Русский язык (Определение главной информации текста)
Результаты теста
Затрачено времени:
10:48:45
Вопрос 1
Запишите слово, пропущенное в таблице в именительном падеже.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА | СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
Потребности в воспроизводстве рода |
Институт семьи и брака |
Потребности в ... и социальном порядке |
Политические институты |
Пояснение
Американский психолог А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей. Все потребности человека он расположил в восходящем порядке, от низших к высшим. Для наглядности можно расположить эти категории потребностей в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени.
В основании пирамиды находятся физиологические потребности (голод, жажда), на следующем уровне — потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше — социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне — потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды — потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).
Ответ: безопасность.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
безопасность
Вопрос 2
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Выборы депутатов, избирательное право, списки политических партий, тайное голосование, избирательная кампания.
Пояснение
Избирательное право — 1) (в объективном смысле) система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных органов, т. е. избирательную систему; является одним из институтов конституционного права; 2) (в субъективном смысле) право гражданина избирать и избираться (различаются соответственно активное избирательное право и пассивное избирательное право); одно из основных конституционных прав граждан, относится к группе политических прав.
Ответ: избирательное право.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
избирательное право
Вопрос 3
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают участников уголовного судопроизводства со стороны защиты.
1) потерпевший
2) защитник (адвокат)
3) прокурор
4) подозреваемый
5) гражданский ответчик
6) обвиняемый
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Пояснение
Со стороны защиты в уголовном судопроизводстве участвуют защитник (адвокат), подозреваемый, гражданский ответчик и обвиняемый (7 глава УПК РФ). «Выпадающие» из общего ряда термины обозначают участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения — потерпевший и прокурор (6 глава УПК РФ).
Ответ: 13.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 4
Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.
2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
Пояснение
Деятельность — форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Субъект — тот, кто осуществляет деятельность. Субъект и объект могут совпадать.
Структура деятельности:
1) Цель — осознанный опыт предвосхищаемого результата на достижение которого направлена деятельность.
2) Средства — приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности.
3) Действия — конкретные шаги для достижения цели.
1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции — нет, неверно, эмоции не компонент.
2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов — нет, неверно, коммуникативная тоже предполагает употребление терминов и понятий.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека — да, верно.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер — да, верно.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека — нет, неверно, в детстве игра и учеба.
Ответ: 34.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 5
Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК |
|
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей
Б) направленность на практически полезный результат – различные блага
В) формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности
Г) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в ее процессе
Д) все средства всегда специально направлены на изменение субъекта деятельности
|
|
1) труд
2) игра
3) учёба
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
А) преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей — труд.
Б) направленность на практически полезный результат – различные блага — труд.
В) формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности — учёба.
Г) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в ее процессе — игра.
Д) все средства всегда специально направлены на изменение субъекта деятельности — учёба.
Ответ: 11323.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1 , 1 , 3 , 2 , 3
Вопрос 6
Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества
2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств
3) нацеленность на приобретение новых знаний
4) нацеленность на развитие физических возможностей
5) нацеленность на овладение определенными умениями
6) нацеленность на приобщение к опыту человечества
Пояснение
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества — нет, неверно.
2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств — нет, неверно.
3) нацеленность на приобретение новых знаний — да, верно.
4) нацеленность на развитие физических возможностей — нет, неверно.
5) нацеленность на овладение определенными умениями — да, верно.
6) нацеленность на приобщение к опыту человечества — да, верно.
Ответ: 356.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 7
Выберите в приведённом списке верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Позитивным последствием сокращения уровня инфляции является рост занятости населения.
2) Инфляция предложения характеризуется увеличением издержек производства.
3) Скрытая инфляция возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.
4) Повышение номинальной заработной платы может быть источником инфляции.
5) Одной из форм борьбы с инфляцией является дополнительная эмиссия.
Пояснение
1) Позитивным последствием сокращения уровня инфляции является рост занятости населения. Нет, неверно. Согласно кривой Филлипса существует обратная зависимость между уровнем инфляции и уровнем безработицы
2) Инфляция предложения характеризуется увеличением издержек производства. Да, верно.
3) Скрытая инфляция возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения. Да, верно.
4) Повышение номинальной заработной платы может быть источником инфляции. Да, верно.
5) Одной из форм борьбы с инфляцией является дополнительная эмиссия. Нет, неверно. Дополнительный выпуск денег в оборот приведет только к усилению инфляции.
Ответ: 234.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 8
Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА |
|
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ |
А) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров
Б) бесплатное предоставление отдельным группам граждан лекарственных препаратов
В) обеспечение охраны правопорядка
Г) организация работы общественного транспорта
Д) выплата пенсий, субсидий
|
|
1) социальное обеспечение населения
2) организация производства общественных благ
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели — блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.
А) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров — организация производства общественных благ.
Б) бесплатное предоставление отдельным группам граждан лекарственных препаратов — социальное обеспечение населения.
В) обеспечение охраны правопорядка — организация производства общественных благ.
Г) организация работы общественного транспорта — организация производства общественных благ.
Д) выплата пенсий, субсидий — социальное обеспечение населения.
Ответ: 21221.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
2 , 1 , 2 , 2 , 1
Вопрос 9
Вьюгин подал в налоговую инспекцию декларацию о расходах с целью получения социального налогового вычета. По каким из перечисленных оснований Вьюгин сможет получить социальный налоговый вычет за прошедший год? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) покупка нового автомобиля
2) покупка квартиры
3) лечение в платной клинике
4) поездка на отдых в Сочи
5) оплата за обучение детей в частной школе
6) оплата услуг сотовой связи
Пояснение
Для получения социального налогового вычета необходимо одно из следующих оснований: получение образования, оплата лечения, наличие ребенка и так далее.
1) покупка нового автомобиля — нет, неверно.
2) покупка квартиры — нет, неверно.
3) лечение в платной клинике — да, верно.
4) поездка на отдых в Сочи — нет, неверно.
5) оплата за обучение детей в частной школе — да, верно.
6) оплата услуг сотовой связи — нет, неверно.
Ответ: 35.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 10
На графике отражена ситуация на рынке яхт и яхтенного оборудования: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — объем спроса товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) появление новых производителей яхт и яхтенного оборудования
2) снижение пошлин на ввоз импортных яхт
3) предложение яхт новых моделей
4) рост доходов покупателей яхт
5) легкость приобретения в связи с расширением возможностей покупок яхт в Интернет-магазинах
Пояснение
На графике изображен рост спроса. Факторы спроса: вкусы потребителей, число потребителей на рынке, доходы потребителей, потребительские ожидания изменения цен и доходов, цены на взаимосвязанные товары (автомобиль-бензин), цены на взаимозаменяемые товары (кофе-чай), культурные традиции, обычаи.
1) появление новых производителей яхт и яхтенного оборудования — нет, неверно, это фактор увеличения предложения.
2) снижение пошлин на ввоз импортных яхт — нет, неверно, это фактор увеличения предложения.
3) удорожание материалов для производства яхт — нет, неверно, это фактор уменьшения предложения.
4) рост доходов покупателей яхт — да, верно.
5) легкость приобретения в связи с расширением возможностей покупок яхт в Интернет-магазинах — да, верно.
Ответ: 45.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 11
В столице одного из европейских государств проживает семья, состоящая из супругов и двоих детей. Муж и жена работают в рекламном бизнесе, совместно решают все вопросы жизни семьи. Ежегодно, вместе с детьми они обсуждают вопросы организации летнего отдыха, принимают решения о приобретении всех крупных покупок. Укажите в приведенном перечне характерные признаки семьи, описанной в задании.
1) демократическая
2) патриархальная
3) партнерская
4) нуклеарная
5) моногамная
Пояснение
Партнерский тип семьи — один из четырех типов, выделяемых социологами. Он считается наиболее приемлемой формой супружеской жизни, особенно, в современном мире. Такой тип называют еще демократическим.
Моногамная семья — состоящая из двух партнёров и, возможно, нескольких детей.
1) демократическая — да, верно.
2) патриархальная — нет, неверно.
3) партнерская — да, верно.
4) нуклеарная — да, верно.
5) моногамная — да, верно.
Ответ: 1345.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 12
В ходе социологического опроса граждан страны Z в возрасте от 18 до 35 лет был задан вопрос: «Ознакомлены ли Вы с предвыборной программой одного из кандидатов в президенты?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Треть опрошенных показала высокую степень осведомленности в предвыборных программах кандидатов.
2) Примерно десятая часть опрошенных не видит разницы между программами разных кандидатов.
3) Наибольшее число опрошенных не ознакомились с программами, так как не могут найти информацию.
4) Наименьшее число опрошенных заявили, что нет смысла изучать предвыборные программы кандидатов.
5) Среди респондентов меньше тех, кто не проявил интереса к предвыборным программам кандидатов, чем тех, кто изучил программы, но не проявляет интереса к избирательной компании.
Пояснение
1) Треть опрошенных показала высокую степень осведомленности в предвыборных программах кандидатов. Нет, неверно, если рассматривать всех кто изучил, то их чуть меньше половины, если только нижнюю колонку, то в ней менее трети (треть — это 100:3=33,3 => 30,3<33,3). PS: иногда мы встречаем формулировку около трети, что примерно составляет промежуток от 30 до 35 (десятые округляются по правилам математического округления, то есть, если 29,8, то можно считать как 30).
2) Примерно десятая часть опрошенных не видит разницы между программами разных кандидатов. Да, верно, 9.6%.
3) Наибольшее число опрошенных не ознакомились с программами, так как не могут найти информацию. Нет, неверно.
4) Наименьшее число опрошенных заявили, что нет смысла изучать предвыборные программы кандидатов. Нет, неверно.
5) Среди респондентов меньше тех, кто не проявил интереса к предвыборным программам кандидатов, чем тех, кто изучил программы, но не проявляет интереса к избирательной компании. Да, верно, 13.9 < 15,9.
Ответ: 25.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 13
Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политические элиты являются именно теми субъектами политики, которые сосредоточивают в своем распоряжении политическую власть.
2) Политическая элита — привилегированная группа, занимающая руководящие позиций во властных структурах и непосредственно участвующая в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.
3) Политическая элита осуществляет интегративную функцию, содержанием которой является осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.
4) Одним из факторов, обусловливающих существование политической элиты, является политическая пассивность широких масс населения, главные жизненные интересы которого обычно лежат вне сферы политики.
5) Осуществляя организаторскую функцию, политическая элита укрепляет стабильность и единство общества, устойчивость ее экономической и политической системы, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.
Пояснение
1) Политические элиты являются именно теми субъектами политики, которые сосредоточивают в своем распоряжении политическую власть — да, верно.
2) Политическая элита — привилегированная группа, занимающая руководящие позиций во властных структурах и непосредственно участвующая в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти — да, верно.
3) Политическая элита осуществляет интегративную функцию, содержанием которой является осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь — нет, неверно, интегративная функция — это обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем.
4) Одним из факторов, обусловливающих существование политической элиты, является политическая пассивность широких масс населения, главные жизненные интересы которого обычно лежат вне сферы политики — да, верно.
5) Осуществляя организаторскую функцию, политическая элита укрепляет стабильность и единство общества, устойчивость ее экономической и политической системы, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций — нет, неверно, организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности.
Ответ: 124.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 14
Установите соответствие между полномочиями судебной власти и судебными органами, которые ее осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
|
|
СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ |
А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по гражданским делам
Б) дает разъяснения по вопросам судебной практики
В) является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции
Г) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти
Д) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
|
|
1) Конституционный Суд Российской Федерации
2) Верховный Суд Российской Федерации
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по гражданским делам — Верховный Суд Российской Федерации.
Б) дает разъяснения по вопросам судебной практики — Верховный Суд Российской Федерации.
В) является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции — Верховный Суд Российской Федерации.
Г) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти — Конституционный Суд Российской Федерации.
Д) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации — Конституционный Суд Российской Федерации.
Ответ: 22211.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
2 , 2 , 2 , 1 , 1
Вопрос 15
В государстве Z сторонники вновь созданной политической партии разделяют идею сохранения привилегий отдельных социальных слоёв. Какие из приведенных признаков свидетельствуют о том, что партия стоит на консервативных позициях? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Власть не должна вмешиваться в отношения собственности.
2) Важнейший приоритет общества — полная экономическая свобода.
3) Первостепенное значение имеет принцип социальной справедливости.
4) Следует поддерживать традиционные ценности.
5) Государство должно помогать наиболее обездоленным группам населения.
6) Незыблемой ценностью является семья.
Пояснение
1) Власть не должна вмешиваться в отношения собственности — да, верно.
2) Важнейший приоритет общества — полная экономическая свобода — нет, неверно, это либеральная ценность.
3) Первостепенное значение имеет принцип социальной справедливости — нет, неверно, это социал-демократический признак.
4) Следует поддерживать традиционные ценности — да, верно.
5) Государство должно помогать наиболее обездоленным группам населения — нет, неверно, это социал-демократический признак.
6) Незыблемой ценностью является семья — да, верно.
Ответ: 146.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 16
Что из перечисленного ниже относится к видам субъектов Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) республика
2) автономный край
3) автономный округ
4) автономная область
5) федеральный округ
Пояснение
1) республика — да, верно.
2) автономный край — нет, неверно, автономных краев в РФ нет.
3) автономный округ — да, верно.
4) автономная область — да, верно.
5) федеральный округ — нет, неверно, это не субъекты.
Ответ: 134.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 17
Найдите в приведенном списке отличительные признаки кооператива. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности
2) устав должен содержать условия о размере паевых взносов членов коммерческой организации
3) участником может быть одно лицо, которому в этом случае деятельность коммерческой организации полностью подконтрольна
4) генеральный директор на практике чаще всего выступает в качестве единоличного исполнительного органа коммерческой организации
5) высшим органом управления коммерческой организации является общее собрание членов этой организации
Пояснение
Производственный кооператив — добровольное объединение граждан на основе членства, основанное на их их личном трудовом участии, а так же на на имущественных паевых взносов. Осуществляет производственную или иную хозяйственную деятельность. Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Устав кооператива должен содержать сведения: о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о характере и порядке трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по личному трудовому участию; о порядке распределения прибыли и убытков кооператива; о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Минимальное количество участников кооператива 5 человек.
1) добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности — да, верно.
2) устав должен содержать условия о размере паевых взносов членов коммерческой организации — да, верно.
3) участником может быть одно лицо, которому в этом случае деятельность коммерческой организации полностью подконтрольна — нет, неверно.
4) генеральный директор на практике чаще всего выступает в качестве единоличного исполнительного органа коммерческой организации — нет, неверно.
5) высшим органом управления коммерческой организации является общее собрание членов этой организации — да, верно.
Ответ: 125.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 18
Установите соответствие между признаками и организационно- правовыми формами предпринимательской деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
|
ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
A) неделимость имущества предприятия невозможность его распределения по вкладам, долям, акциям
Б) добровольность объединения для совместной хозяйственной деятельности
B) объединение имущественных паевых взносов учредителей
Г) хозяйственное ведение (оперативное управление) собственностью учредителя
Д) личное трудовое участие создателей предприятия в его деятельности
|
|
1) унитарное предприятие
2) производственный кооператив
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Для данного вопроса нет пояснения
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1 , 2 , 2 , 1 , 2
Вопрос 19
Во время экскурсии в районную управу учащиеся 10 класса познакомились с работой органа местного самоуправления. Какие из функций и особенностей местного самоуправления названы ниже? Выберите из приведённого списка положения, отражающие функции и черты местного самоуправления, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Органы местного самоуправления назначаются городской администрацией.
2) Органы местного самоуправления могут устанавливать местные налоги и сборы.
3) Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения.
4) Гражданам предоставляются равные права на осуществление местного самоуправления.
5) Органы местного самоуправления обладают законодательной властью.
6) Органы местного самоуправления входят в систему органов государственной власти.
Пояснение
Функции местного самоуправления — основные направления деятельности местного самоуправления, характеризующие его природу и социальное назначение. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляет следующие функции: обеспечивает участие населения в самостоятельном решении местных вопросов; обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории; управляет муниципальной собственностью; обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах; осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления; обеспечивает охрану общественного порядка, реализацию законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования.
1) Органы местного самоуправления назначаются городской администрацией — нет, неверно.
2) Органы местного самоуправления могут устанавливать местные налоги и сборы — да, верно.
3) Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения — да, верно.
4) Гражданам предоставляются равные права на осуществление местного самоуправления — да, верно.
5) Органы местного самоуправления обладают законодательной властью — нет, неверно.
6) Органы местного самоуправления входят в систему органов государственной власти — нет, неверно.
Ответ: 234.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 20
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Наука о знании и познании выделяет различные формы __________(А), благодаря которым субъект получает первичную информацию об объекте. Отражение отдельных свойств, отдельных признаков называют __________(Б). Целостное отражение предметов в многообразии их свойств называют __________(В). Наиболее сложная форма этого этапа познания – __________(Г), поскольку здесь уже нет конкретного предмета, который отражается.
В процессе __________(Д) используются такие формы, как понятие, __________(Е), умозаключение».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) ощущение |
2) рациональное познание |
3) представление |
4) суждение |
5) память |
6) чувственное познание |
7) воображение |
8) восприятие |
9) эмпирическое познание |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
Исходя из контекста, последовательность 6, 1, 8, 3, 2, 4 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Ответ: 6, 1, 8, 3, 2, 4.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
6 , 1 , 8 , 3 , 2 , 4
Вопрос 21
Какие четыре признака информационного общества названы автором?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Становление информационного общества далеко не завершено, однако представляется возможным выделить некоторые его характеристики.
Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге, удельный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск. Так, в фармацевтических и компьютерных фирмах США последние снизились до 10-15% ее стоимости (в автомобильной промышленности США они все еще выше 50%, что видимо, определяет ее отставание от японской).
Доля продаж «ноу-хау», т.е. технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли начинает превышать доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики. По существующим оценкам, в США этот «порог» был превзойден еще в 1980-х гг.
Доля самодеятельного населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации, начинает превышать численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности. Здесь следует отметить, что сфера обслуживания дифференцируется: часть ее работников, даже в наиболее развитых странах, все еще занята достаточно тяжелым физическим трудом, в то время как большинство из них начинают обслуживать информационный сектор экономики.
Информационные потоки получают новый материальный носитель, т.е. глобальную сеть телекоммуникаций, а также Интернет. <...>
Существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится феномен «кризиса человека»... Человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации осознанно вообще не воспринимается, отсекается или поглощается некритично. <...>
Можно говорить о начале процесса возникновения глобального информационного общества как новой стадиальной фазы мирового ци- вилизационного развития.
Пояснение
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе должны быть указаны следующие признаки:
1) доминирующим в экономике становится сектор, связанный со знаниями, производством и обработкой информации;
2) доля продаж технической информации в общем объеме международной торговли превышает долю сельского хозяйства и промышленности;
3) доля населения, занятого производством и обработкой информации, превышает долю населения, занятого индустриальным и сельскохозяйственным трудом;
4) информация получает новый материальный носитель (Интернет, мировые телекоммуникации).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 22
Укажите, о начале какого процесса говорит автор, характеризуя современное общество. Опираясь на знание обществоведческого курса, дайте определение понятия «глобализация».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Становление информационного общества далеко не завершено, однако представляется возможным выделить некоторые его характеристики.
Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге, удельный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск. Так, в фармацевтических и компьютерных фирмах США последние снизились до 10-15% ее стоимости (в автомобильной промышленности США они все еще выше 50%, что видимо, определяет ее отставание от японской).
Доля продаж «ноу-хау», т.е. технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли начинает превышать доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики. По существующим оценкам, в США этот «порог» был превзойден еще в 1980-х гг.
Доля самодеятельного населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации, начинает превышать численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности. Здесь следует отметить, что сфера обслуживания дифференцируется: часть ее работников, даже в наиболее развитых странах, все еще занята достаточно тяжелым физическим трудом, в то время как большинство из них начинают обслуживать информационный сектор экономики.
Информационные потоки получают новый материальный носитель, т.е. глобальную сеть телекоммуникаций, а также Интернет. <...>
Существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится феномен «кризиса человека»... Человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации осознанно вообще не воспринимается, отсекается или поглощается некритично. <...>
Можно говорить о начале процесса возникновения глобального информационного общества как новой стадиальной фазы мирового ци- вилизационного развития.
Пояснение
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
1) В ответе указан ответ на первый вопрос:
— можно говорить о начале процесса возникновения глобального информационного общества как новой стадиальной фазы мирового цивилизационного развития.
2) Дано объяснение понятию, например:
— совокупность процессов, ведущих к интеграции современного человечества, к охвату его экономическими, социальными, культурными, политическими взаимоотношениями и отношениями взаимозависимости.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 23
Автор полагает, что информационное общество является глобальным». Укажите любые три проявления глобализации в современном обществе.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Становление информационного общества далеко не завершено, однако представляется возможным выделить некоторые его характеристики.
Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге, удельный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск. Так, в фармацевтических и компьютерных фирмах США последние снизились до 10-15% ее стоимости (в автомобильной промышленности США они все еще выше 50%, что видимо, определяет ее отставание от японской).
Доля продаж «ноу-хау», т.е. технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли начинает превышать доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики. По существующим оценкам, в США этот «порог» был превзойден еще в 1980-х гг.
Доля самодеятельного населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации, начинает превышать численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности. Здесь следует отметить, что сфера обслуживания дифференцируется: часть ее работников, даже в наиболее развитых странах, все еще занята достаточно тяжелым физическим трудом, в то время как большинство из них начинают обслуживать информационный сектор экономики.
Информационные потоки получают новый материальный носитель, т.е. глобальную сеть телекоммуникаций, а также Интернет. <...>
Существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится феномен «кризиса человека»... Человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации осознанно вообще не воспринимается, отсекается или поглощается некритично. <...>
Можно говорить о начале процесса возникновения глобального информационного общества как новой стадиальной фазы мирового ци- вилизационного развития.
Пояснение
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
Могут быть указаны любые три проявления глобализации, например:
— усиление мировых экономических связей, увеличение роли транснациональных корпораций в мировой экономике;
— развитие международной торговли, ослабление торговых барьеров и ограничений;
— развитие современных средств коммуникации, в том числе Интернета;
— острота глобальных проблем — проблем, порожденных деятельностью человечества в целом и требующих для своего решения согласованных усилий всех стран.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 24
Какую проблему, связанную с «кризисом человека» в условиях становления информационного общества, называет автор? Назовите любые две другие проблемы, составляющие суть «кризиса человека», которые вам известны из курса обществознания.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Становление информационного общества далеко не завершено, однако представляется возможным выделить некоторые его характеристики.
Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге, удельный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск. Так, в фармацевтических и компьютерных фирмах США последние снизились до 10-15% ее стоимости (в автомобильной промышленности США они все еще выше 50%, что видимо, определяет ее отставание от японской).
Доля продаж «ноу-хау», т.е. технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли начинает превышать доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики. По существующим оценкам, в США этот «порог» был превзойден еще в 1980-х гг.
Доля самодеятельного населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации, начинает превышать численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности. Здесь следует отметить, что сфера обслуживания дифференцируется: часть ее работников, даже в наиболее развитых странах, все еще занята достаточно тяжелым физическим трудом, в то время как большинство из них начинают обслуживать информационный сектор экономики.
Информационные потоки получают новый материальный носитель, т.е. глобальную сеть телекоммуникаций, а также Интернет. <...>
Существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится феномен «кризиса человека»... Человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации осознанно вообще не воспринимается, отсекается или поглощается некритично. <...>
Можно говорить о начале процесса возникновения глобального информационного общества как новой стадиальной фазы мирового ци- вилизационного развития.
Пояснение
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
1) Должна быть названа проблема, о которой говорит автор:
— в условиях информационного общества человек подвергается воздействию огромного потока информации, осмыслить которую он не в состоянии; в результате значительная часть информации либо отсекается, либо усваивается некритично.
2) Могут быть указаны любые две другие проблемы, связанные с «кризисом человека», например:
— возникают трудности в процессе социализации, в том числе политической, усиливаются тенденции к «бегству» людей от проблем общества;
— множится число аварий, техногенных катастроф, вызванных информационными перегрузками работников;
— возрастание объема информации создает сложности для политиков, принимающих ответственные решения.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 25
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах ненаучного познания;
− одно предложение, раскрывающее один любой вид ненаучного познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Пояснение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
понятие, например
1) Познание — особый вид деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной реальности его сознанием и органами чувств, а результатом получение знаний.
2) Видами ненаучного познания является эстетическое познание, обыденное, мифологическое и паранаучное.
3) Эстетическое познание предполагает получение знаний об окружающем мире через восприятие художественных образов тех или иных произведений искусств.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 26
Раскройте на трёх примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества. Сначала укажите роль (функцию) налоговой системы, затем пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение
Значение налоговой системы раскрыто на трёх примерах, допустим:
1) стимулирующая функция. Пример: В период кризиса властями государства Х. было принято решение снизить налоги для бизнеса, что обеспечило постепенный выход страны из рецессии.
2) социально-воспитательная функция. Пример: властями государства Х. было принято решение об увеличении акцизов на алкогольную продукцию, что привело к снижению ее потребления населением.
3) распределительная функция. Пример: в России за счет налогов и сборов финансируются различные социальные трансферты населению: пенсии по инвалидности, пособия по безработице и т.д.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 27
В стране Н. длительное время существовала прогрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц, вызывающая серьёзные нарекания состоятельных людей. Ряд граждан, не желающих уплачивать налог на сверхдоходы, уехали из страны и приняли гражданство соседних стран. Пришедшее к власти новое правительство провело налоговую реформу, установив пропорциональную шкалу налогообложения.
В чём заключается сущность данной шкалы исчисления налога? Приведите три предположения о её преимуществах.
Пояснение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1. Определена сущность пропорциональной шкалы исчисления налога, допустим:
- сущность пропорциональной шкалы заключается в установлении единой ставки налога вне зависимости от уровня дохода.
2. Приведены в качестве преимуществ позиции, например:
- простота расчёта и сбора налога;
- выход многих доходов из «тени», легализация доходов;
- повышение активности работников в поиске дополнительных заработков, дополнительных доходов:
- уравнение всех категорий налогоплательщиков в правах.
Могут быть приведены иные преимущества.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 28
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданское общество и правовое государство». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
При анализе ответа учитываются:
— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
— полнота отражения основного содержания в плане;
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие правовое государство.
2) Признаки правового государства:
а) верховенство права;
б) незыблемость прав и свобод человека;
в) реальное разделение властей.
3) Понятие гражданское общество, его основные институты:
а) местное самоуправление;
б) клубы по интересам, защита окружающей среды;
в) центры дошкольного воспитания;
г) общественные библиотеки и т.д.
4) Основные признаки гражданского общества:
а) преобладание горизонтальных связей;
б) негосударственный характер;
в) самоорганизация и добровольный характер участия и т.д.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 29
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Человек должен непоколебимо верить, что непостижимое постижимо, иначе он ничего не сможет исследовать» (Иоганн Вольфганг Гёте).
29.2 Экономика: «Бизнес — увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил» (Б. Гейтс).
29.3 Социология, социальная психология: «Дальше всех уйдёт тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях к сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным» (Фукидид).
29.4 Политология: «Ни одно правительство не может считать себя по- настоящему в безопасности там, где не существует влиятельной оппозиции» (Бенджамин Дизраэли).
29.5 Правоведение: «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).
Пояснение
1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:
1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.
1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.
2. Структура мини-сочинения:
2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.
2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:
2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).
2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).
2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:
2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников.
2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.
3. При написании мини-сочинения, важно помнить:
3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.
3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).
3.3. Необходимо избегать обыденного языка.
3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.
3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос