Русский язык (Определение главной информации текста)
Результаты теста
Затрачено времени:
09:26:51
Вопрос 1
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ПРОЯВЛЕНИЕ |
Сознательный |
Выдвижение целей и предвидение результатов |
... |
Изменение окружающего мира и самого себя |
Пояснение
Изменение окружающего мира и самого себя — пример преобразовательной деятельности.
Ответ: преобразовательный.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
преобразовательный
Вопрос 2
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание.
Подотрасль права, правовая норма, институт права, система права, отрасль права.
Пояснение
Система права — разделение национального права на отрасли и институты.
Отрасль права — совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную отрасль общественных отношений.
Институт права — обособленная внутри отрасли права группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения (авторское, обязательственное право в гражданском праве).
Норма права — общеобязательное правило поведения, которое устанавливается государством и закреплено в официальных правовых актах.
Ответ: система права.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
система права
Вопрос 3
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к типам мировоззрения.
1) Мифологическое; 2) религиозное; 3) политическое; 4) философское;
5) историческое; 6) научное.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Пояснение
Политического и и исторического мировоззрения не бывает. Остальное верно.
Ответ: 35
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 4
Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.
2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.
3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.
4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного.
5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.
Пояснение
Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов. Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.
1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям — нет, неверно. Это самосознание.
2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение — да, верно.
3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности — да, верно.
4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного — нет, неверно.
5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта — да, верно.
Ответ: 235.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 5
Установите соответствие между названием религии и её характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАЗВАНИЕ |
|
ХАРАКТЕРИСТИКА |
А) иудаизм
Б) индуизм
В) буддизм
Г) христианство
Д) тотемизм
|
|
1) первобытная
2) мировая
3) национальная
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
К мировым религиям относятся, например, ислам, буддизм и христианство. Особенностями мировых религий является их распространенность на всех континентах, монотеизм, эгалитарность (проповедование равенства людей), прозелетизм (стремление обратить в свою веру других).
Индуизм — религия в Индии. Официально на данный момент индуизм называют национальной религией, однако рассматривается вопрос о признании индуизма мировой религией.
Иудаизм — религия еврейского народа.
Тотемизм — некогда распространенная религия, в основе которой лежит культ тотема.
А) иудаизм — национальная.
Б) индуизм — национальная.
В) буддизм — мировая.
Г) христианство — мировая.
Д) тотемизм — первобытная.
Ответ: 33221.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
3 , 3 , 2 , 2 , 1
Вопрос 6
Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей — различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мировоззренческая
2) социальная
3) познавательная
4) производительной силы
5) прогностическая
6) рекреационная
Пояснение
1) мировоззренческая — нет, неверно, эта функция не прослеживается.
2) социальная — да, верно, есть польза людям.
3) познавательная — да, верно, проведение исследований.
4) производительной силы — нет, неверно.
5) прогностическая — нет, неверно, эта функция не прослеживается.
6) рекреационная — нет, неверно, эта функция у науки отсутсвует.
Ответ: 23.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 7
Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение расходов государства на социальные программы
2) закрытие убыточных предприятий
3) изъятие «лишних» денег центральным банком
4) отказ от повышения зарплат и пенсий
5) переход на натуральный обмен вместо денежного
Пояснение
Для борьбы с инфляцией государство в первую очередь сокращает расходы на социальные нужды, в том числе делает индексацию пенсий и заработных плат бюджетным сотрудникам (то есть понижает), так оно должно уменьшить массу денег в обороте, так как цены повышаются и появляются пустые деньги, что может привести в девальвации и деноминации национальной валюты. Для того, чтобы стабилизировать скорость оборота денег в стране и уровень производства, государство снижает массу денег.
1) увеличение расходов государства на социальные программы — нет, неверно.
2) закрытие убыточных предприятий — нет, неверно.
3) изъятие «лишних» денег центральным банком — да, верно.
4) отказ от повышения зарплат и пенсий — да, верно.
5) переход на натуральный обмен вместо денежного — нет, неверно.
Ответ: 34.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 8
Установите соответствие между видом безработицы и ее признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
|
|
ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ
|
А) возникает при спаде производства
Б) охватывает все сферы производства
В) вызывается изменениями в структуре спроса и технологии производства
Г) не формирует естественный уровень безработицы
Д) ведет к необходимости появления новых профессий
|
|
1) циклическая
2) структурная
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
Безработица — наличие лиц, трудоспособного возраста, не имеющих работы, пригодных к ней и ищущих её.
Виды безработицы: фрикционная (самостоятельное перемещение работника с одного места на другое), структурная (связана с переквалификацией работников и структурными изменениями в экономике), фрикционная + структурная (естественная безработица или полная занятость), циклическая (в условиях кризиса), сезонная (от времени года).
А) возникает при спаде производства — циклическая.
Б) охватывает все сферы производства — циклическая.
В) вызывается изменениями в структуре спроса и технологии производства — структурная.
Г) не формирует естественный уровень безработицы — циклическая.
Д) ведет к необходимости появления новых профессий — структурная.
Ответ: 11212.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1 , 1 , 2 , 1 , 2
Вопрос 9
В секторе производства легковых автомобилей выросла номинальная заработная плата. Что из приведённого в списке могло вызвать её повышение? Цифры укажите в порядке возрастания.
1) законодательное увеличение минимального размера оплаты труда
2) увеличение спроса на легковые автомобили и рост их продаж
3) увеличение предложения на рынке труда работников автомобильной промышленности
4) закрытие в стране нескольких предприятий по производству автомобилей
5) повышение Центральным банком ключевой ставки
6) рост инфляции
Пояснение
Номинальная заработная плата — заработная плата в денежном выражении, которая выплачивается работнику за определенный период рабочего времени.
1) законодательное увеличение минимального размера оплаты труда — да, верно.
2) увеличение спроса на легковые автомобили и рост их продаж — да, верно.
3) увеличение предложения на рынке труда работников автомобильной промышленности — нет, неверно.
4) закрытие в стране нескольких предприятий по производству автомобилей — нет, неверно.
5) повышение Центральным банком ключевой ставки — нет, неверно.
6) рост инфляции — да, верно.
Ответ: 126.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 10
Ha графике отражена ситуация на рынке ветеринарных услуг: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 (на графике Р — цена товара‚ Q — количество товара).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) уменьшение налога на прибыль организаций.
2) Доходы населения стабильно снижаются.
3) Цены на специальное питание для животных постоянно растут.
4) Различные аксессуары для животных стали дешевле.
5) Открылось несколько новых ветеринарных клиник.
Пояснение
Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении. К неценовым факторам предложения относят:
Изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства.
Выход на рынок новых фирм.
Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.
Природные катастрофы.
Политические действия и войны.
Перспективные экономические ожидания.
Фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения. В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство, и, как факт, возможно увеличение предложения. На кривую предложения огромную роль оказывает технический прогресс.
1) уменьшение налога на прибыль организаций — да, верно.
2) Доходы населения стабильно снижаются — нет, неверно.
3) Цены на специальное питание для животных постоянно растут — нет, неверно.
4) Различные аксессуары для животных стали дешевле — нет, неверно.
5) Открылось несколько новых ветеринарных клиник — да, верно.
Ответ: 15.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 11
Гражданин Н. создал объединение, состоящее из 10 ландшафтных дизайнеров. Большинство входящих в него людей — друзья, вместе обучавшиеся в институте. Выберите в приведенном ниже списке признаки социальной группы, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) профессиональная
2) малая
3) неформальная
4) референтная
5) условная
Пояснение
Профессиональная группа — объединенная по определенной принадлежности к какой-либо профессии.
Малая группа — социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами между всеми её членами, сложившимися эмоциональными отношениями симпатий и антипатий и специфическими групповыми ценностями, установками, нормами и правилами поведения.
Неформальная группа — это такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса.
Референтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.
Условная группа — объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и т. д.) общность людей, являющаяся объектом изучения социальной психологии и включающая субъектов, которые не имеют прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом.
1) профессиональная — да, верно.
2) малая — да, верно.
3) неформальная — да, верно.
4) референтная — нет, неверно.
5) условная — нет, неверно.
Ответ: 123.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 12
В стране Z функционирует Центр трудовых прав женщин, который оказывает бесплатные юридические консультации по различным вопросам. В диаграмме ниже представлена статистика обращения женщин за консультацией по вопросам нарушения их трудовых прав в процентах от числа обратившихся.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основании диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля обратившихся по вопросам невыплаты заработной платы примерно равна среди работниц предприятий разных размеров.
2) Проблема препятствования оформлению больничного листа в наименьшей степени затрагивает женщин, работающих на крупных предприятиях.
3) Доля женщин, работающих на средних предприятиях, обратившихся по вопросам увольнения вследствие беременности и по вопросам невыплаты заработной платы примерно равны.
4) По всем вопросам нарушения трудовых прав, чаще всего обращаются женщины, работающие на малых предприятиях.
5) Женщины, работающие на малых предприятиях, в три раза чаще обращались по вопросам принуждения к увольнению, чем женщины работающие на крупных предприятиях.
Пояснение
1) Доля обратившихся по вопросам невыплаты заработной платы примерно равна среди работниц предприятий разных размеров — нет, неверно.
2) Проблема препятствования оформлению больничного листа в наименьшей степени затрагивает женщин, работающих на крупных предприятиях — да, верно.
3) Доля женщин, работающих на средних предприятиях, обратившихся по вопросам увольнения вследствие беременности и по вопросам невыплаты заработной платы примерно равны — да, верно.
4) По всем вопросам нарушения трудовых прав, чаще всего обращаются женщины, работающие на малых предприятиях — нет, неверно.
5) Женщины, работающие на малых предприятиях, в три раза чаще обращались по вопросам принуждения к увольнению, чем женщины работающие на крупных предприятиях — нет, неверно.
Ответ: 23.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 13
Выберите верные суждения о пропорциональной избирательной системе и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) При пропорциональной избирательной системе избранными считаются кандидаты, набравшие абсолютное большинство голосов избирателей.
2) При пропорциональной избирательной системе избиратели голосуют за кандидатов в одномандатных округах.
3) По пропорциональной избирательной системе проводятся выборы лишь в представительные органы власти.
4) При пропорциональной избирательной системе могут избираться независимые кандидаты, не связанные с политическими партиями.
5) Результаты выборов по пропорциональной избирательной системе точнее отражают спектр политических настроений общества, чем при мажоритарной системе.
Пояснение
Каждая партия получает в парламенте число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Для прохождения партия должна преодолеть барьер. Достоинства: представляет широкий спектр политических партий; гарант представительства в парламенте мелких и средних партий. Недостатки: избранные ответственны не столько перед избирателями, сколько перед партией; избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве ему не известны; появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений.
1) При пропорциональной избирательной системе избранными считаются кандидаты, набравшие абсолютное большинство голосов избирателей — нет, неверно.
2) При пропорциональной избирательной системе избиратели голосуют за кандидатов в одномандатных округах — нет, неверно.
3) По пропорциональной избирательной системе проводятся выборы лишь в представительные органы власти — да, верно.
4) При пропорциональной избирательной системе могут избираться независимые кандидаты, не связанные с политическими партиями — нет, неверно.
5) Результаты выборов по пропорциональной избирательной системе точнее отражают спектр политических настроений общества, чем при мажоритарной системе — да, верно.
Ответ: 35.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 14
Установите соответствие между типами избирательных систем и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
|
ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ |
А) По выборам депутатов в парламент формируется единый национальный избирательный округ.
Б) Голосование проводится за кандидатов, представленных списками от политических партий.
В) Кандидаты выдвигаются в одномандатных округах.
Г) Победитель в каждом округе определяется по большинству набранных голосов.
Д) Как правило, вводится избирательный барьер для прохождения партий в парламент.
Е) Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов.
|
|
1) мажоритарная
2) пропорциональная
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
Мажоритарная система — это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. Пропорциональная система — это система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.
А) По выборам депутатов в парламент формируется единый национальный избирательный округ — пропорциональная.
Б) Голосование проводится за кандидатов, представленных списками от политических партий — пропорциональная.
В) Кандидаты выдвигаются в одномандатных округах — мажоритарная.
Г) Победитель в каждом округе определяется по большинству набранных голосов — мажоритарная.
Д) Как правило, вводится избирательный барьер для прохождения партий в парламент — пропорциональная.
Е) Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов — мажоритарная.
Ответ: 221121.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
2 , 2 , 1 , 1 , 2 , 1
Вопрос 15
Парламентская фракция крупнейшей в стране Z политической партии разработала законопроект о поддержке традиционных религиозных конфессий. Какие из перечисленных положений характерны для политической идеологии, которой придерживается данная партия? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) стремление к национализации крупной и средней промышленности
2) подчеркивание приоритета семейных ценностей
3) признание исторических заслуг аристократии
4) требование государственного ограничения деятельности монополий
5) борьба за упразднение любых форм и институтов власти
6) допущение реформ при условии учета присущих стране традиций и обычаев
Пояснение
Это консервативная идеология.
1) стремление к национализации крупной и средней промышленности — нет, неверно.
2) подчеркивание приоритета семейных ценностей — да, верно.
3) признание исторических заслуг аристократии — да, верно.
4) требование государственного ограничения деятельности монополий — нет, неверно.
5) борьба за упразднение любых форм и институтов власти — нет, неверно.
6) допущение реформ при условии учета присущих стране традиций и обычаев — да, верно.
Ответ: 236.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 16
Найдите в приведённом списке социально-экономические права (свободы) гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) свобода совести и вероисповедания
2) право на отдых
3) право на неприкосновенность жилища
4) свобода предпринимательской деятельности
5) свобода труда
Пояснение
Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека включают в себя широкую систему форм и методов их охраны. Среди них можно выделить следующие:
Законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, которые должны обеспечивать обладание человеком всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами.
Государство устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии и пособия и иные гарантии социальной защиты, обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.
Государство осуществляет контроль за соблюдением законодательства по обеспечению социально-экономических прав.
К функциям государства относится создание всех необходимых правовых, политических, материальных предпосылок, обеспечивающих поддержку личной инициативы человека в экономической сфере.
Государственными гарантиями реализуется возможность эффективной защиты экономических прав человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.
К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательства, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, право на образование, свобода литературного, научного, технического и других видов.
Конституционное право России творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 34—44).
Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).
Важнейшее место в системе экономических прав занимает право частной собственности. Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны на рельсы рыночной экономики.
В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание право человека в сфере труда. Роль государства в новой Конституции сводится к следующим конституционно закрепленным факторам: государство запрещает принудительный труд; закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; утверждает право на защиту от безработицы; признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Социальное развитие общества в значительной степени характеризуется статусом семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции Российской Федерации закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.
К числу социально-экономических прав относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции) предполагает возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. В новых экономических условиях к делу охраны здоровья подключается дополнительно и частная система здравоохранения, развитию которой содействует государство. Однако имеющееся в настоящее время отставание развития и финансирования всей социальной сферы резко отразилось и на реализации права граждан на охрану здоровья.
1) свобода совести и вероисповедания — нет, неверно.
2) право на отдых — да, верно.
3) право на неприкосновенность жилища — нет, неверно.
4) свобода предпринимательской деятельности — да, верно.
5) свобода труда — да, верно.
Ответ: 245.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 17
Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи.
2) Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим.
3) Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
4) Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором.
5) Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям.
Пояснение
Семейное право — это одна из отраслей частного права. Это система правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи.
1) Семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи — да, верно (2 ст. Семейного Кодекса РФ).
2) Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим — нет, неверно. Брак не приостанавливается, а прекращается (16 ст. СК РФ)
3) Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) — да, верно.
4) Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором — нет, неверно, законный режим имущества действует тогда, когда он не изменен брачным договором (33 ст. СК РФ)
5) Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям — да, верно.
Ответ: 135.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 18
Установите соответствие между правоохранительными органами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ |
|
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ |
А) консультация по юридическим вопросам
Б) представление клиентов в суде по гражданским делам
В) вынесение решений по подсудным делам
Г) помощь в составлении жалоб и заявлений правового характера
Д) проверка законности и обоснованности решений, вынесенных судами различных инстанций
Е) рассмотрение и вынесение решений по гражданским искам
|
|
1) адвокатура
2) суд
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
Адвокатура как правоохранительный орган выполняет следующие функции: консультации по юридическим вопросам; представление клиентов в суде по гражданским делам; помощь в составлении жалоб и заявлений правового характера.
В функции суда как правоохранительного органа входят: вынесение решений по подсудным делам; проверка законности и обоснованности решений, вынесенных судами различных инстанции; рассмотрение и вынесение решений по гражданским искам.
А) консультация по юридическим вопросам — адвокатура.
Б) представление клиентов в суде по гражданским делам — адвокатура.
В) вынесение решений по подсудным делам — суд.
Г) помощь в составлении жалоб и заявлений правового характера — адвокатура.
Д) проверка законности и обоснованности решений, вынесенных судами различных инстанций — суд.
Е) рассмотрение и вынесение решений по гражданским искам — суд.
Ответ: 112122.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1 , 1 , 2 , 1 , 2 , 2
Вопрос 19
19-летний Петров и 17-летняя Михайлова подали заявление о регистрации брака. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы брак Петрова и Михайловой был зарегистрирован? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) согласие родителей Михайловой на регистрацию брака
2) согласие органов местного самоуправления на регистрацию брака
3) согласие органов опеки и попечительства
4) отсутствие близкого родства между Петровым и Михайловой
5) наличие особых причин для регистрации брака несовершеннолетнего
6) прохождение медицинского обследования Петровым и Михайловой
Пояснение
При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Не допускается заключение брака между близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами) (См. 13, 14 ст. СК РФ).
1) согласие родителей Михайловой на регистрацию брака — нет, неверно.
2) согласие органов местного самоуправления на регистрацию брака — да, верно.
3) согласие органов опеки и попечительства — нет, неверно.
4) отсутствие близкого родства между Петровым и Михайловой — да, верно.
5) наличие особых причин для регистрации брака несовершеннолетнего — да, верно.
6) прохождение медицинского обследования Петровым и Михайловой — нет, неверно.
Ответ: 245.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 20
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Международное ___ (А) – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между ____(Б) и другими субъектами международного общения. К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными _____ (В), между государствами и государство-подобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют ____(Г) международного права. ____ (Д) международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений _____ (Е) международного права или иных субъектов.
Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и её применение является
неоднократным.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание
на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) право |
2) поведение |
3) предмет |
4) субъект |
5) предприятие |
6) организация |
7) норма |
8) государство |
9) гражданин |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
Исходя из контекста, последовательность 186374 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Ответ: 186374.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1 , 8 , 6 , 3 , 7 , 4
Вопрос 21
Укажите два определения инфляции, которые приводит автор?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (нарушение общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие могут оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие, В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
Инфляцию можно определить как «непрерывный общий рост цен». И в этом случае ключевыми словами будут «непрерывный», т. е. рост цен, происходящий постоянно, и «общий», т. е. повышение цен охватывает все рынки. А что происходит с деньгами? Они обесцениваются, падает их покупательная способность.
Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции...
С точки зрения проявления различают открытую и подавленную инфляцию. Первая характерна для стран с рыночной экономикой, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Вторая — это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем за ценами и доходами...
С точки зрения темпов роста цен выделяют три вида инфляции:
— умеренная, когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется. На Западе ее рассматривают как момент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства;
— галопирующая инфляция — рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиифляционных мер;
— гиперинфляция — цены растут астрономическими темпами. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания.
В Д. Камаев
Пояснение
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть приведены следующие определения:
1) дисбаланс спроса и предложения (нарушение общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен;
2) непрерывный общий рост цен.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 22
Приведите два критерия, лежащие в основе выделения различных видов инфляции и перечислите виды инфляции им соответствующие. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите еще один любой критерий выделения типов инфляции и приведите два вида инфляции, выделяемых на основании данного критерия.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (нарушение общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие могут оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие, В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
Инфляцию можно определить как «непрерывный общий рост цен». И в этом случае ключевыми словами будут «непрерывный», т. е. рост цен, происходящий постоянно, и «общий», т. е. повышение цен охватывает все рынки. А что происходит с деньгами? Они обесцениваются, падает их покупательная способность.
Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции...
С точки зрения проявления различают открытую и подавленную инфляцию. Первая характерна для стран с рыночной экономикой, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Вторая — это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем за ценами и доходами...
С точки зрения темпов роста цен выделяют три вида инфляции:
— умеренная, когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется. На Западе ее рассматривают как момент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства;
— галопирующая инфляция — рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиифляционных мер;
— гиперинфляция — цены растут астрономическими темпами. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания.
В Д. Камаев
Пояснение
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
1) В ответе должны быть указаны следующие критерии и соответствующие им типы инфляции:
— темпы роста цен (умеренная, галопирующая, гиперинфляция);
— проявления инфляции (открытая и подавленная).
2) Указан еще один критерий, которого нет в тексте, и приведены типы инфляции, например:
— причины инфляции (инфляция спроса, инфляция предложения (издержек))
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 23
В тексте отмечается, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два фактора, которые могут привести к росту цен. Проиллюстрируйте один из них примером.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (нарушение общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие могут оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие, В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
Инфляцию можно определить как «непрерывный общий рост цен». И в этом случае ключевыми словами будут «непрерывный», т. е. рост цен, происходящий постоянно, и «общий», т. е. повышение цен охватывает все рынки. А что происходит с деньгами? Они обесцениваются, падает их покупательная способность.
Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции...
С точки зрения проявления различают открытую и подавленную инфляцию. Первая характерна для стран с рыночной экономикой, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Вторая — это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем за ценами и доходами...
С точки зрения темпов роста цен выделяют три вида инфляции:
— умеренная, когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется. На Западе ее рассматривают как момент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства;
— галопирующая инфляция — рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиифляционных мер;
— гиперинфляция — цены растут астрономическими темпами. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания.
В Д. Камаев
Пояснение
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе должны быть
1) названы два фактора, ведущие к росту цен, например:
— излишняя эмиссия денег Центральным Банком страны;
— Понижение учетной ставки Центральным Банком.
2) Приведен один конкретизирующий пример, допустим: ЦБ государства Х понизил учетную ставку, что привело к удешевлению кредитов и росту объема денежной массы в стране, это сказалось на увеличении нормы инфляции.
Могут быть названы другие факторы и приведен иной пример.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 24
Автор подчеркивает, что в условиях гиперинфляции вести успешный бизнес невозможно. Используя знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в обоснование этого вывода.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (нарушение общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие могут оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие, В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
Инфляцию можно определить как «непрерывный общий рост цен». И в этом случае ключевыми словами будут «непрерывный», т. е. рост цен, происходящий постоянно, и «общий», т. е. повышение цен охватывает все рынки. А что происходит с деньгами? Они обесцениваются, падает их покупательная способность.
Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции...
С точки зрения проявления различают открытую и подавленную инфляцию. Первая характерна для стран с рыночной экономикой, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Вторая — это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем за ценами и доходами...
С точки зрения темпов роста цен выделяют три вида инфляции:
— умеренная, когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется. На Западе ее рассматривают как момент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства;
— галопирующая инфляция — рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиифляционных мер;
— гиперинфляция — цены растут астрономическими темпами. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания.
В Д. Камаев
Пояснение
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть приведены, к примеру, такие аргументы:
1) обесценение денег в условиях гиперинфляции ведет к бартерному обмену и нарушению связей между предприятиями в рамках производственного цикла;
2) в силу неустойчивости и непредсказуемости экономических процессов при гиперинфляции становится невозможным планировать производство на длительный срок;
3) обесценивание денег ведет к резким диспропорциям между оплатой труда и ценами на произведенную продукцию.
Могут быть приведены другие аргументы.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 25
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «общественный прогресс»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об относительности общественного прогресса;
− одно предложение, раскрывающее один из критериев общественного прогресса.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Пояснение
В правильном ответе могут быть указаны:
Общественный прогресс – изменения, характеризующиеся переходом от менее совершенных форм социальной организации, к более совершенным, от простого к сложного, которые охватывают все сферы общественной жизни.
Могут быть приведены следующие примеры:
- относительность общественного прогресса проявляется в том, что существуют области, для которых понятие прогресс субъективно: искусство, религия и т.д.
- одним из критериев общественного прогресса является возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 26
В современном обществе усиливается роль и значение гражданских институтов. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Приведены примеры, допустим:
— ассоциации педагогов, профсоюзы работников образования принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании;
— объединения жильцов, товарищества собственников жилья вместе с мэрией, руководством города обсуждают вопросы градостроительства, улучшения транспортной ситуации, строительства новых парковок;
— журналисты, представители профессиональных объединений работников, занятых в СМИ, выступают против давления на СМИ, в защиту свободы слова;
— организации ветеранов локальных войн и конфликтов выступают с требованиям разработки дополнительных мер социальной защиты военнослужащих;
— экологические организации и движения обсуждают решения о строительстве крупных комплексов промышленных предприятий, поправки к природоохранному законодательству.
Могут быть приведены и иные верные примеры.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 27
На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем проявляется сложность познания объективного мира. (Назовите три проявления).
Пояснение
Могут быть приведены следующие проявления, например:
- человеческие возможности физически ограничены, поэтому только с развитием технического прогресса появляются инструменты, позволяющие человеку ставить определенные опыты и и эксперименты и познавать мир;
- широта объектов познания, сложность большинства познаваемых объектов, бесконечность человеческой мысли породила огромное количество теорий и картин мира;
- человек постоянно находится под действием эмоций, убеждений, мешающих объективному познанию мира;
Могут быть приведены другие проявления сложности объективного познания мира.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 28
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологические права граждан и способы их защиты». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие экологического права.
2. Основные экологические права граждан:
а) право на благоприятную окружающую среду;
б) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
в) право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
3. Механизмы зашиты экологических прав граждан:
а) несудебные;
б) судебные.
4. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения:
а) административная;
б) уголовная и др.
5. Понятие окружающая среда, ее элементы:
а) природные объекты;
б) природно-антропогенные объекты;
в) антропогенные объекты.
6. Экологические обязанности граждан.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Наличие любых двух из 2—5. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 29
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой).
29.2 Экономика: «Если мы планируем слишком много, т. е. отдаем слишком большую власть государству, то свобода будет потеряна» (К. Поппер).
29.3 Социология, социальная психология: «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем» (Аристотель).
29.4 Политология: «Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь» (П. Буаст).
29.5 Правоведение: «Всякая власть предполагает минимум права, всякое право предполагает минимум власти» (Б. П. Вышеславцев).
Пояснение
1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:
1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.
1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.
2. Структура мини-сочинения:
2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.
2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:
2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).
2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).
2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:
2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников.
2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.
3. При написании мини-сочинения, важно помнить:
3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.
3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).
3.3. Необходимо избегать обыденного языка.
3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.
3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос