Русский язык (Определение главной информации текста)
Результаты теста
Затрачено времени:
09:16:35
Вопрос 1
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Многие районы Мирового океана — от прибрежной полосы до участков, расположенных на больших глубинах, — обладают большими запасами разнообразных полезных ископаемых, однако современные возможности позволяют использовать пока далеко не все эти ископаемые.
2)Современные технологии позволили освоить пока только энергию приливов, хотя часть механической и тепловой энергии Мирового океана образует возобновляемые и другие энергетические ресурсы, которые могут быть использованы человеком.
3) Растворённые в океанской и морской воде органические и неорганические элементы образуют возобновляемые энергетические ресурсы, которые могут быть использованы человеком и способны обеспечить потребности человечества на многие сотни лет.
4) Часть механической и тепловой энергии Мирового океана образует возобновляемые энергетические ресурсы, которые могут быть использованы человеком, однако современные технологии позволили освоить пока только энергию приливов.
5) Часть механической и тепловой энергии Мирового океана (морских течений, волн, прилива) образует океанические и морские возобновляемые энергетические ресурсы, принципиально доступные для производственной деятельности людей.
(1)Часть механической и тепловой энергии Мирового океана образует океанические и морские возобновляемые энергетические ресурсы, которые могут быть использованы в производственной деятельности людей. (2)<...> энергией обладают морские течения, волны, приливы, вертикальные движения вод, однако современные технические и экономические возможности позволяют использовать пока далеко не все эти источники. (3)Практически начато освоение энергии приливов, освоение же других видов энергии только планируется. |
Пояснение
Искомые предложения не должны:
-искажать текст или содержать лишь часть информации (как 1, 3 и 5).
Искомые предложения должны:
-передавать одну и ту же информацию, но разными словами, различными типами предложений.
-передавать сжатый главный смысл всего текста.
Поэтому верны оставшиеся 2 и 4.
Ответ: 24|42.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 2
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
(1)Часть механической и тепловой энергии Мирового океана образует океанические и морские возобновляемые энергетические ресурсы, которые могут быть использованы в производственной деятельности людей. (2)<...> энергией обладают морские течения, волны, приливы, вертикальные движения вод, однако современные технические и экономические возможности позволяют использовать пока далеко не все эти источники. (3)Практически начато освоение энергии приливов, освоение же других видов энергии только планируется. |
Показать правило
Пояснение
Исходя из контекста, указательное местоимение «такой» или «этой» может быть на месте пропуска во втором предложении текста.
Ответ: такой|этой
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСТО́ЧНИК, -а, муж.
1. Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.
2. То, что даёт начало чему-н., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол. Сведения из верного источника.
3. Письменный памятник, документ, на основе к-рого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.
(1)Часть механической и тепловой энергии Мирового океана образует океанические и морские возобновляемые энергетические ресурсы, которые могут быть использованы в производственной деятельности людей. (2)<...> энергией обладают морские течения, волны, приливы, вертикальные движения вод, однако современные технические и экономические возможности позволяют использовать пока далеко не все эти источники. (3)Практически начато освоение энергии приливов, освоение же других видов энергии только планируется. |
Пояснение
Во втором предложении текста слово ИСТОЧНИК употреблено в значении 2.
Ответ: 2.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
повтОренный
мусоропровОд
чЕрпать
дозвонЯтся
добЫча
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
повторенный
Вопрос 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Кавалеры этого ордена по уставу должны иметь ВОЕННОЕ звание не ниже генеральского.
Российские дипломаты должны принимать ДЕЙСТВЕННЫЕ меры по защите интересов наших соотечественников за рубежом.
Правильная и своевременная КОРНЕВАЯ подкормка растений является гарантией высокого урожая.
Не следует искать в каждой строчке письма СКРЫТЫЙ смысл.
У животных не существует членораздельной ЗВУКОВОЙ речи, у них не существует и музыки.
Показать правило
Пояснение
ВОЕННОЕ звание — некорректно. По контексту подразумеваются ВОИНСКОЕ звание. Военное — образовано от слова ВОЙНА, а звание должно быть образовано от слова — воин, отсюда — воинское звание.
Ответ: воинское.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
воинское
Вопрос 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся жаркий зной, а в глухом ельнике было так прохладно.
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание.
В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся зной, а в глухом ельнике было так прохладно. «Жаркий зной» — это тавтология.
Ответ: жаркий.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ЦАПЕЛЬ
требуются ШОФЕРА
БОЛЕЕ СИЛЬНЬIЙ удар
ЗАГЛОХШИЙ мотор
ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ ВОСЬМЬЮ книгами
Показать правило
Пояснение
Ошибка допущена в употреблении слова «шофер»
Ссылка на Орфоэпический словарь русского языка (С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова) под редакцией Р.И. Аванесова (М.: Рус. яз., 1987): слово «шофёр» во множественном числе может иметь форму «шофёры». Такую же форму множественного числа находим и в толковом словаре С.И. Ожегова. В профессиональной лексике встречается форма множественного числа «шофера», что не является литературной нормой.
Ответ: шофёры|шоферы.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
|
|
1) В русский язык вошли и стали его частью имена многих литературных
героев.
2) Обращаясь к творчеству А.П. Чехова, осознаёшь, что до какой степени лишён человеческого достоинства в его произведениях маленький человек, оскудевший духовно, склонный к чинопочитанию, неискренности и корыстолюбию.
3) Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.
4) Фильм выдающегося кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна посвящён восстанию моряков на броненосце «Потёмкине» в 1905 году.
5) Поняв проблемы другого человека, помогите ему их решить.
6) А.С. Грибоедов срывает с Молчалина маску покорности и угодничества и показал его истинное лицо.
7) Все, кто бывали в городе на Неве, конечно, видели памятник Пушкину на фоне величественной колоннады Русского музея.
8) Преподаватели выслушали студента и порадовались его академическим знаниям.
9) Луи Пастер широко известен своей борьбой с болезнью бешенства, считавшейся неизлечимой.
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом в предложении 3 вызвана тем, что причастие не согласовано со словом, которому оно подчиняется, или в роде, или в числе, или падеже.
Приведём верное написание: Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей (каких?), постоянно враждующИХ друг с другом.
Пункт правила 7.1.1
Правило
Б) ошибка в построении сложного предложения в предложении 2 заключается в том, что необоснованно использованы два подчинительных союза, союз «что» лишний и вместо «до какой степени» лучше использовать «насколько».
Предложение можно перестроить так: Обращаясь к творчеству А.П. Чехова, осознаёшь, насколько лишён человеческого достоинства в его произведениях маленький человек, оскудевший духовно, склонный к чинопочитанию, неискренности и корыстолюбию.
Пункт правила 7.4.3
Правило
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением в предложении 4. Название броненосца, имя собственное, ставится в именительном падеже, если оно является приложением, то есть вторым названием. Первое название—броненосец.
Приведём верное написание: Фильм выдающегося кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна посвящён восстанию моряков на броненосце «ПотёмкиН» в 1905 году
Пункт правила 7.2.1
Правило
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 7 состоит в том, что подлежащее КТО придаточного предложения требует от сказуемого «бывали» единственного числа.
Приведём верное написание: Все, кто бывал в городе на Неве, конечно, видели памятник Пушкину на фоне величественной колоннады Русского музея.
Пункт правила 7.3.1
Правило
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм в предложении 6 вызвана тем, что два однородных сказуемых имеют разные время или вид. Определим вид и время каждого сказуемого и решим, какой нужно применить — одинаковый. Сказуемое могут быть либо в настоящем, либо в прошедшем времени.
Приведём верное написание: А.С. Грибоедов срывает с Молчалина маску покорности и угодничества и показывает его истинное лицо.
Пункт правила 7.5.1
Правило
Ответы в порядке, соответствующем буквам:
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
3 , 2 , 4 , 7 , 6
Вопрос 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) к..мпонент, л..леять, ш..девр
2) од..чать, зан..маться, перекл..каться
3) энциклоп..дический, одр..хлевший, прис..гать (родине)
4) ок..лдовали, фил..рмония, д..рижировать
5) орх..дея, од..колон, м..тинговать
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание.
1) компонент, лелеять, шедевр − НГ
2) одичать (дИкий) − ПГ, заниматься − ЧГ, перекликаться (клИч) − ПГ
3) энциклопедический (энциклопЕдия) − ПГ, одряхлевший (дрЯхлый) − ПГ, присягать (родине) (присЯга) − ПГ
4) околдовали, филармония, дирижировать − НГ
5) орхидея − НГ, одеколон − НГ, митинговать (мИтинг) − ПГ
Ответ: 14|41
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов в порядке возрастания.
1) пр..мыкающий (сбоку), пр..паркованные (возле дома), пр..бедняться
2) и..худавший (от голода), ра..черченный (лист), во..хвалял
3) в..езжает (в город), вз..ерошенный, четырёх..ярусный
4) супер..гра, роз..грыш, из..скать
5) д..жевал (хлеб), з..чинщик, н..слаждение
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание.
1) примыкающий (сбоку) − в значении присоединения, припаркованные (возле дома) − в значении приближения, прибедняться − неполнота действия;
2) исхудавший (от голода), расчерченный (лист), восхвалял − корень начинается с глухого согласного, поэтому приставка оканчивается на -с;
3) въезжает (в город), взъерошенный, четырёхъярусный − перед йотированной гласной после приставки на согласную, а также после численных префиксов «двух-», «трёх-» и «четырёх-» пишется Ъ, если корень начинается с йотированной гласной;
4) суперигра, розыгрыш, изыскать − после приставки супер- начальная гласная корня И на Ы не меняется, а после русскоязычных приставок меняется;
5) дожевал (хлеб), зачинщик, наслаждение − неизменяемые приставки
Ответ: 123|321|213|132|312|231
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) буш..вать, зно..н
2) закочен..вать, удосто..н
3) кис..нька, лап..нька
4) разглаж..вающий, кле..вой
5) ландыш..вый, лен..вый
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание:
1. бушевать — суффикс -ева-, т.к. в первом лице ед.числе бушевать превращается в «бушую», зноен — краткое прилагательное
2. закоченевать — перед ударным суффиксом - ВА - пишется та же гласная буква, что и в неопределённой форме, если в ней отбросить этот суффикс - ВА-, удостоен — краткое причастие
3. кисонька, лапонька — ОНЬК−
4. разглаживающий — в 1-м лице ИВА сохраняется, клеевой — суф. ЕВ, всегда безударный в прилагательных
5. ландышевый — суф. ЕВ, всегда безударный в прилагательных, ленивый — под ударением
Ответ: 123.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) предвид..вший, незыбл..мый
2) пыш..щий (здоровьем), (они) вылож..т
3) противореч..щий, выслуш..вший
4) обездвиж..нный, натерп..шься
5) щебеч..щий, (они) клокоч..т
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание.
1) предвидевший, незыблемый
2) пышущий (здоровьем), (они) выложат
3) противоречащий, выслушавший
4) обездвиженный, натерпишься
5) щебечущий, (они) клокочут
Ответ: 135|351|531|513|153|315.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Мысли о (не)оконченной вчера работе заставляли Михаила идти быстрее.
Мальчик упрямо покачал головой и решительным движением пригладил (не)стриженые вихры.
Кто (не)знает стихов Пушкина!
Вовсе (не)интересный фильм показали вечером.
В окнах (не)было ни одного стекла.
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание:
Мысли о не оконченной вчера работе заставляли Михаила идти быстрее.
Мальчик упрямо покачал головой и решительным движением пригладил нестриженые вихры.
Кто не знает стихов Пушкина!
Вовсе не интересный фильм показали вечером.
В окнах не было ни одного стекла.
Ответ: НЕСТРИЖЕНЫЕ.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
нестриженые
Вопрос 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.
По некоторым мелочам, ПО(ТОМУ), например, как оба они (В)МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.
(В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные.
(В)СКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.
Лес (ВО)КРУГ (КАК)БУДТО притих в ожидании чего-то.
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание.
Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ ЖЕ мне наскучило кочевать с места на место В ТЕЧЕНИЕ целого года.
По некоторым мелочам, ПО ТОМУ, например, как оба они ВМЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.
В НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, ЗАТО дни стоят тёплые, безветренные.
ВСКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАКЖЕ продукты.
Лес ВОКРУГ КАК БУДТО притих в ожидании чего-то.
Ответ: ВСКОРЕ ТАКЖЕ ИЛИ ТАКЖЕ ВСКОРЕ.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
вскоре также
Вопрос 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Так оно было или не так, хорошо или плохо выдума(1)о, но первая Колюнина любовь оказалась несчастной; он не пытался ничего добиться, а если бы и добился, то не знал бы, что с этой бесце(2)ой добычей делать, и летними вечерами он слушал с трудом купле(3)ый в универмаге кассетный магнитофон «Весна», зажигал свечи, разговаривал с далёкими, будто золочё(4)ыми огоньками у черты горизонта.
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание.
Так оно было или не так, хорошо или плохо выдумаН(1)о, но первая Колюнина любовь оказалась несчастной; он не пытался ничего добиться, а если бы и добился, то не знал бы, что с этой бесцеНН(2)ой добычей делать, и летними вечерами он слушал с трудом куплеНН(3)ый в универмаге кассетный магнитофон «Весна», зажигал свечи, разговаривал с далёкими, будто золочёН(4)ыми огоньками у черты горизонта.
выдумано — краткое причастие, всегда Н;
бесценной—от сущ цена;
купленный — отглагольное прилагательное с зависимым словом;
золочёными —отглагольное прилагательное, от глагола золотить несов. вида
Ответ: 23|32.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Михаил сурово и отрывисто на всех покрикивал и выглядел взволнованным.
2) Сердце в груди задрожит и забьётся и потонет в приятных воспоминаниях.
3) Большие облака мерно плыли по небу и то закрывали то открывали солнце.
4) Мама любила стихи и книги деревья и небо.
5) Всё кругом цвело жужжало пело и светлое чувство охватывало душу.
Показать правило
Пояснение
Расставим знаки препинания.
1) Михаил сурово и отрывисто на всех покрикивал и выглядел взволнованным. Разные ряды однородных членов.
2) Сердце в груди задрожит, и забьётся, и потонет в приятных воспоминаниях. Зпт по схеме: А, и Б, и В, где АБВ — однородные члены. Ставим две запятых.
3) Большие облака мерно плыли по небу и то закрывали, то открывали солнце. Двойной союз то, то.
4) Мама любила стихи и книги, деревья и небо. Зпт по схеме: А и Б, и В и Г, где АБВГ — однородные члены.
5) Всё кругом цвело, жужжало, пело, и светлое чувство охватывало душу. ССП + зпт при однородных. ТРИ запятых!
Ответ: 3 и 4.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 17
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание.
Под солнцем, соперничая с ним, ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы, похожие на жёлтые розы.
Запятые должны быть поставлены на первом и втором местах: это запятые, выделяющие деепричастный оборот.
Запятая 3 ставится перед обособленным определением, стоящим после определяемого слова.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 18
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пройдите (1) вы (2) гости (3) по улице старой,
По новым домам, по колхозным амбарам.
По скотным дворам, по усадьбе пройдёте,
Наверно (4) вы песню тогда нам споёте.
|
Показать правило
Пояснение
Расставим знаки препинания
Пройдите вы, гости, по улице старой,
По новым домам, по колхозным амбарам.
По скотным дворам, по усадьбе пройдёте,
Наверно, вы песню тогда нам споёте.
(А. Т. Твардовский)
|
Запятые 2 и 3 для обращения; 4 для вводного слова.
Ответ: 234
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.
Пояснение
Приведем верное написание.
Однажды я ловил рыбу на небольшом озере, крутые берега которого густо заросли цепкой ежевикой.
В сложноподчиненном предложении запятой 1 выделяется придаточная часть «крутые берега которого густо заросли цепкой ежевикой».
Запятая должна стоять на месте 1.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 20
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Он только чувствовал (1) что поза у него была неестественная, напряжённая (2) и (3) что (4) поэтому офицеры (5) которые умеют держаться в седле (6) должны нравиться Манюне больше, чем он.
Пояснение
Расставим знаки препинания.
[Он только чувствовал], (1) (что поза у него была неестественная, напряжённая) (2) и (3) (что (4) поэтому офицеры, (5) (которые умеют держаться в седле), (6) должны нравиться Манюне больше, чем он).
Ответ: 156
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 21
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Создавая Сибирь, природа допустила просчёт: большинство её рек она направила с юга на север. 2) В Ледовитый океан впадают великие реки: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена с Алданом. 3) На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды. 4) А она жизненно необходима: тут горячее солнце. 5) Ошибку исправляют учёные — они заставят многоводные реки течь вспять. 6) В исследовательских институтах создаются проекты комплексного использования великих рек Сибири, решаются проблемы бурных весенних паводков. 7) Но всё же нужно почаще задаваться вопросом: «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс?»
Пояснение
В предложениях 1 и 4 двоеточие ставится между частями бессоюзного предложения.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Люди готовы платить за цветы немалые деньги.
2) Цветок цветку рознь: нужно дарить только дорогие цветы.
3) Цветы имеют власть над людьми.
4) По отношению общества к Цветам нельзя судить о самом обществе.
5) По отношению к живым цветам вопроса подлинности не существует.
(1)Москва поглощает огромное количество цветов, и цены на них всегда высокие.
(2)Но отчего же москвичи платят так дорого за один цветок? (3)Отчего вообще люди платят за цветы деньги? (4)Наверное, оттого, что существует потребность в красоте. (5)Если же вспомнить цены, то придётся сделать вывод, что у людей теперь голод на красоту и голод на общение с живой природой, приобщение к ней, связь с ней, хотя бы мимолётную.
(6)Тем более что в цветах мы имеем дело не с какой-нибудь псевдокрасотой, а с идеалом и образцом. (7)Тут не может быть никакого обмана, никакого риска. (8)Хрустальная ваза, фарфоровая чашка, бронзовый подсвечник, акварель, кружево, ювелирное изделие... (9)Тут всё зависит от мастерства и от вкуса. (10)Вещь может быть дорогой, но некрасивой, безвкусной. (11)Надо и самому, покупая, обладать если не отточенным вкусом и чувством подлинного, то хотя бы пониманием, чтобы не купить вместо вещи, исполненной благородства, вещь аляповатую, помпезную, пошлую, лишь с претензией на благородство и подлинность.
(12)Но природа жульничать не умеет. (13)Согласимся, что цветочек кислицы не тюльпан. (14)С одним тюльпаном можно прийти в дом, а с одним цветочком кислицы — скудновато. (15)Но это лишь наша человеческая условность. (16)Приглядимся к нему, к цветочку величиной с ноготок мизинца, и мы увидим, что он такое же совершенство, как и огромная по сравнению с ним, тяжёлая чаша тюльпана, а может быть, даже изящнее её... (17)Что касается подлинности, то вопроса не существует.
(18)Но, конечно, лучше, когда красоту не надо разглядывать, напрягая зрение. (19)Мимо цветочков кислицы можно пройти, не заметив их, а мимо тюльпана не пройдёшь. (20)Недаром, как известно, он был одно время предметом страстного увлечения человечества.
(21)Однако и кроме возведения время от времени в культ какого-нибудь одного цветка, цветы имеют над людьми незаметную, но постоянную власть. (22)Потребность в них была велика во все времена. (23)Более того, по отношению общества к Цветам можно было во все времена судить о самом обществе и о его здоровье либо болезни, о его тонусе и характере. (24)Государство в расцвете и силе — во всём мера. (25)Цветы в большой цене, однако без каких-либо патологических отклонений. (26)С разложением государственной крепости отношение к цветам принимает черты излишества и болезненности. (27)Разве это не своеобразный барометр?
(28)У нас так же, как и везде в цивилизованном мире, цветами встречают новорождённого и провожают покойника, приветствуют именинника и благодарят артиста. (29)Но вот как могут цветы сочетаться с этими немытыми лестничными стёклами, с этими тёмными побитыми стенами? (30)И с этим запахом в подъезде, и с этим лифтом, исцарапанным внутри острым гвоздём?..
Пояснение
Высказывание 1) подтверждается предложением №5.
Высказывание 2) противоречит предложениям №14-17.
Высказывание 3) подтверждается предложением №21.
Высказывание 4) противоречит предложению №23.
Высказывание 5) подтверждается предложением №17.
Ответ: 135
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В предложениях 3-5 представлено рассуждение.
2) В предложениях 12—15 представлено рассуждение.
3) 22 предложение подтверждает суждение, высказанное в 21 предложении текста.
4) 29 предложение текста содержит описательный фрагмент.
5) В предложениях 9-11 содержится повествование.
(1)Москва поглощает огромное количество цветов, и цены на них всегда высокие.
(2)Но отчего же москвичи платят так дорого за один цветок? (3)Отчего вообще люди платят за цветы деньги? (4)Наверное, оттого, что существует потребность в красоте. (5)Если же вспомнить цены, то придётся сделать вывод, что у людей теперь голод на красоту и голод на общение с живой природой, приобщение к ней, связь с ней, хотя бы мимолётную.
(6)Тем более что в цветах мы имеем дело не с какой-нибудь псевдокрасотой, а с идеалом и образцом. (7)Тут не может быть никакого обмана, никакого риска. (8)Хрустальная ваза, фарфоровая чашка, бронзовый подсвечник, акварель, кружево, ювелирное изделие... (9)Тут всё зависит от мастерства и от вкуса. (10)Вещь может быть дорогой, но некрасивой, безвкусной. (11)Надо и самому, покупая, обладать если не отточенным вкусом и чувством подлинного, то хотя бы пониманием, чтобы не купить вместо вещи, исполненной благородства, вещь аляповатую, помпезную, пошлую, лишь с претензией на благородство и подлинность.
(12)Но природа жульничать не умеет. (13)Согласимся, что цветочек кислицы не тюльпан. (14)С одним тюльпаном можно прийти в дом, а с одним цветочком кислицы — скудновато. (15)Но это лишь наша человеческая условность. (16)Приглядимся к нему, к цветочку величиной с ноготок мизинца, и мы увидим, что он такое же совершенство, как и огромная по сравнению с ним, тяжёлая чаша тюльпана, а может быть, даже изящнее её... (17)Что касается подлинности, то вопроса не существует.
(18)Но, конечно, лучше, когда красоту не надо разглядывать, напрягая зрение. (19)Мимо цветочков кислицы можно пройти, не заметив их, а мимо тюльпана не пройдёшь. (20)Недаром, как известно, он был одно время предметом страстного увлечения человечества.
(21)Однако и кроме возведения время от времени в культ какого-нибудь одного цветка, цветы имеют над людьми незаметную, но постоянную власть. (22)Потребность в них была велика во все времена. (23)Более того, по отношению общества к Цветам можно было во все времена судить о самом обществе и о его здоровье либо болезни, о его тонусе и характере. (24)Государство в расцвете и силе — во всём мера. (25)Цветы в большой цене, однако без каких-либо патологических отклонений. (26)С разложением государственной крепости отношение к цветам принимает черты излишества и болезненности. (27)Разве это не своеобразный барометр?
(28)У нас так же, как и везде в цивилизованном мире, цветами встречают новорождённого и провожают покойника, приветствуют именинника и благодарят артиста. (29)Но вот как могут цветы сочетаться с этими немытыми лестничными стёклами, с этими тёмными побитыми стенами? (30)И с этим запахом в подъезде, и с этим лифтом, исцарапанным внутри острым гвоздём?..
Пояснение
1) В предложениях 3-5 представлено рассуждение.
2) В предложениях 12—15 представлено рассуждение.
3) 22 предложение подтверждает суждение, высказанное в 21 предложении текста.
4) 29 предложение текста содержит описательный фрагмент.
5) В предложениях 9-11 содержится повествование.Неверно
Ответ: 1234
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 24
Выпишите слова, которые являются контекстными синонимами в предложениях.
огромное, высокие (предложение 1)
мастерство, вкус (предложение 9)
некрасивая, безвкусная (предложение 10)
незаметная, постоянная (предложение 21)
(1)Москва поглощает огромное количество цветов, и цены на них всегда высокие.
(2)Но отчего же москвичи платят так дорого за один цветок? (3)Отчего вообще люди платят за цветы деньги? (4)Наверное, оттого, что существует потребность в красоте. (5)Если же вспомнить цены, то придётся сделать вывод, что у людей теперь голод на красоту и голод на общение с живой природой, приобщение к ней, связь с ней, хотя бы мимолётную.
(6)Тем более что в цветах мы имеем дело не с какой-нибудь псевдокрасотой, а с идеалом и образцом. (7)Тут не может быть никакого обмана, никакого риска. (8)Хрустальная ваза, фарфоровая чашка, бронзовый подсвечник, акварель, кружево, ювелирное изделие... (9)Тут всё зависит от мастерства и от вкуса. (10)Вещь может быть дорогой, но некрасивой, безвкусной. (11)Надо и самому, покупая, обладать если не отточенным вкусом и чувством подлинного, то хотя бы пониманием, чтобы не купить вместо вещи, исполненной благородства, вещь аляповатую, помпезную, пошлую, лишь с претензией на благородство и подлинность.
(12)Но природа жульничать не умеет. (13)Согласимся, что цветочек кислицы не тюльпан. (14)С одним тюльпаном можно прийти в дом, а с одним цветочком кислицы — скудновато. (15)Но это лишь наша человеческая условность. (16)Приглядимся к нему, к цветочку величиной с ноготок мизинца, и мы увидим, что он такое же совершенство, как и огромная по сравнению с ним, тяжёлая чаша тюльпана, а может быть, даже изящнее её... (17)Что касается подлинности, то вопроса не существует.
(18)Но, конечно, лучше, когда красоту не надо разглядывать, напрягая зрение. (19)Мимо цветочков кислицы можно пройти, не заметив их, а мимо тюльпана не пройдёшь. (20)Недаром, как известно, он был одно время предметом страстного увлечения человечества.
(21)Однако и кроме возведения время от времени в культ какого-нибудь одного цветка, цветы имеют над людьми незаметную, но постоянную власть. (22)Потребность в них была велика во все времена. (23)Более того, по отношению общества к Цветам можно было во все времена судить о самом обществе и о его здоровье либо болезни, о его тонусе и характере. (24)Государство в расцвете и силе — во всём мера. (25)Цветы в большой цене, однако без каких-либо патологических отклонений. (26)С разложением государственной крепости отношение к цветам принимает черты излишества и болезненности. (27)Разве это не своеобразный барометр?
(28)У нас так же, как и везде в цивилизованном мире, цветами встречают новорождённого и провожают покойника, приветствуют именинника и благодарят артиста. (29)Но вот как могут цветы сочетаться с этими немытыми лестничными стёклами, с этими тёмными побитыми стенами? (30)И с этим запахом в подъезде, и с этим лифтом, исцарапанным внутри острым гвоздём?..
Пояснение
В предложении 10 «Вещь может быть дорогой, но некрасивой, безвкусной» слова «некрасивой» и «безвкусной» являются контекстными синонимами.
Ответ: некрасивой и безвкусной
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
некрасивойбезвкусной
Вопрос 25
Среди предложений 21-27 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1)Москва поглощает огромное количество цветов, и цены на них всегда высокие.
(2)Но отчего же москвичи платят так дорого за один цветок? (3)Отчего вообще люди платят за цветы деньги? (4)Наверное, оттого, что существует потребность в красоте. (5)Если же вспомнить цены, то придётся сделать вывод, что у людей теперь голод на красоту и голод на общение с живой природой, приобщение к ней, связь с ней, хотя бы мимолётную.
(6)Тем более что в цветах мы имеем дело не с какой-нибудь псевдокрасотой, а с идеалом и образцом. (7)Тут не может быть никакого обмана, никакого риска. (8)Хрустальная ваза, фарфоровая чашка, бронзовый подсвечник, акварель, кружево, ювелирное изделие... (9)Тут всё зависит от мастерства и от вкуса. (10)Вещь может быть дорогой, но некрасивой, безвкусной. (11)Надо и самому, покупая, обладать если не отточенным вкусом и чувством подлинного, то хотя бы пониманием, чтобы не купить вместо вещи, исполненной благородства, вещь аляповатую, помпезную, пошлую, лишь с претензией на благородство и подлинность.
(12)Но природа жульничать не умеет. (13)Согласимся, что цветочек кислицы не тюльпан. (14)С одним тюльпаном можно прийти в дом, а с одним цветочком кислицы — скудновато. (15)Но это лишь наша человеческая условность. (16)Приглядимся к нему, к цветочку величиной с ноготок мизинца, и мы увидим, что он такое же совершенство, как и огромная по сравнению с ним, тяжёлая чаша тюльпана, а может быть, даже изящнее её... (17)Что касается подлинности, то вопроса не существует.
(18)Но, конечно, лучше, когда красоту не надо разглядывать, напрягая зрение. (19)Мимо цветочков кислицы можно пройти, не заметив их, а мимо тюльпана не пройдёшь. (20)Недаром, как известно, он был одно время предметом страстного увлечения человечества.
(21)Однако и кроме возведения время от времени в культ какого-нибудь одного цветка, цветы имеют над людьми незаметную, но постоянную власть. (22)Потребность в них была велика во все времена. (23)Более того, по отношению общества к Цветам можно было во все времена судить о самом обществе и о его здоровье либо болезни, о его тонусе и характере. (24)Государство в расцвете и силе — во всём мера. (25)Цветы в большой цене, однако без каких-либо патологических отклонений. (26)С разложением государственной крепости отношение к цветам принимает черты излишества и болезненности. (27)Разве это не своеобразный барометр?
(28)У нас так же, как и везде в цивилизованном мире, цветами встречают новорождённого и провожают покойника, приветствуют именинника и благодарят артиста. (29)Но вот как могут цветы сочетаться с этими немытыми лестничными стёклами, с этими тёмными побитыми стенами? (30)И с этим запахом в подъезде, и с этим лифтом, исцарапанным внутри острым гвоздём?..
Показать правило
Пояснение
Личное местоимение «них» в предложении 22 заменяет существительное «цветы» из предложения 21.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 26
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Такой приём, как (А)_____ (предложения 2—4), служит для того, чтобы привлечь читателей к обсуждению вопроса. Чтобы показать многогранность поднятой проблемы, которая может показаться мелкой, частной, В.Солоухин использует такое синтаксическое средство, как (Б)_____ (предложения 11, 28). Такой троп, как (В)_____ (предложения 23—27), и такое синтаксическое средство, как (Г)_____ (предложения 29—30), помогают писателю подчеркнуть свою мысль в тексте».
Список терминов:
1) литота
2) парцелляция
3) риторическое обращение
4) антонимы
5) анафора
6) вопросно-ответная форма изложения
7) книжная лексика
8) развёрнутая метафора
9) ряды однородных членов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
(1)Москва поглощает огромное количество цветов, и цены на них всегда высокие.
(2)Но отчего же москвичи платят так дорого за один цветок? (3)Отчего вообще люди платят за цветы деньги? (4)Наверное, оттого, что существует потребность в красоте. (5)Если же вспомнить цены, то придётся сделать вывод, что у людей теперь голод на красоту и голод на общение с живой природой, приобщение к ней, связь с ней, хотя бы мимолётную.
(6)Тем более что в цветах мы имеем дело не с какой-нибудь псевдокрасотой, а с идеалом и образцом. (7)Тут не может быть никакого обмана, никакого риска. (8)Хрустальная ваза, фарфоровая чашка, бронзовый подсвечник, акварель, кружево, ювелирное изделие... (9)Тут всё зависит от мастерства и от вкуса. (10)Вещь может быть дорогой, но некрасивой, безвкусной. (11)Надо и самому, покупая, обладать если не отточенным вкусом и чувством подлинного, то хотя бы пониманием, чтобы не купить вместо вещи, исполненной благородства, вещь аляповатую, помпезную, пошлую, лишь с претензией на благородство и подлинность.
(12)Но природа жульничать не умеет. (13)Согласимся, что цветочек кислицы не тюльпан. (14)С одним тюльпаном можно прийти в дом, а с одним цветочком кислицы — скудновато. (15)Но это лишь наша человеческая условность. (16)Приглядимся к нему, к цветочку величиной с ноготок мизинца, и мы увидим, что он такое же совершенство, как и огромная по сравнению с ним, тяжёлая чаша тюльпана, а может быть, даже изящнее её... (17)Что касается подлинности, то вопроса не существует.
(18)Но, конечно, лучше, когда красоту не надо разглядывать, напрягая зрение. (19)Мимо цветочков кислицы можно пройти, не заметив их, а мимо тюльпана не пройдёшь. (20)Недаром, как известно, он был одно время предметом страстного увлечения человечества.
(21)Однако и кроме возведения время от времени в культ какого-нибудь одного цветка, цветы имеют над людьми незаметную, но постоянную власть. (22)Потребность в них была велика во все времена. (23)Более того, по отношению общества к Цветам можно было во все времена судить о самом обществе и о его здоровье либо болезни, о его тонусе и характере. (24)Государство в расцвете и силе — во всём мера. (25)Цветы в большой цене, однако без каких-либо патологических отклонений. (26)С разложением государственной крепости отношение к цветам принимает черты излишества и болезненности. (27)Разве это не своеобразный барометр?
(28)У нас так же, как и везде в цивилизованном мире, цветами встречают новорождённого и провожают покойника, приветствуют именинника и благодарят артиста. (29)Но вот как могут цветы сочетаться с этими немытыми лестничными стёклами, с этими тёмными побитыми стенами? (30)И с этим запахом в подъезде, и с этим лифтом, исцарапанным внутри острым гвоздём?..
Показать правило
Пояснение
Заполним пропуски.
«Такой приём, как вопросно-ответная форма изложения (предложения 2—4), служит для того, чтобы привлечь читателей к обсуждению вопроса. Чтобы показать многогранность поднятой проблемы, которая может показаться мелкой, частной, В.Солоухин использует такое синтаксическое средство, как ряды однородных членов (в предложении 11 наблюдаются однородные определения, в предложении 28 наблюдается ряд однородных сказуемых). Такой троп, как развёрнутая метафора (развернутая метафора — развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства, в предложениях 23—27 общество сравнивается с организмом), и такое синтаксическое средство, как парцелляция (парцелляция — это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы), помогают писателю подчеркнуть свою мысль в тексте».
Ответ: 6982.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
6 , 9 , 8 , 2
Вопрос 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Москва поглощает огромное количество цветов, и цены на них всегда высокие.
(2)Но отчего же москвичи платят так дорого за один цветок? (3)Отчего вообще люди платят за цветы деньги? (4)Наверное, оттого, что существует потребность в красоте. (5)Если же вспомнить цены, то придётся сделать вывод, что у людей теперь голод на красоту и голод на общение с живой природой, приобщение к ней, связь с ней, хотя бы мимолётную.
(6)Тем более что в цветах мы имеем дело не с какой-нибудь псевдокрасотой, а с идеалом и образцом. (7)Тут не может быть никакого обмана, никакого риска. (8)Хрустальная ваза, фарфоровая чашка, бронзовый подсвечник, акварель, кружево, ювелирное изделие... (9)Тут всё зависит от мастерства и от вкуса. (10)Вещь может быть дорогой, но некрасивой, безвкусной. (11)Надо и самому, покупая, обладать если не отточенным вкусом и чувством подлинного, то хотя бы пониманием, чтобы не купить вместо вещи, исполненной благородства, вещь аляповатую, помпезную, пошлую, лишь с претензией на благородство и подлинность.
(12)Но природа жульничать не умеет. (13)Согласимся, что цветочек кислицы не тюльпан. (14)С одним тюльпаном можно прийти в дом, а с одним цветочком кислицы — скудновато. (15)Но это лишь наша человеческая условность. (16)Приглядимся к нему, к цветочку величиной с ноготок мизинца, и мы увидим, что он такое же совершенство, как и огромная по сравнению с ним, тяжёлая чаша тюльпана, а может быть, даже изящнее её... (17)Что касается подлинности, то вопроса не существует.
(18)Но, конечно, лучше, когда красоту не надо разглядывать, напрягая зрение. (19)Мимо цветочков кислицы можно пройти, не заметив их, а мимо тюльпана не пройдёшь. (20)Недаром, как известно, он был одно время предметом страстного увлечения человечества.
(21)Однако и кроме возведения время от времени в культ какого-нибудь одного цветка, цветы имеют над людьми незаметную, но постоянную власть. (22)Потребность в них была велика во все времена. (23)Более того, по отношению общества к Цветам можно было во все времена судить о самом обществе и о его здоровье либо болезни, о его тонусе и характере. (24)Государство в расцвете и силе — во всём мера. (25)Цветы в большой цене, однако без каких-либо патологических отклонений. (26)С разложением государственной крепости отношение к цветам принимает черты излишества и болезненности. (27)Разве это не своеобразный барометр?
(28)У нас так же, как и везде в цивилизованном мире, цветами встречают новорождённого и провожают покойника, приветствуют именинника и благодарят артиста. (29)Но вот как могут цветы сочетаться с этими немытыми лестничными стёклами, с этими тёмными побитыми стенами? (30)И с этим запахом в подъезде, и с этим лифтом, исцарапанным внутри острым гвоздём?..
Показать правило
Пояснение
Основные проблемы:
1. Проблема возникновения потребности людей покупать цветы. (Почему в большом городе люди готовы платить за цветы так много?)
2. Проблема взаимосвязи состояния общества и повышения спроса на цветы. (Как соотносится состояние общества с отношением его членов к цветам?)
3. Проблема красивого и безобразного в жизни. (Является ли естественным сочетание красоты и необустроенности быта, грязи?)
4. Проблема понимания красоты. (В чём источники истинной красоты?)
Позиция автора:
1. В большом городе особенно остро ощущается дефицит природной, естественной красоты, поэтому люди покупают цветы.
2. Отношение к цветам может служить своеобразным индикатором состояния общества.
3. Красота не может сочетаться с необустроенностью быта, грязью в подъездах. Нужно, чтобы красота проникала во все сферы человеческой жизни.
4. Источником истинной красоты служит природа; рукотворная красота может быть дорогой, но фальшивой.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос