Русский язык (Определение главной информации текста)
Результаты теста
Затрачено времени:
08:02:01
Вопрос 1
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Нация; статусный набор; референдум; предложение; инфляция.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Пояснение
1. Понятия: предложение; инфляция.
2. Смысл понятия:
предложение — желание и готовность производителя продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте;
ИЛИ
инфляция — падение покупательной способности денег, выраженное в долговременном росте общего уровня потребительских цен на товары и услуги в определенном государстве.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 2
Что свойственно и человеку, и животному?
1) инстинкты и рефлексы
2) сознательная активность
3) целенаправленная деятельность
4) словесная речь
Пояснение
В процессе эволюции организмы приобретают принципиально новые качества, органы, способности, но при этом сохраняют некие общие качества. Так для большинства живых организмов на земле характерны: белковая основа; раздражимость; обмен веществ; инстинкты и рефлексы; изменчивость; наследственность; способность к размножению.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 3
Верны ли следующие суждения о социализации человека?
А. Воспитание является частью процесса социализации.
Б. Процесс социализации человека проходит только в раннем дошкольном возрасте.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение
Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Второе неверно. Процесс социализации идет в течение всей человеческой жизни.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 4
Второклассник Саша посещает музыкальную школу и кружок по техническому моделированию. На какой ступени образования находится Саша?
1) начальное профессиональное образование
2) начальное общее образование
3) основное общее образование
4) полное общее образование
Пояснение
Начальное общее образование — это 1−4 классы.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 5
Верны ли следующие суждения о морали?
А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека.
Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение
Мораль общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д. Нормы морали устанавливаются обществом, существуют как в устной так и в письменной форме.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 6
У совершеннолетнего Василия сломался автомобиль. В автосервисе сообщили, что ремонт обойдется в 55 тысяч рублей. У Василия таких денег не было и он принял решение взять кредит в банке. Укажите два любых правила, которым следует придерживаться Василию при выборе кредитной организации. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Пояснение
1. Внимательно изучить кредитный договор на предмет наличия скрытых платежей;
2. Выбрать наиболее низкую процентную ставку по кредиту (в год, а не в день);
3. Обращаться в банк, а не в микрофинансовые организации и др.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 7
К факторам (ресурсам) производства относится
1) спрос
2) затраты
3) капитал
4) предложение
Пояснение
Основные факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 8
Цена резиновой шапочки для плавания — 50 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?
1) мировые деньги
2) средство обращения
3) мера стоимости
4) средство накопления
Пояснение
Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:
Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег).
Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров.
Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты.
Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее.
Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнёру вызвали появление мировых денег.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 9
Верны ли следующие суждения о предпринимательской деятельности?
А. Сократить издержки на производство продукции предприниматель может за счёт нахождения новых поставщиков.
Б. Цель предпринимательской деятельности — получение прибыли.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение
А — верно, это если поставщики установят новую более низкую цену; Б — верно.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 10
Какая из названных социальных групп выделена по профессиональному признаку?
1) военнослужащие
2) молодёжь
3) консерваторы
4) москвичи
Пояснение
Военнослужащие — профессиональный; молодёжь — демографический; консерваторы — политический; москвичи — территориальный.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 11
Верны ли следующие суждения об этнических группах?
А. Для этнической группы характерны общность языка и традиций.
Б. Основными видами этнических групп являются племена, народности, нации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение
Оба суждения верны.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 12
Учёные опросили 25-летних и 65-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т.п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Пояснение
а) Каждый десятый как среди 25-летних, так и среди 65-летних не стал бы участвовать в деятельности общественных организаций (так как среди людей любого возраста есть люди, которые не любят участвовать в общественных движениях, предпочитающие уединение и неучастие в решении социальных проблем).
б) 25-летние граждане в большей степени, нежели 65-летние, готовы участвовать в деятельности экологических организаций (так как более молодое поколение более знакомо с экологическими проблемами, ему предстоит жить в мире, где об угрозой находятся многие экосистемы, следовательно именно молодежь больше увлечена экологизмом).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 13
Что является отличительным признаком демократического режима?
1) федеративное устройство
2) право на взимание налогов
3) гарантии прав и свобод граждан
4) наличие публичной власти
Пояснение
Демократический режим — государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 14
Верны ли следующие суждения о демократическом режиме?
А. Демократический режим основан на признании прав и свобод человека.
Б. При демократическом режиме периодически происходят свободные выборы в органы государственной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение
Демократический режим — государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 15
Установите соответствие между примерами и типами межличностных отношений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
|
ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
|
А) собеседование при приёме на работу
Б) ссора подруг
В) разговор родителей с директором школы о поведении ученика
Г) дружеская беседа соседей
|
|
1) формальные
2) неформальные
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
А) собеседование при приёме на работу — формальные.
Б) ссора подруг — неформальные.
В) разговор родителей с директором школы о поведении ученика — формальные.
Г) дружеская беседа соседей — неформальные.
Ответ: 1212.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1 , 2 , 1 , 2
Вопрос 16
Право, как совокупность норм, в отличие от морали
1) обеспечивается принудительной силой государства
2) является общественным институтом
3) регулирует общественные отношения
4) устанавливает нормы поведения в обществе
Пояснение
И право и мораль являются общественными институтами, регулируют общественные отношения и устанавливают нормы поведения в обществе. Но право еще и обеспечивается принудительной силой государства.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 17
В соответствии с Конституцией граждане РФ обязаны
1) участвовать в отправлении правосудия
2) выбирать род деятельности и профессию
3) участвовать в управлении делами государства
4) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
Пояснение
Статья 44 Конституции Российской Федерации определяет конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Всё остальное — права.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 18
Верны ли следующие суждения об особенностях трудоустройства несовершеннолетних?
А. По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет.
Б. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключён с лицами, достигшими 14 лет.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение
По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет (ч. 1 ст. 63 ТК РФ). При соблюдении определенных условий трудовое законодательство не запрещает заключать трудовые договоры с работниками моложе 16 лет.
С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет (ч. 3 ст. 63 ТК РФ). Ограничение для работы четырнадцатилетних заключается в следующем: трудовой договор с ними может быть заключен только для выполнения легкого труда в свободное от учебы время, чтобы не нарушать учебный процесс.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 19
В приведённом списке указаны черты сходства и черты различия между такими формами духовной культуры, как наука и искусство. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) форма познания
2) систематизированное знание об окружающем мире
3) наличие особого языка для передачи знаний
4) объективное отражение действительности
Черты сходства |
Черты отличия |
|
|
|
Пояснение
Сходства: и искусство и наука являются формами познания и имеют особый язык для передачи знаний.
Отличия: только для науки характерно систематизированное знание об окружающем мире и объективное отражение действительности.
Ответ: 1324.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1 , 3 , 2 , 4
Вопрос 20
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМА
ОБЩЕСТВЕННЫХ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
| ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
|
Революция |
Коренное качественное изменение всех или
большинства сторон общественной жизни,
затрагивающее основы существующего строя
|
|
Усовершенствование в какой-либо сфере
общественной жизни посредством ряда
постепенных преобразований, не
затрагивающих фундаментальных основ
|
Пояснение
Реформа — частичные усовершенствования в какой-либо сфере жизни, не затрагивающие основ существующего строя. Постепенные сверху частичные не во всех сферах.
Ответ: реформа.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
реформа
Вопрос 21
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
«Социальный контроль» является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают различные средства, которые любое общество применяет для оценки и исправления поведения своих членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придётся выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки.
Теперь давайте посмотрим на человека, который стоит в центре нескольких кругов, каждый из которых представляет собой определённую систему социального контроля. Внешним кругом можно обозначить политико-юридическую систему, которой должны подчиняться все. Это та система, которая против нашей воли взимает налоги, призывает на военную службу, заставляет повиноваться своим бесконечным правилам и установлениям, а если надо, посадит в тюрьму.
Следующий круг социального контроля, давящий на одинокого индивида в центре, представляют мораль, обычаи и нравы.
Кроме этих больших кругов принуждения, в которых индивид находится вместе с остальными членами общества, есть и менее широкие круги контроля. Выбранная индивидом профессия неизбежно несёт в себе целый ряд контролирующих воздействий, подчас весьма жёстких. Индивида официально контролируют лицензирующие организации, профессиональные объединения и профсоюзы и, разумеется, те официальные требования, которые устанавливает непосредственное начальство. Не менее важны
различные способы неформального контроля со стороны коллег и сотрудников. Любая профессиональная роль в обществе, даже самая незначительная, предполагает специальный кодекс поведения, которым, на самом деле, едва ли можно пренебрегать.
Наконец, та группа людей, в которой проходит так называемая частная жизнь индивида, т. е. круг семьи и личных друзей, тоже образует систему контроля. Было бы большой ошибкой полагать, будто давление в этом круге самое слабое из всех только потому, что он лишён тех формальных средств принуждения, которые есть в других системах контроля. Именно в этом круге индивид, как правило, имеет наиболее важные социальные связи.
Пояснение
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:
1) сущность социального контроля;
2) несколько «кругов» контроля;
3) социальный контроль в профессиональной сфере;
4) социальный контроль в ближайшем окружении человека.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 22
Какой смысл автор вкладывает в понятие «социальный контроль»? Какие два больших круга социального контроля названы в тексте? Автор упоминает официальный и неформальный контроль со стороны профессии. Кто и с какой целью осуществляет каждый из них?
«Социальный контроль» является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают различные средства, которые любое общество применяет для оценки и исправления поведения своих членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придётся выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки.
Теперь давайте посмотрим на человека, который стоит в центре нескольких кругов, каждый из которых представляет собой определённую систему социального контроля. Внешним кругом можно обозначить политико-юридическую систему, которой должны подчиняться все. Это та система, которая против нашей воли взимает налоги, призывает на военную службу, заставляет повиноваться своим бесконечным правилам и установлениям, а если надо, посадит в тюрьму.
Следующий круг социального контроля, давящий на одинокого индивида в центре, представляют мораль, обычаи и нравы.
Кроме этих больших кругов принуждения, в которых индивид находится вместе с остальными членами общества, есть и менее широкие круги контроля. Выбранная индивидом профессия неизбежно несёт в себе целый ряд контролирующих воздействий, подчас весьма жёстких. Индивида официально контролируют лицензирующие организации, профессиональные объединения и профсоюзы и, разумеется, те официальные требования, которые устанавливает непосредственное начальство. Не менее важны
различные способы неформального контроля со стороны коллег и сотрудников. Любая профессиональная роль в обществе, даже самая незначительная, предполагает специальный кодекс поведения, которым, на самом деле, едва ли можно пренебрегать.
Наконец, та группа людей, в которой проходит так называемая частная жизнь индивида, т. е. круг семьи и личных друзей, тоже образует систему контроля. Было бы большой ошибкой полагать, будто давление в этом круге самое слабое из всех только потому, что он лишён тех формальных средств принуждения, которые есть в других системах контроля. Именно в этом круге индивид, как правило, имеет наиболее важные социальные связи.
Пояснение
1. Различные средства, которые любое общество применяет для оценки и исправления поведения своих членов.
2. Два круга:
а) политико-юридическая система;
б) мораль, обычаи и нравы.
3. Указаны цели и субъекты контроля двух видов:
а) Официальный (формальный) контроль осуществляют лицензирующие организации, профессиональные объединения, непосредственное начальство в целях проверки соблюдения официально установленных норм и требований.
б) Неформальный контроль осуществляют коллеги и сотрудники в целях проверки соблюдения принятого в профессиональной среде «специального кодекса поведения».
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 23
Какую особенность контроля в круге семьи привёл автор? Как он обосновал эффективность такого контроля? Приведите два примера социального контроля в круге семьи и (или) ближайших друзей.
«Социальный контроль» является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают различные средства, которые любое общество применяет для оценки и исправления поведения своих членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придётся выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки.
Теперь давайте посмотрим на человека, который стоит в центре нескольких кругов, каждый из которых представляет собой определённую систему социального контроля. Внешним кругом можно обозначить политико-юридическую систему, которой должны подчиняться все. Это та система, которая против нашей воли взимает налоги, призывает на военную службу, заставляет повиноваться своим бесконечным правилам и установлениям, а если надо, посадит в тюрьму.
Следующий круг социального контроля, давящий на одинокого индивида в центре, представляют мораль, обычаи и нравы.
Кроме этих больших кругов принуждения, в которых индивид находится вместе с остальными членами общества, есть и менее широкие круги контроля. Выбранная индивидом профессия неизбежно несёт в себе целый ряд контролирующих воздействий, подчас весьма жёстких. Индивида официально контролируют лицензирующие организации, профессиональные объединения и профсоюзы и, разумеется, те официальные требования, которые устанавливает непосредственное начальство. Не менее важны
различные способы неформального контроля со стороны коллег и сотрудников. Любая профессиональная роль в обществе, даже самая незначительная, предполагает специальный кодекс поведения, которым, на самом деле, едва ли можно пренебрегать.
Наконец, та группа людей, в которой проходит так называемая частная жизнь индивида, т. е. круг семьи и личных друзей, тоже образует систему контроля. Было бы большой ошибкой полагать, будто давление в этом круге самое слабое из всех только потому, что он лишён тех формальных средств принуждения, которые есть в других системах контроля. Именно в этом круге индивид, как правило, имеет наиболее важные социальные связи.
Пояснение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Особенность: лишён формальных средств принуждения.
2. Авторское обоснование: здесь индивид имеет наиболее важные социальные связи.
Особенность и авторское обоснование могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
3. Примеры:
а) родители проверяют, как сын-школьник выполнил домашнее задание по физике;
б) родители узнают, как их ребёнок проводит время в течение дня, с кем он дружит, кто родители его друзей.
Могут быть приведены другие примеры.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 24
Приведите два собственных аргумента в поддержку того, что любому обществу необходим социальный контроль.
«Социальный контроль» является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают различные средства, которые любое общество применяет для оценки и исправления поведения своих членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придётся выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки.
Теперь давайте посмотрим на человека, который стоит в центре нескольких кругов, каждый из которых представляет собой определённую систему социального контроля. Внешним кругом можно обозначить политико-юридическую систему, которой должны подчиняться все. Это та система, которая против нашей воли взимает налоги, призывает на военную службу, заставляет повиноваться своим бесконечным правилам и установлениям, а если надо, посадит в тюрьму.
Следующий круг социального контроля, давящий на одинокого индивида в центре, представляют мораль, обычаи и нравы.
Кроме этих больших кругов принуждения, в которых индивид находится вместе с остальными членами общества, есть и менее широкие круги контроля. Выбранная индивидом профессия неизбежно несёт в себе целый ряд контролирующих воздействий, подчас весьма жёстких. Индивида официально контролируют лицензирующие организации, профессиональные объединения и профсоюзы и, разумеется, те официальные требования, которые устанавливает непосредственное начальство. Не менее важны
различные способы неформального контроля со стороны коллег и сотрудников. Любая профессиональная роль в обществе, даже самая незначительная, предполагает специальный кодекс поведения, которым, на самом деле, едва ли можно пренебрегать.
Наконец, та группа людей, в которой проходит так называемая частная жизнь индивида, т. е. круг семьи и личных друзей, тоже образует систему контроля. Было бы большой ошибкой полагать, будто давление в этом круге самое слабое из всех только потому, что он лишён тех формальных средств принуждения, которые есть в других системах контроля. Именно в этом круге индивид, как правило, имеет наиболее важные социальные связи.
Пояснение
Могут быть приведены следующие аргументы:
1) в обществе существуют принятые нормы, и их выполнение необходимо контролировать;
2) контроль делает поведение людей в обществе предсказуемым.
Могут быть приведены другие аргументы.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос