Быстрый переход:
Антропогенез — изучение процесса возникновения и развития человека.
Человек:
Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Отличия человека от животного:
Особенности человека |
Особенности животных |
1. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой и рационально-логической деятельности 2. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность. 3. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ 4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. 5. Наличие духовных потребностей. |
1. Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования. 2. Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда. |
Бытие — философская категория, обозначающая существование, реальность. Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятельности.
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Виды потребностей человека:
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Классификации потребностей по А. Маслоу:
Базовые потребности:
Первичные (врожденные) |
Вторичные (приобретенные) |
|
|
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческопреобразующим отношением к окружающему миру).
Мотив — совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (в качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы).
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Деятельность состоит из цепи действий.
Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Виды действий:
Основные виды деятельности:
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Основные черты деятельности:
Общение бывает:
Функции общения:
Важнейшие механизмы творческой деятельности:
Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.
Типы мышления на разных этапах развития человека:
В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.
Цель жизни — некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.
Смысл жизни — осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.
Концепции смысла жизни
Наименование концепции |
Ее сущность |
Аскетизм (от гр. askeo — упражняюсь) |
Жизнь — это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов |
Гедонизм (от гр. hedone — наслаждение) |
Жить — значит наслаждаться |
Прагматизм (от гр. pragma — дело, действие) |
Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения |
Утилитаризм (от гр. utilitas — польза) |
Жить — значит из всего извлекать пользу |
Эвдемонизм (от гр. eudaimo-nia — блаженство, счастье) |
Жизнь — стремление к счастью как подлинному назначению человека |
Этика долга |
Жизнь — это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу |
Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида
Индивид — это единичный представитель человеческого рода, носитель всех социальных и психологических черт человечества (человек как отдельная особь среди других людей).
Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей)
Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).
Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности
Структура личности:
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.
Этапы социализации:
Агенты социализации — все, что влияет на процесс социализации (к ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание).
Расширение и углубление социализации происходит:
Внутренний (духовный) мир человека — это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
Структура духовного мира человека:
Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
Пути формирования мировоззрения:
Типы мировоззрения:
Менталитет — это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Сознательное и бессознательное
Сознание — способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
Самосознание — осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна.
Сознание управляет самыми сложными формами поведения:
Самопознание — изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
Самооценка — эмоциональное отношение к собственному образу(всегда субъективна)
На самооценки влияют факторы:
Мотивы для обращения человека к самооценке:
Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.
Самооценка бывает: