Русский язык (Определение главной информации текста)
Результаты теста
Затрачено времени:
09:57:15
Вопрос 1
Напишите слово, пропущенное на схеме в именительном падеже.
Пояснение
Правоотношение — общественные отношения, права и обязанности участников которых определены юридическими нормами и обеспечиваются возможностью государственного принуждения.
Ответ: правоотношения.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
правоотношения
Вопрос 2
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Табу, обычай, право, норма, мораль.
Пояснение
Табу, обычай, право, мораль — все это различные социальные нормы.
Ответ: норма.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 3
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют операции (приёмы) мышления.
1) описание; 2) синтез; 3) наблюдение; 4) абстрагирование; 5) анализ; 6) обобщение.
Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.
Пояснение
Описание и наблюдение — это методы, поэтому они «выпадают» из общего ряда.
Ответ: 13.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 4
Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) знание, выраженное в доступной форме
2) знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом
3) знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека
4) знание, соответствующее интересам субъекта
5) знание, имеющее широкие возможности для распространения
6) знание, которое разделяет большинство людей
Пояснение
Истина — адекватное отражение действительности в сознании человека. Черты истины — знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом и знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека.
Ответ: 23.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 5
Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ |
|
ТИПЫ ОБЩЕСТВА |
А) сословная структура общества
Б) ведущая роль информации в жизни общества
В) утверждение ценностей прогресса, личного успеха
Г) серийное производство товаров массового потребления
Д) выдвижение на первый план сферы услуг
|
|
1) аграрное
2) индустриальное
3) постиндустриальное
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
Доиндустриальное общество (традиционное) — состязание человека с природой. Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2/3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.
Индустриальное — состязание человека с преобразованной природой. Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.
Постиндустриальное — состязание между людьми. Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.
А) сословная структура общества — аграрное.
Б) ведущая роль информации в жизни общества — постиндустриальное.
В) утверждение ценностей прогресса, личного успеха — индустриальное.
Г) серийное производство товаров массового потребления — индустриальное.
Д) выдвижение на первый план сферы услуг — постиндустриальное.
Ответ: 13223.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1 , 3 , 2 , 2 , 3
Вопрос 6
Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.
2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.
3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.
4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.
5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.
6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.
Пояснение
1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений — нет, неверно, рациональное.
2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья — да, верно.
3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях — нет, неверно, рациональное.
4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме — нет, неверно, рациональное.
5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов — да, верно.
6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья — да, верно.
Ответ: 256.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 7
Выберите верные суждения о налогообложении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Пропорциональное налогообложение означает, что ставка налога зависит от величины дохода.
2) При пропорциональном налогообложении с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких.
3) При прогрессивной системе по мере возрастания дохода увеличивается ставка налога.
4) При регрессивном налогообложении семья с меньшими доходами платит больший процент от своих доходов, чем семья с высокими доходами.
5) При регрессивном налогообложении могут взиматься одинаковые ставки налога со всех налогоплательщиков.
Пояснение
1) Пропорциональное налогообложение означает, что ставка налога зависит от величины дохода — нет, неверно.
2) При пропорциональном налогообложении с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких — нет, неверно.
3) При прогрессивной системе по мере возрастания дохода увеличивается ставка налога — да, верно.
4) При регрессивном налогообложении семья с меньшими доходами платит больший процент от своих доходов, чем семья с высокими доходами — да, верно.
5) При регрессивном налогообложении могут взиматься одинаковые ставки налога со всех налогоплательщиков — нет, не верно.
Ответ: 34.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 8
Установите соответствие между целями налогообложения и функциями налогов. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЦЕЛИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ |
|
ФУНКЦИИ НАЛОГОВ |
А) обеспечение развития
научно-технического прогресса
Б) снижение безработицы
В) обеспечение финансирования
государственных расходов
Г) сглаживание социального
неравенства в обществе
Д) снижение различий в уровне жизни
в разных регионах страны
|
|
1) фискальная
2) распределительная
3) стимулирующая
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
А) обеспечение развития научно-технического прогресса 3
Б) снижение безработицы 3
В) обеспечение финансирования государственных расходов 1
Г) сглаживание социального неравенства в обществе 2
Д) снижение различий в уровне жизни в разных регионах страны 2
Правильный ответ: 33122
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
3 , 3 , 1 , 2 , 2
Вопрос 9
Какие налоги уплачивает предприятие? Найдите в приведенном списке нужные позиции и запишите цифры, под которыми эти налоги указаны.
1) налог на прибыль
2) налог на добавленную стоимость
3) налог на доходы физических лиц
4) налог на наследство
5) государственная пошлина
Пояснение
1) налог на прибыль — да, верно.
2) налог на добавленную стоимость — да, верно.
3) налог на доходы физических лиц — нет, неверно.
4) налог на наследство — нет, неверно.
5) государственная пошлина — да, верно.
Ответ: 125.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 10
На графике изображено изменение предложения скейт бордов на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) снижение тарифов на электроэнергию
2) падение цен на самокаты и велосипеды
3) сокращение числа фирм-производителей
4) повышение налога на прибыль
5) сокращение субсидий на развитие малого и среднего бизнеса
Пояснение
Факторы предложения.
- цены на ресурсы
-технология производства
-налоги
-дотации
-цены на другие товары
-ожидания изменения цен
-число продавцов на рынке
Ответ: 12.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 11
Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В современном обществе социальный статус многих людей многократно меняется.
2) Социальный статус выступает динамическим выражением социальной роли.
3) Отдельные статусные позиции люди получают при рождении.
4) Одним из важных критериев социального статуса человека в современном обществе выступает уровень образования.
5) Социологи различают устойчивый и переменный статусы.
Пояснение
Соц. статус — социальное положение человека в обществе. Виды статусов:
Предписанный — статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени (возраст, пол, раса, национальность, королевская семья, родственники в законе)
Достигаемый — статус, который человек получил благодаря своим усилиям, желанию или везению (профессия, муж, миллионер, чемпион мира).
Смешанный (инвалид).
1) В современном обществе социальный статус многих людей многократно меняется — да, верно.
2) Социальный статус выступает динамическим выражением социальной роли — нет, неверно. Наоборот — социальная роль это динамичное выражение социального статуса.
3) Отдельные статусные позиции люди получают при рождении — да, верно.
4) Одним из важных критериев социального статуса человека в современном обществе выступает уровень образования — да, верно.
5) Социологи различают устойчивый и переменный статусы — нет, неверно.
Ответ: 134.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 12
Учёные опросили З6-летних работающих мужчин и женщин страны Z. Им задавали вопрос: «Как в жизни современной женщины должны сочетаться дом и работа?»
Полученные результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z y женщин нет возможности сочетать работу и семейные обязанности.
2) Большинство мужчин страны Z придерживаются патриархальных взглядов.
3) Ценность семьи, обязанности по воспитанию ребёнка для многих людей важнее, чем профессиональная реализация женщины.
4) Мужчины страны Z не выдерживают конкуренции с женщинами в профессиональной сфере.
5) Мнения мужчин и женщин о сочетании дома и работы в жизни женщины как идеальном варианте совпали.
Пояснение
1) В стране Z y женщин нет возможности сочетать работу и семейные обязанности — нет, неверно.
2) Большинство мужчин страны Z придерживаются патриархальных взглядов — нет, неверно.
3) Ценность семьи, обязанности по воспитанию ребёнка для многих людей важнее, чем профессиональная реализация женщины — да, верно.
4) Мужчины страны Z не выдерживают конкуренции с женщинами в профессиональной сфере — нет, неверно.
5) Мнения мужчин и женщин о сочетании дома и работы в жизни женщины как идеальном варианте совпали — да, верно.
Ответ: 35.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 13
Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие демократические выборы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) тайная подача голосов
2) наличие возрастного ценза
3) доступность правдивой информации о кандидатах
4) равноправие избирателей
5) наличие альтернативных кандидатов
6) регистрация избирателей на избирательных участках
Пояснение
Демократия — свободное волеизъявление народа, без давления. Должно гарантироваться право выбора людей, равенство кандидатов и их электората, всех граждан в голосовании, а также возможность голосовать за разных кандидатов, так как демократия предполагает политический плюрализм.
1) тайная подача голосов — да, верно.
2) наличие возрастного ценза — нет, неверно.
3) доступность правдивой информации о кандидатах — да, верно.
4) равноправие избирателей — да, верно.
5) наличие альтернативных кандидатов — да, верно.
6) регистрация избирателей на избирательных участках — нет, неверно.
Ответ: 1345.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 14
Установите соответствие между характеристикой республики и её формой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКИ |
|
ВИД РЕСПУБЛИКИ |
А) Президент избирается парламентом и выполняет главным образом представительские функции.
Б) Правительство несёт ответственность как перед президентом, так и перед парламентом.
В) Президент возглавляет систему исполнительной власти.
Г) Президент не обладает правом роспуска парламента.
Д) Правительство несёт ответственность только перед парламентом.
|
|
1) президентская
2) парламентская
3) смешанная
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
В парламентской республике правительство несет ответственность перед парламентом. Правительство формируется партией, имеющей большинство в парламенте. Президент имеет право роспуска парламента. Особенности президентской республики: избрания президента путем выборов; Президент формирует Правительство; Президент является главой исполнительной власти; Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку; Президент не может распустить Парламент.
А) Президент избирается парламентом и выполняет главным образом представительские функции — парламентская.
Б) Правительство несёт ответственность как перед президентом, так и перед парламентом — смешанная.
В) Президент возглавляет систему исполнительной власти — президентская.
Г) Президент не обладает правом роспуска парламента — президентская.
Д) Правительство несёт ответственность только перед парламентом — парламентская.
Ответ: 23112.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
2 , 3 , 1 , 1 , 2
Вопрос 15
Партия N выступает за сохранение существующей политической системы и экономического уклада. Какие ещё положения программы партии N свидетельствуют о том, что она придерживается консервативной идеологии? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) активная внешняя политика
2) защита традиционных религиозных и национальных ценностей
3) снижение налогов на крупный бизнес
4) поддержка развития науки и образования
5) естественный характер социального неравенства
6) обеспечение прав и свобод человека и гражданина
Пояснение
Главная ценность — незыблемость существующих порядков, традиционализм, стабильность. Естественное неравенство. Сильная государственная власть. Интересы государства ценятся больше чем интересы индивида. Важная роль семьи, религии, морали. Частная собственность.
1) активная внешняя политика — нет, неверно.
2) защита традиционных религиозных и национальных ценностей — да, верно.
3) снижение налогов на крупный бизнес — да, верно.
4) поддержка развития науки и образования — нет, неверно.
5) естественный характер социального неравенства — да, верно.
6) обеспечение прав и свобод человека и гражданина — нет, неверно.
Ответ: 235.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 16
Что из перечисленного согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов Федерации? Запишите цифры, под которыми эти положения указаны.
1) федеративное устройство и территория РФ
2) установление правовых основ единого рынка
3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями
4) общие вопросы воспитания, образования
5) оборона и безопасность
6) уголовное законодательство
Пояснение
Конституция РФ. Статья 72.
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
1) федеративное устройство и территория РФ — нет, неверно.
2) установление правовых основ единого рынка — нет, неверно.
3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями — да, верно.
4) общие вопросы воспитания, образования — да, верно.
5) оборона и безопасность — нет, неверно.
6) уголовное законодательство — нет, неверно.
Ответ: 34.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 17
Выберите верные суждения о дисциплинарной ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Дисциплинарная ответственность возникает в случае нарушения работником трудовой дисциплины.
2) Совершение работником дисциплинарного проступка всегда влечёт за собой применение к нему мер дисциплинарной ответственности.
3) Наложение дисциплинарного взыскания всегда оформляется письменным приказом работодателя.
4) Работодатель может применять к работнику любые меры дисциплинарной ответственности, не запрещённые законом.
5) Работник может оспорить наложенное на него дисциплинарное взыскание.
Пояснение
Юридическая ответственность — правовое принуждение, заключающееся в обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение. Дисциплинарная ответственность — это юридическая ответственность по нормам трудового права, наступающая за нарушение трудовой дисциплины и выражающаяся в наложении на работника, совершившего дисциплинарный проступок, дисциплинарного взыскания.
1) Дисциплинарная ответственность возникает в случае нарушения работником трудовой дисциплины — да, верно.
2) Совершение работником дисциплинарного проступка всегда влечёт за собой применение к нему мер дисциплинарной ответственности — нет, неверно.
3) Наложение дисциплинарного взыскания всегда оформляется письменным приказом работодателя — да, верно (193 ст. ТК РФ)
4) Работодатель может применять к работнику любые меры дисциплинарной ответственности, не запрещённые законом — нет, не верно, только предусмотренные федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (192 ст. ТК РФ)
5) Работник может оспорить наложенное на него дисциплинарное взыскание — да, верно.
Ответ: 135.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 18
Установите соответствие между правомочиями и возрастом их самостоятельной реализации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРАВОМОЧИЕ |
|
ВОЗРАСТ РЕАЛИЗАЦИИ |
А) открывать вклады в кредитных
учреждениях
Б) самостоятельно совершать любые
сделки
В) самостоятельно осуществлять права
автора результатов интеллектуальной
деятельности
Г) быть членом кооператива
Д) подать заявление о признании
полностью дееспособным
|
|
1) с 14 лет
2) с 16 лет
3) с 18 лет
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
С 14 лет: А, В
С 16 лет Г; Д (речь идет о возможности эмансипации несовершеннолетнего, которая появляется при достижении им возраста 16 лет и выполнении иных условий)
С 18 лет Б
Правильный ответ:13122
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1 , 3 , 1 , 2 , 2
Вопрос 19
Найдите в приведённом списке условия, являющиеся обязательными для включения в трудовой договор, запишите цифры, под которыми они указаны.
1) место работы
2) трудовая функция
3) испытание при приеме на работу
4) условия оплаты труда
5) о неразглашении охраняемой законом тайны
6) об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи
Пояснение
Содержание трудового договора предполагает обязательные и дополнительные условия, подробнее см. 57 ст. ТК РФ:
1) место работы — да, верно, обязательное условия.
2) трудовая функция — да, верно, обязательное условия.
3) испытание при приеме на работу — нет, неверно, это дополнительные условия.
4) условия оплаты труда — да, верно, обязательное условия.
5) о неразглашении охраняемой законом тайны — нет, неверно, это дополнительные условия.
6) об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи — нет, неверно, это дополнительные условия.
Ответ: 124.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 20
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слово «искусство» многозначно, как и многие __________ (А), связанные с жизнью общества и __________ (Б). В качестве __________ (В) оно было отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло – мастерство плотника, врача и т. д.). Так, к примеру, важно понимать различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства». Мы назовем __________ (Г) художественную деятельность и то, что является ее результатом (произведение). «Искусство есть человеческая __________ (Д), состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает испытываемые им __________ (Е), а другие люди заражаются его эмоциями и переживают их».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) понятие |
2) производство |
3) деятельность |
4) художественное творчество |
5) культура |
6) человек |
7) чувство |
8) искусство |
9) субъективность |
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Пояснение
Исходя из контекста, последовательность 164837 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Ответ: 1, 6, 4, 8, 3, 7.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1 , 6 , 4 , 8 , 3 , 7
Вопрос 21
Какие две составляющие самосознания называет автор?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
«Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям , возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.
Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий <...>
Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки».
А.Г. Спиркин.
Сознание и самосознание
Пояснение
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
Должны быть указаны следующие составляющие самосознания:
1) познание себя;
2) отношение к себе (к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 22
Какое понятие, по мнениию автора, шире: самосознание или самооценка? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
«Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям , возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.
Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий <...>
Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки».
А.Г. Спиркин.
Сознание и самосознание
Пояснение
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе должно быть
1) Сказано, что самосознание, по мнению автора, шире самооценки;
2) Приведено пояснение на основе текста:
— самооценка и самопознание вместе составляют самосознание личности.
3) Раскрыт смысл понятие личность, например:
— личность — индивид как активный участник социальных отношений, обладающий совокупностью социально значимых качеств и ролевым набором.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 23
Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления влияния низкой самооценки на жизнь человека.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
«Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям , возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.
Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий <...>
Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки».
А.Г. Спиркин.
Сознание и самосознание
Пояснение
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть названы такие проявления этого влияния, например:
1) низкая самооценка не позволяет поддерживать достоинство человека в его собственных глазах;
2) низкая самооценка приводит к неуверенному поведению человека в различных ситуациях;
3) низкая самооценка приводит к невротическим реакциям (закомплексованности, неудовлетворенности собой, озлобленности на других людей, зависти и т. п.).
Могут быть названы и другие проявления.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 24
Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Укажите любые три жизненные ситуации и дайте пояснения к каждой из них, в чем заключается важность адекватной самооценки.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
«Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям , возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.
Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий <...>
Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки».
А.Г. Спиркин.
Сознание и самосознание
Пояснение
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
Могут быть даны описания таких ситуаций, например:
1) выбор профессии (чем адекватнее самооценка, тем удачнее профессиональное самоопределение);
2) выбор пути образования (чем правильнее оценка своих способностей и возможностей, тем успешнее выбор и его результат);
3) выбор способов (стиля) взаимодействия с окружающими (чем правильнее оценка своих личностных качеств, чем требовательнее и критичнее отношение к себе, тем успешнее складываются отношения с окружающими);
4) выбор супруга или супруги (чем адекватнее самооценка, тем вернее моделирование своих отношений с избранником или избранницей).
Могут быть даны описания и иных ситуаций, иллюстрирующих важность самооценки для личности.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 25
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания;
− одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Пояснение
Правильный ответ должен солержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: познание — это активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им фактов, явлений, законов действительности;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, опирающейся на знание курса, например: Благодаря чувственному познанию человек получает информацию о внешних сторонах и свойствах предмета;
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания, например: Различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания заключается в том, что ощущение передают отдельный свойства предмета, а восприятие — целостный образ предмета.
(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.)
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 26
Приведите три проявления роли общественных организаций в политической системе демократического общества и проиллюстрируйте каждое проявление примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение
В правильном ответе могут быть указаны:
1.Защищают интересы граждан. Например, в России действует организация Комитет солдатских матерей, которая защищает интересы лиц проходящих военную службу в российской армии.
2. Решение социальных проблем. Например, экологическая организация «Green Peace» провела серию пикетов и митингов у областного Законодательного Собрания и добилась отмены разрешения на организацию городской свалки в природоохранной зоне.
3. Общественный контроль за деятельностью властей. Например, Общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет» разоблачил группу региональных чиновников, которые незаконно обогащались за счет бюджетных средств. Собранные материалы были переданы в прокуратуру, после чего было возбуждено уголовное дело.
Могут быть приведены иные примеры не искажающие смысла.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 27
Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.
Пояснение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос, например: возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества;
2) обоснования, например:
— возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается;
— возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни общества;
— возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти;
— возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи.
Могут быть приведены другие обоснования.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 28
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Административная юрисдикция в Российской Федерации». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие административной юрисдикции. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
2. Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях.
3. Субъекты административной ответственности:
а) граждане с 16 лет;
б) должностные лица (руководители организаций);
в) юридические лица.
4. Основные участники производства по делам об административных правонарушениях:
а) нарушитель;
б) потерпевший;
в) свидетели, эксперты, понятые, переводчики.
5. Виды административных наказаний:
а) предупреждение;
б) штраф;
в) возмездное изъятие или конфискация предмета нарушения;
г) лишение специального права;
д) арест (до 15 суток за мелкое хулиганство);
е) выдворение за пределы России и др.
6. Основные стадии производства по делу об административном правонарушении. Право на обжалование постановления.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 3—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 29
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело» (Л. Сартр).
29.2 Экономика: «Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок» (Э. Гроув).
29.3 Социология, социальная психология: «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру... видеть мир таким, как он есть, и не бояться его» (Б. Рассел).
29.4 Политология: «Политическая культура — всего только проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное» (С. Верба).
29.5 Правоведение: «Цель наказания — не мщение, а исправление» (А. Н. Радищев).
Пояснение
1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:
1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.
1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.
2. Структура мини-сочинения:
2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.
2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:
2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).
2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).
2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:
2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников.
2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.
3. При написании мини-сочинения, важно помнить:
3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.
3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).
3.3. Необходимо избегать обыденного языка.
3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.
3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос