективной реальности в его сознании, для получение нового знания об окружающем мире.
Основные направления познания:
- Агностицизм — отрицает полностью или частично возможность познания мира (познание недостоверно).
- Скептицизм — выражает сомнение в достоверности имеющихся научных знаний
- Оптимизм — утверждает принципиальную познаваемость мира.
Формы познания:
1) Чувственное познание:
- Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, возникающее в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.
- Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.
- Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, сохраненный и воспроизводимый в сознании.
2) Рациональное познание:
- Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта (интерпритация предмета).
- Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте.
- Умозаключение — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения (вывод).
Интуиция — знания, условия получения которого не осознаются субъектом (в интуиции четко и ясно осознается лишь результат: вывод, истина, а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания).
Истина
Истина:
- это соответствие знаний действительности;
- это то, что подтверждено опытом;
- это полезность полученного знания для практики.
- знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Объективная истина — знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это знание, зависящее от определенных условий его получения.
Критерий истины — это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Возможные критерии истины:
- соответствие законам логики;
- соответствие ранее открытым законам той или иной науки;
- соответствие фундаментальным законам;
- практика;
Практика — деятельность людей, направленная на преобразование действительности.
Формы практики:
- труд, преобразование природы;
- социальное действие (реформы, революции, войны и т. д.);
- научный эксперимент.
Функции практики:
- Практика — источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
- Практика — основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.
- Практика — цель познания: человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
- Практика — критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Поэтому основным критерием истины выступает практика.
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Виды знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Знание в узком смысле:
- способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности;
- значимая информация;
- особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практическим отношением.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические виды знаний.
Виды знания
Наименование
|
Сущность
|
Житейское
|
Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию
|
Научное
|
Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)
|
Практическое
|
Овладение вещами, преобразование мира
|
Художественное
|
Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии
|
Рациональное
|
Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением
|
Иррациональное
|
Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки
|
Личностное
|
Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
|
Формы знания, несовпадающие с научным
Наименование
|
Сущность
|
Ненаучное
|
Разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира
|
Донаучное
|
Прототип, предпосылочная база научного знания
|
Паранаучное
|
Несовместимое с имеющимся научным знанием
|
Лженаучное
|
Сознательно использующее домыслы и предрассудки
|
Антинаучное
|
Утопичное и сознательно искажающее представления о действительности
|
Научное познание
Научное познание — вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системноорганизованных и обоснованных знаний о мире.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
- объективность добываемого знания;
- развитость понятийного аппарата (категориальность);
- рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
- высокий уровень обобщения знаний;
- универсальность;
- использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Уровни научного познания:
- Эмпирический — выявление объективных фактов, со стороны их очевидных связей
- Теоретический — выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений
Метод — средство научного познания.
Методы научного познания:
- Научный факт — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
- Эмпирический закон — объективная, повторяющаяся связь между явлениями и процессами.
- Гипотеза — научное предположение.
- Теория —целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
- Эксперимент — исследование явления, путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.
- Наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования.
- Анализ — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
- Синтез — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
- Индукция — путь изучения, в ходе которого от отдельных факторов совершается переход к общим положениям.
- Дедукция — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
- Аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.
- Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.
- Абстракция — мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства.
- Идеализация — мысленное образование объектов, существование которых в действительности невозможно («прямая», «точка» в математике, «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» в физике и т. д.)
- Формализация (лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
- Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.
Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.
Социальные науки
Социальные науки — форма духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе.
Важнейшие социальные науки:
- История — наука, изучающая прошлое человеческого общества
- Культурология — комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре
- Политология — наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом
- Правоведение — наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности
- Социология — наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных
- Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания
- Экономика — наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
- Эстетика — наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты
- Этика — одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль