Русский язык (Определение главной информации текста)
Результаты теста
Затрачено времени:
08:07:33
Вопрос 1
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Современные автомобили очень часто оснащаются эффективным средством защиты водителя и пассажиров от травм в случае аварии — подушками безопасности.
2) В некоторых современных автомобилях раскрытие подушек безопасности при непристёгнутых ремнях блокируется, так как в этом случае срабатывание подушек уже само по себе может стать причиной травмы водителя (пассажира).
3) Подушки безопасности, часто используемые в современных автомобилях, раскрываются с огромной скоростью, и это может стать причиной травм водителя (пассажира).
4) В некоторых моделях автомобилей невозможно завести мотор, если предварительно не пристегнуться ремнём безопасности.
5) Срабатывание подушек уже само по себе может стать причиной травмы водителя (пассажира), если он не пристёгнут ремнями безопасности, поэтому в некоторых современных автомобилях раскрытие подушек безопасности при непристёгнутых ремнях блокируется.
(1)В некоторых моделях современных автомобилей раскрытие подушек безопасности при непристёгнутых ремнях автоматически блокируется. (2)<...>, что срабатывание подушек, происходящее с огромной скоростью, сродни сильному удару. (3)Если тело непристёгнутого человека в момент аварии не будет зафиксировано ремнём и сместится в сторону, подушка не только окажется плохим помощником, но и сама может стать причиной серьёзной травмы. |
Пояснение
В предложении 1) информация неполная: не сказано, что раскрытие подушек безопасности при непристёгнутых ремнях может стать причиной травмы водителя, поэтому подушки в современных автомобилях блокируются.
В предложении 3) информация неполная: не сказано, что раскрытие подушек безопасности при непристёгнутых ремнях в современных автомобилях блокируется.
Предложение 4) противоречит содержанию текста: в тексте нет информации, что мотор автомобиля не заводится, если не пристегнуться ремнём.
Верно передана главная информация текста в предложениях 2) и 5).
Ответ: 25|52.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 2
Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
(1)В некоторых моделях современных автомобилей раскрытие подушек безопасности при непристёгнутых ремнях автоматически блокируется. (2)<...>, что срабатывание подушек, происходящее с огромной скоростью, сродни сильному удару. (3)Если тело непристёгнутого человека в момент аварии не будет зафиксировано ремнём и сместится в сторону, подушка не только окажется плохим помощником, но и сама может стать причиной серьёзной травмы. |
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
дело в том
Вопрос 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МОДЕ́ЛЬ [дэ ], -и, жен.
1. Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с к-рого воспроизводится изображение. Новая м. платья. М. для литья. Модели для скульптур.
2. Уменьшенное (или в натуральную величину) воспроизведение или макет чего-н. М. корабля. Летающая м. самолёта.
3. Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля.
4. Схема какого-н. физического объекта или явления (спец.). М. атома. М. искусственного языка.
5. Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица.
(1)В некоторых моделях современных автомобилей раскрытие подушек безопасности при непристёгнутых ремнях автоматически блокируется. (2)<...>, что срабатывание подушек, происходящее с огромной скоростью, сродни сильному удару. (3)Если тело непристёгнутого человека в момент аварии не будет зафиксировано ремнём и сместится в сторону, подушка не только окажется плохим помощником, но и сама может стать причиной серьёзной травмы. |
Пояснение
В первом предложении текста слово МОДЕЛЬ употреблено в значении 3.
Ответ: 3.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
прозорлИва
обострИть
диспансЕр
бухгАлтеров
дешевизнА
Показать правило
Пояснение
Ошибка допущена в слове «дешевизнА». Следует говорить так, как говорил Балда в сказке Пушкина:
А Балда приговаривал с укорИзной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевИзной».
Ответ: дешевизна.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
дешевизна
Вопрос 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.
Предлагаемый студентам дополнительный курс лекций позволит им ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знаниях.
Территорию, находящуюся под местом кладки карниза, в целях безопасности необходимо ОТГОРОДИТЬ.
На сцене появился ПОПУЛЯРНЫЙ исполнитель.
К сожалению, всё больше появляется ПОПУЛИСТСКИХ лозунгов, причём провозглашаются они весьма известными политиками.
Показать правило
Пояснение
Ошибка допущена в предложении Территорию, находящуюся под местом кладки карниза, в целях безопасности необходимо ОТГОРОДИТЬ.
В данном случае нужно применить слово ОГОРОДИТЬ. Слова ОГОРОДИТЬ и ОГРАДИТЬ одного корня (чередуются ОРО/РА), поэтому территорию можно огородить так же, как и оградить.
Ответ: огородить|оградить.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
оградить
Вопрос 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание.
То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в темноте.
Неуместно сочетание «чернеющая темнота».
Ответ: чернеющая|чернеющей.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
чернеющая
Вопрос 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками
ЕДЬ вперёд
спелых АБРИКОСОВ
ЖЁСТЧЕ дерева
новых ПОЛОТЕНЕЦ
Показать правило
Пояснение
Неверно: едь вперед. Корректно: поезжай вперед. И только так!
Написать езжай — значит, получить минус 1 балл!. Так нельзя.
Ответ: поезжай.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
поезжай
Вопрос 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
|
|
1) Спортсмены, которые будут выступать на чемпионате мира, сейчас упорно тренируются, мечтая о победе.
2) А. И. Куинджи в картине «Березовой роще» не использовавшимся до этого в русском пейзаже приёмом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.
3) Благодаря труда лингвистов мы узнали имена живших тысячелетия назад реальных людей: художников и скульпторов, императоров и жрецов.
4) Те, кто не смог посмотреть новый фильм, очень сожалели об этом.
5) Те, кто изучал математику, конечно, знает о Евклиде.
6) Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.
7) Н. М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».
8)Куинджи считал себя русским, предками своими называл греков, которые со времён античности населяли Причерноморское побережье.
9) Соблюдая правила этикета, можно даже неудовольствие выразить так, что никто не обидится.
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением в предложении 2. Название картины, имя собственное, ставится в именительном падеже, если оно является приложением, то есть вторым названием. Первое название — картина.
Приведём верное написание: А. И. Куинджи в картине «БерезовАЯ рощА» не использовавшимся до этого в русском пейзаже приёмом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом в предложении 3 заключается в том, что после предлога «благодаря» имена существительные употребляются только в форме дательного падежа ЧЕМУ? и ни в какой другой.
Приведём верное написание: Благодаря трудУ лингвистов мы узнали имена живших тысячелетия назад реальных людей: художников и скульпторов, императоров и жрецов.
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 5 состоит в том, что что подлежащее ТЕ требует сказуемого во множественном числе.
Приведём верное написание: Те, кто изучал математику, конечно, знаЮТ о Евклиде.
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью в предложении 7 состоит в том, что при попытке передать косвенную речь смешаны два правила: цитирование с косвенной речью. Нужно оставить что-то одно.
Приведём верное написание: Н. М. Карамзин писал: «Да будет честь и слава нашему языку».
или: Н. М. Карамзин призывал к тому, чтобы была «честь и слава нашему языку». Побудительное высказывание достаточно сложно переделать в косвенную речь, так как частицу Да (да будет!) нельзя оставлять.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами в предложении 6 заключается в том, что пишущий не обратил внимание на то, что части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены, то есть стоять перед словами «литературу» и «историю».
Приведём верное написание: Образованный человек __ хорошо знает как литературу, так и историю.
Ответы в порядке, соответствующем буквам:
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
2 , 3 , 5 , 7 , 6
Вопрос 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) д..станционный, т..снота, возр..стать
2) предпол..гать, бл..стяще, прин..мать
3) дезор..ентировать, гиг..енический, изб..ратель
4) воссоед..нение, ж..стикулировать, гориз..нтальный
5) взап..рти, изл..жение, водор..сли
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание.
1) дистанционный — НГ, теснота — ПГ: те́сно, возрастать — ЧГ
2) предполагать, блестяще, принимать — ЧГ
3) дезориентировать — НГ, гигиенический — НГ, избиратель — ЧГ
4) воссоединение — ПГ: еди́ный, жестикулировать — ПГ: же́ст, горизонтальный — ПГ: горизо́нт
5) взаперти, изложение, водоросли — ЧГ
Ответ: 25|52.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сверх..зящный, пост..нсультный, вз..мать
2) во..пламениться, бе..совестный, не..балансированный
3) (старинное) пр..дание, пр..верженец, непр..емлемый
4) с..естной, волеиз..явление, двух..ядерный
5) не..хватный, р..списывать, с..переживающий
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание.
1) сверхизящный (после приставки сверх- начальная гласная корня И на Ы не меняется), постинсультный (после приставки пост- начальная гласная корня И на Ы не меняется), взимать (запомнить);
2) вос
пламениться, бес
совестный, не
с
балансированный;
3) (старинное) предание ( в значении пере-), приверженец (часть корня), неприемлемый (часть корня, приставка уже не выделяется);
4) с
ъестной, волеиз
ъявление, двухъядерный (после численных префиксов «двух-», «трёх-» и «четырёх-» пишется Ъ, если корень начинается с йотированной гласной);
5) неохватный, расписывать, сопереживающий — неизменяемые приставки.
Ответ: 124.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) канад..кий (клён), ткац..кий (станок)
2) (звон) бубенч..ков, осва..вать (территорию)
3) бич..вать (пороки), обесточ..ли (квартал)
4) предприимч..вый (человек), сосредоточ..вать (внимание)
5) (милый) добряч..к, суш..ные (фрукты)
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание.
1) канадский (клён), ткацкий (станок) − в относительных прилагательных, образованных от существительных
с основой на к, ч, ц пишется суффикс -к-; в остальных именах прилагательных пишется суффикс -ск- (-еск-)
2) (звон) бубенчиков, осваивать (территорию) − суффикс -ИК- (-НИК-, -ЧИК-) при склонении существительного сохраняет гласную: бубенчикик − бубенчика); у глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ИВА-/-ЫВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на - ИВАЮ /-ЫВАЮ: осваивать − осваиваю.
3) бичевать (пороки), обесточили (квартал) − у глаголов в начальной форме и в форме прошедшем времени пишется суффикс -ЕВА-/-ОВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -УЮ/-ЮЮ: бичую). Написание гласной буквы в глаголах прошедшего времени напрямую зависит от суффикса начальной формы (инфинитива), так как для образования прошедшего времени работает схема: ОСНОВА инфинитива+ суффикс Л, поэтому ОБЕСТОЧИ + Л = обесточил.
4) предприимчив
ый (человек), сосредоточивать (внимание) − у глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ИВА-/-ЫВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на - ИВАЮ /-ЫВАЮ: сосредоточивать − сосредоточиваю.
5) (милый) сущ.добрячо́к
, сушён
ые (фрукты) − отглагольное прилагательное
Ответ: 24|42
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) дорогосто..щий, вылин..вшая (ткань)
2) (ничего не) знач..щий, (автомобили) движ..тся
3) выплачива..мый, обезум..вший (от страха)
4) ове..нный (прохладой), настро..в (радио)
5) (кони) брод..т (по лугу), дремл..щий (в поезде)
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание.
1) дорогостоящий, вылинявшая (ткань) — причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени, а выбор присоединяемых суффиксов причастий УЩ/ЮЩ или АЩ/ЯЩ зависит от спряжения глагола. Верно образованные и правильно написанные причастия имеют в суффиксе ту же букву, что и глаголы в 3 лице.
2) (ничего не) значащий — причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени, а выбор присоединяемых суффиксов причастий УЩ/ЮЩ или АЩ/ЯЩ зависит от спряжения глагола. Верно образованные и правильно написанные причастия имеют в суффиксе ту же букву, что и глаголы в 3 лице, (автомобили) движутся — I спряжение.
3) выплачиваемый — выбор присоединяемых суффиксов причастий ЕМ или ИМ зависит от спряжения глагола. Верно образованные и правильно написанные причастия имеют в суффиксе ту же букву, что и глаголы в 1 лице множественного числа (мы): выплачиваем — выплачиваемый, обезумевший (от страха) — сохраняется гласная инфинитива.
4) овеянный (прохладой) — Формы страдательных причастий образуются от основ инфинитива при помощи суффикса ЕНН или НН. Если основа глагола оканчивается не на ИТЬ, то с сохранением гласной буквы основы: овеять — овеянный, настроив (радио) — гласная буква—суффикс начальной формы— перед выделенными суффиксами ОДНА и та же, и она «перешла» вместе с основой начальной формы глагола, от которой обе формы образованы.
5) (кони) бродят (по лугу) — II спряжение, дремлющий (в поезде) — от глагола I спряжения.
Ответ: 13.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Мост через речку в этом году (не)построен.
Тайна (не)раскрыта.
Мы проезжали мимо (не)широкой горной речки.
Давно (не)стриженные волосы мешали, лезли в глаза.
Никогда (не)умолкавшая совесть была верным его спутником.
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание:
Мост через речку в этом году не построен.
Тайна не раскрыта.
Мы проезжали мимо неширокой горной речки.
Давно не стриженные волосы мешали, лезли в глаза.
Никогда не умолкавшая совесть была верным его спутником.
Ответ: НЕШИРОКОЙ.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
неширокой
Вопрос 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(И)ТАК, вам угодно спорить, я это понял в ТО(ЖЕ) самое мгновение, как только вы вошли.
ЧТО(БЫ) не пропустить самое интересное, Сергей ТОТ(ЧАС) побежал к реке.
ЧТО(БЫ) ни происходило вокруг, ТАК(ЖЕ), как и много веков назад, шепчет берёза о быстротечности жизни, о чём-то очень важном.
Я ТО(ЖЕ) был взволнован и ТАК(ЖЕ), как все собравшиеся здесь, ловил каждое слово диктора.
(ПО)НАЧАЛУ его деятельности в нашем институте трудно было судить о том, что он предпримет (В)ПОСЛЕДСТВИИ.
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание.
ИТАК, вам угодно спорить, я это понял в ТО ЖЕ самое мгновение, как только вы вошли.
ЧТОБЫ не пропустить самое интересное, Сергей ТОТЧАС побежал к реке.
ЧТО БЫ ни происходило вокруг, ТАК ЖЕ, как и много веков назад, шепчет берёза о быстротечности жизни, о чём-то очень важном.
Я ТОЖЕ был взволнован и ТАК ЖЕ, как все собравшиеся здесь, ловил каждое слово диктора.
ПО НАЧАЛУ его деятельности в нашем институте трудно было судить о том, что он предпримет ВПОСЛЕДСТВИИ.
Ответ: ЧТОБЫ ТОТЧАС ИЛИ ТОТЧАС ЧТОБЫ.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
чтобы тотчас
Вопрос 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?
Цифры укажите в порядке возрастания.
Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела бараба(2)ая дробь, нежда(3)о началась атака неприятеля.
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание.
Когда тумаННый восток посветлел и в лагере отгремела барабаННая дробь, неждаННо началась атака неприятеля.
В этом предложении:
тумаННый — прилагательное, образованное от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н;
барабаННая — прилагательное, образованное от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н;
неждаННо — наречие, образованное от слова НЕЖДАННЫЙ, в котором НН (исключение из правила «в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок и зависимых слов»).
Ответ: 123.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Учитель наш слыл радикалом и бранил за легкомыслие не только Пифагора но даже Лейбница и Ньютона.
2) Семён Иванович брал по порциям или одни щи с пирогом или одну говядину.
3) Трактирщик то помогал некоторым то отбегал в сторону и всё командовал критиковал.
4) В комнате Риты окна были открыты настежь и пахло яблоками.
5) Мать положила в мешок хлеба и соли и сахара.
Показать правило
Пояснение
Расставим знаки препинания.
1) Учитель наш слыл радикалом и бранил за легкомыслие не только Пифагора, но даже Лейбница и Ньютона. − Запятая при однородных дополнениях.
2) Семён Иванович брал по порциям или одни щи с пирогом, или одну говядину. − Запятая при однородных дополнениях.
3) Трактирщик то помогал некоторым, то отбегал в сторону и всё командовал, критиковал. − Запятые при однородных сказуемых.
4) В комнате Риты окна были открыты настежь и пахло яблоками. − Запятая не ставится между основами, потому что есть общий второстепенный член − обстоятельство.
5) Мать положила в мешок хлеба, и соли, и сахара. − Запятые при однородных, связанных повторяющимся союзом И.
Ответ: 12|21.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 17
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке (1) Левин опять вернулся в гостиницу и (2) положив перед собой часы (3) сел (4) ожидая двенадцати.
Показать правило
Пояснение
Приведем правильное написание.
Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке, (1) Левин опять вернулся в гостиницу и, (2) положив перед собой часы, (3) сел, (4) ожидая двенадцати.
Запятая под номером 1 отделяет деепричастный оборот; запятые под номерами 2, 3, 4 также отделяют деепричастные обороты.
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Татьяна(1)милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж(2) отдала судьбу свою.
Погибнешь(3)милая; но (4)прежде(5)
Ты в ослепительной надежде
Блаженство темное зовешь,
Ты негу жизни узнаешь,
Ты пьешь волшебный яд желаний,
Тебя преследуют мечты:
Везде воображаешь ты (6)
Приюты счастливых свиданий;
Везде, везде(7) перед тобой
Твой искуситель роковой.
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание.
Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
Погибнешь, милая; но прежде
Ты в ослепительной надежде
Блаженство темное зовешь,
Ты негу жизни узнаешь,
Ты пьешь волшебный яд желаний,
Тебя преследуют мечты:
Везде воображаешь ты
Приюты счастливых свиданий;
Везде, везде перед тобой
Твой искуситель роковой.
Запятые 1 и 3 для обращений. Остальные не нужны.
Ответ: 13
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Бурный поток (1) в широком размахе (2) которого (3) ничто не напоминало обычно тихую и спокойную речушку (4) стал неприятным сюрпризом для путешественников.
Пояснение
Приведем верное написание.
Бурный поток, в широком размахе которого ничто не напоминало обычно тихую и спокойную речушку, стал неприятным сюрпризом для путешественников.
Запятые ставятся на местах 1 и 4: они выделяют начало и конец придаточной части в сложноподчиненном предложении.
Запятые должны стоять на местах 1, 4.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 20
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Надобно посмотреть (1) в каком духе пишут сами приверженцы чистого искусства (2) и в каком духе написаны одобряемые ими произведения (3) и (4) когда мы разглядим это (5) то увидим (6) что они заботятся не о чистом искусстве, а хотят подчинить литературу служению одной тенденции, имеющей чисто житейское значение.
Пояснение
Расставим знаки препинания.
[Надобно посмотреть], (1) (в каком духе пишут сами приверженцы чистого искусства) (2) и (в каком духе написаны одобряемые ими произведения), (3) И (4) (КОГДА мы разглядим это, (5)[ ТО увидим], (6) (что они заботятся не о чистом искусстве, а хотят подчинить литературу служению одной тенденции, имеющей чисто житейское значение.)
Запятая 2 не ставится: она стоит между однородными придаточными
В опасном месте на стыке союзов И КОГДА зпт НЕ нужна, есть вторая часть «ТО»
Остальные нужны, стоят на границах предложений.
Ответ: 1356.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 21
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) В тихий летний день, когда я впервые увидел озеро Сайму, оно имело вид светлого зеркала, по которому были раскиданы островки и скалы. 2) На этих островках нет земли, один гранит. 3) Из гигантского сплетения озёр течёт прозрачная и широкая Вуокса в лесной глуши. 4) Беспрестанно заграждают ей путь пороги, и вдруг гранитные скалы заставили реку течь по сильно наклоненной щели, стиснув её светлые воды. 5) Река, вся белая от пены, с бешеным ревом прыгает, как дикий зверь, высоко подбрасывая гребни волн. 6) Каких только звуков не услышишь в этой дикой музыке: тут и гром, и вой, и плач, и шум леса, и стоны. 7) Это водопад Иматра.
Пояснение
В предложениях 4 и 5 есть запятая, выделяющая обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Чем больше дерево, тем труднее его сломать.
2) Вся прожитая жизнь сохраняется в памяти человека.
3) Жизнь рассказчика далека от ясности.
4) Дерево не может делать ошибок.
5) Человек может достигнуть совершенства даже после совершения многочисленных ошибок.
(1)Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2)А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. (3)И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.
(4)Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний... (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.
(12)Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13)А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14)В дереве не было впустую прожитых лет. (15)Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16)Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.
(17)Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18)Кольца — это автобиография человека. (19)Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20)Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21)Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22)По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы...»
Пояснение
1) Чем больше дерево, тем труднее его сломать. Нет подтверждения.
2) Вся прожитая жизнь сохраняется в памяти человека. (5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого:
3) Жизнь рассказчика далека от ясности.(12)Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью,
4) Дерево не может делать ошибок.(16)Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.
5) Человек может достигнуть совершенства даже после совершения многочисленных ошибок. (20)Мне уже невозможно дойти до такого совершенства.
Ответ: 234
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Предложения 4—11 содержат элементы описания.
2) В предложениях 15—16 перечислены последовательные события.
3) Преобладающий тип текста—описание.
4) Предложение 22 содержит ответ на вопрос, заданный в предложении 21.
5) В предложениях 17—22 представлено рассуждение.
(1)Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2)А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. (3)И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.
(4)Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний... (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.
(12)Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13)А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14)В дереве не было впустую прожитых лет. (15)Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16)Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.
(17)Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18)Кольца — это автобиография человека. (19)Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20)Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21)Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22)По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы...»
Пояснение
1) Предложения 4—11 содержат элементы описания.
2) В предложениях 15—16 перечислены последовательные события.Неверно
3) Преобладающий тип текста—описание. Неверно
4) Предложение 22 содержит ответ на вопрос, заданный в предложении 21.
5) В предложениях 17—22 представлено рассуждение.
Ответ: 145
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 24
Из предложений 7—10 выпишите синоним к слову« мираж».
(1)Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2)А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. (3)И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.
(4)Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний... (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.
(12)Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13)А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14)В дереве не было впустую прожитых лет. (15)Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16)Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.
(17)Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18)Кольца — это автобиография человека. (19)Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20)Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21)Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22)По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы...»
Пояснение
(7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками.
«Марево »обозначает мираж, призрачное видение.
Ответ: марево
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 25
Среди предложений 6—11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1)Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2)А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. (3)И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.
(4)Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний... (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.
(12)Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13)А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14)В дереве не было впустую прожитых лет. (15)Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16)Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.
(17)Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18)Кольца — это автобиография человека. (19)Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20)Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21)Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22)По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы...»
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 26
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«(А)_____ (предложения 17—20) помогает автору передать основную мысль текста. Сравнивая человеческую жизнь с жизнью дерева, автор в 15-м предложении использует (Б)_____ («шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал...»). Жизнь дерева отличается от жизни человека. Такой троп, как (В)_____ («срез, словно картину» в предложении 19), наводит автора на вопрос: «Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях?» Отвечая на этот вопрос, Д. Гранин использует (Г)_____.
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) литота
3) фразеологизм
4) ряд однородных членов
5) развёрнутая метафора
6) цитирование
7) вопросно-ответная форма изложения
8) диалектизм
9) риторический вопрос
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
(1)Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2)А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. (3)И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.
(4)Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний... (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.
(12)Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13)А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14)В дереве не было впустую прожитых лет. (15)Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16)Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.
(17)Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18)Кольца — это автобиография человека. (19)Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20)Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21)Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22)По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы...»
Показать правило
Пояснение
Заполним пропуски.
«Развёрнутая метафора (развернутая метафора — развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства, в предложениях 17-20 жизнь сравнивается с кольцами на срезе дерева) помогает автору передать основную мысль текста. Сравнивая человеческую жизнь с жизнью дерева, автор в 15-м предложении использует ряд однородных членов («шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал...»). Жизнь дерева отличается от жизни человека. Такой троп, как сравнительный оборот («срез, словно картину» в предложении 19), наводит автора на вопрос: «Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях?» Отвечая на этот вопрос, Д. Гранин использует цитирование (цитирование — использование дословной выдержки из какого-либо текста, в предложении 22 есть цитаты).
Ответ: 5416.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
5 , 4 , 1 , 6
Вопрос 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2)А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. (3)И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.
(4)Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний... (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.
(12)Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13)А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14)В дереве не было впустую прожитых лет. (15)Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16)Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.
(17)Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18)Кольца — это автобиография человека. (19)Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20)Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21)Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22)По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы...»
Показать правило
Пояснение
Основные проблемы:
Сложность человеческой жизни (как прожить жизнь, чтобы «сохранить себя», свои нравственные ценности? Можно ли прожить жизнь без ошибок?) Роль детства в жизни человека.
Позиция автора:
Чем дольше живёт человек, тем больше он совершает ошибок — это неизбежно.
Детство — «сердцевина» человеческой жизни, где проявляется суть человека.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос