Русский язык (Определение главной информации текста)
Результаты теста
Затрачено времени:
17:13:05
Вопрос 1
Рассказ, набранный на компьютере, содержит 2 страницы, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 64 символа. Определите информационный объём рассказа в одной из кодировок Unicode, в которой каждый символ кодируется 16 битами.
1) 16000 бит
2) 8000 байт
3) 8 Кбайт
4) 4 Кбайт
Пояснение
Количество символов в рассказе:
2 · 32 · 64 = 4096.
Каждый символ кодируется 16 битами или 2 байтами. Следовательно, информационный объём рассказа составляет 4096 · 2 = 8192 байт = 8 Кбайт.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 2
Для какого из приведённых имён истинно высказывание:
НЕ (Первая буква согласная) И НЕ (Последняя буква гласная)?
1) Ольга
2) Михаил
3) Валентина
4) Ян
Пояснение
Логическое «И» истинно только тогда, когда истинны оба высказывания. Запишем выражение в виде
(Первая буква гласная) И (Последняя буква согласная)
и проверим все варианты ответа.
1) Ложно, поскольку ложно второе высказывание: а — согласная.
2) Ложно, поскольку ложно первое высказывание: м — гласная.
3) Ложно, поскольку ложно первое высказывание: в — гласная.
4) Истинно, поскольку истинны оба высказывания: я — гласная и н — согласная.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 3
Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице:
Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и E. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.
1) 6
2) 7
3) 8
4) 9
Пояснение
Найдём все варианты маршрутов из A в E и выберем самый короткий.
Из пункта A можно попасть в пункты B, C, D.
Из пункта B можно попасть в пункт C.
Из пункта C можно попасть в пункты D, E.
A—B—C—E: длина маршрута 7 км.
A—С—E: длина маршрута 8 км.
A—D—C—E: длина маршрута 9 км.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 4
Пользователь сначала работал с файлом C:Work9classdocumentsanketa.doc. Потом он переместился на 1 уровень вверх, создал каталог otchet и перенес файл в новый каталог. Укажите новое полное имя данного файла?
1) C:Work9classdocumentsotchetanketa.doc
2) C:Work9classotchetanketa.doc
3) Work9classotchetanketa.doc
4) C:Workotchetanketa.doc
Пояснение
Полное имя файла после перемещения стало C:Work9classotchetanketa.doc.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 5
Дан фрагмент электронной таблицы, в первой строке которой записаны числа, а во второй — формулы.
|
A |
B |
C |
D |
1 |
2 |
4 |
5 |
11 |
2 |
=B1*2 |
= D1–3 |
=A1+2 |
|
Какая из перечисленных ниже формул должна быть записана в ячейке D2, чтобы построенная после выполнения вычислений круговая диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) =B1/2
2) =(A1+B1)*2
3) =A1*2
4) =A1+C1+1
Пояснение
Заполним таблицу:
|
A |
B |
C |
D |
1 |
2 |
4 |
5 |
11 |
2 |
8 |
8 |
4 |
|
Из диаграммы видно, что сумма значений в двух ячейках равна сумме значений в двух других, а именно, A2+D2=B2+C2, откуда получаем, что D2 = 4.
Найденному значению D2 соответствует формула, указанная под номером 3.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 6
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y), в точку с координатами (x+a, y+b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается, если отрицательные — уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (1, 1), то команда Сместиться на (–2, 4) переместит его в точку (–1, 5).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
Конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Сместиться на (–3, –6)
Повтори 3 раз
Команда1 Сместиться на (2, –5) Сместиться на (3, 3)
конец
Какую команду надо выполнить Чертёжнику вместо команды Команда1, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?
1) Сместиться на (–4, –4)
2) Сместиться на (–2, 8)
3) Сместиться на (4, –4)
4) Сместиться на (–4, 4)
Пояснение
Сначала происходит смещение на (−3; −6). Команда Повтори 3 раз означает, что команды Сместиться на (2, –5) и Сместиться на (3, 3) выполнятся три раза. В результате Чертёжник переместится на (–3, –6) + 3·(2 + 3, (−5) + 3) = (12, −12).
Чтобы Чертёжник вернулся в исходную точку, необходимо переместить его на (−12, 12). Учитывая, наличие команды Повтори 3, приходим к выводу, что Команда 1 это команда Сместиться на (−4, 4).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 7
От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:
••−•−•••−•−−••−
При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:
Определите текст радиограммы. В ответе укажите, сколько букв было в исходной радиограмме.
Пояснение
Сначала происходит смещение на (−3; −6). Команда Повтори 3 раз означает, что команды Сместиться на (2, –5) и Сместиться на (3, 3) выполнятся три раза. В результате Чертёжник переместится на (–3, –6) + 3·(2 + 3, (−5) + 3) = (12, −12).
Чтобы Чертёжник вернулся в исходную точку, необходимо переместить его на (−12, 12). Учитывая, наличие команды Повтори 3, приходим к выводу, что Команда 1 это команда Сместиться на (−4, 4).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 8
В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «–», «*» и «/» – соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствует правилам арифметики.
Определите значение переменной a после выполнения данного алгоритма:
a := 6
b := 2
b := a/2*b
a := 2*a+3*b
В ответе укажите одно целое число — значение переменной a.
Пояснение
Выполним программу:
a := 6,
b := 2,
b := a/2 · b = 6,
a := 2 · a + 3 · b = 12 + 18 = 30.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 9
Запишите значение переменной u, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на пяти языках программирования.
Бейсик | Python |
DIM u, i AS INTEGER
u = 26
FOR i = 1 TO 5
u = u − i
NEXT i
PRINT u
|
u = 26
for i in range(1,6):
u = u − i
print (u)
|
Паскаль | Алгоритмический язык |
var u, i: integer;
begin
u := 26;
for i := 1 to 5 do
u := u − i;
writeln(u);
end.
|
алг
нач
цел u, i
u := 26;
нц для i от 1 до 5
u := u − i
кц
вывод u
кон
|
С++ |
#include <iostream>
using namespacestd;
int main() {
int u = 26;
for (int i = 1; i <= 5; i++)
u = u − i;
cout << u;
return 0;
}
|
Пояснение
Цикл for i := 1 to 5 do выполнится 5 раз. Каждый раз переменная u уменьшается на i. Поскольку изначально значение u равно 26, после выполнения программы получим u = 26 − 1 − 2 − 3 − 4 − 5 = 11.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 10
В таблице Dat хранятся оценки (по десятибалльной шкале) студента по программированию за 8 прошедших с начала учёбы семестров (Dat[1] — оценка за первый семестр, Dat[2] — за второй и т. д.). Определите, что будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма, записанного на пяти алгоритмических языках.
Бейсик | Python |
DIM Dat(8) AS INTEGER
DIM k, m, term AS INTEGER
Dat(1) = 7: Dat(2) = 7
Dat(3) = 6: Dat(4) = 8
Dat(5) = 4: Dat(6) = 5
Dat(7) = 8: Dat(8) = 7
m = Dat(1); term = 1
FOR k = 2 TO 8
IF Dat(k) > m THEN
m = Dat(k)
term = k
ENDIF
NEXT k
PRINT term
|
Dat = [7, 7, 6, 8, 4, 5, 8, 7]
m = Dat[0]
term = 1
for k in range(1, 8):
if Dat[k] > m:
m = Dat[k]
term = k + 1
print (term)
|
Паскаль | Алгоритмический язык |
Var k, m, term: integer;
Dat: array[1..8] of integer;
Begin
Dat[1] := 7; Dat[2] := 7;
Dat[3] := 6; Dat[4] := 8;
Dat[5] := 4; Dat[6] := 5;
Dat[7] := 8; Dat[8] := 7;
m := Dat[1];
term := 1;
for k := 2 to 8 do
if Dat[k] > m then
begin
m := Dat[k];
term := k;
end;
writeln(term);
End.
|
алг
нач
целтаб Dat[1:8]
цел k, m, term
Dat[1] := 7
Dat[2] := 7
Dat[3] := 6
Dat[4] := 8
Dat[5] := 4
Dat[6] := 5
Dat[7] := 8
Dat[8] := 7
m := Dat[1]
term := 1
нц для k от 2 до 8
если Dat[k] > m то
m := Dat[k]
term := k
все
кц
вывод term
кон
|
С++ |
#include <iostream>
using namespacestd;
int main() {
int Dat[8] = {7, 7, 6, 8, 4, 5, 8, 7};
int m = Dat[0];
int term = 1
for (int k = 1; k < 8; k++)
if (Dat[k] > m) {
m = Dat[k];
term = k + 1;
}
cout << term;
return 0;
}
|
Пояснение
Программа предназначена для нахождения номера первого семестра, за который студент получил наибольшую оценку. Проанализировав входные данные, приходим к выводу, что ответ 4.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 11
На рисунке изображена схема соединений, связывающих пункты А, В, С, D, Е, F. По каждому соединению можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из пункта А в пункт F?
Пояснение
Начнем считать количество путей с конца маршрута — с города F. Пусть NX — количество различных путей из города F в город X, N — общее число путей.
В F можно приехать из C или E или D, поэтому N = NF = NC + NE + ND (*).
Аналогично:
NC = NA + NE = 1 + 3 = 4;
NE = NA + ND = 1 + 2 = 3;
ND = NA + NB = 1 + 1 = 2;
NB = NA = 1;
Подставим в формулу (*): N = 4 + 3 + 2 = 9.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 12
Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования»:
Пункт назначения | Категория поезда | Время в пути | Вокзал |
Кисловодск |
скорый |
31:22 |
Казанский |
Кисловодск |
скорый |
35:37 |
Курский |
Кишинёв |
пассажирский |
31:50 |
Киевский |
Красноярск |
скорый |
62:10 |
Казанский |
Красноярск |
скорый |
60:35 |
Ярославский |
Кременчуг |
скорый |
17:35 |
Курский |
Круглое Поле |
скорый |
21:12 |
Казанский |
Мариуполь |
скорый |
22:55 |
Курский |
Новый Уренгой |
фирменный |
64:46 |
Ярославский |
Новый Уренгой |
скорый |
63:11 |
Курский |
Одесса |
скорый |
22:28 |
Киевский |
Одесса |
скорый |
25:39 |
Киевский |
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию
(Вокзал = «Курский») ИЛИ (Время в пути < 30:00)?
В ответе укажите одно число — искомое количество записей.
Пояснение
Логическое «ИЛИ» истинно тогда, когда истинны хотя бы одно высказывание. Следовательно, условию удовлетворяют те строки таблицы, в которых поезд находится в пути менее 30 часов или отправляется с Курского вокзала. Таких вариантов семь.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 13
Переведите двоичное число 1101001 в десятичную систему счисления.
Пояснение
Имеем:
11010012 = 1 · 26 + 1 · 25 + 1 · 23 + 1 · 20 = 64 + 32 + 8 + 1 = 105.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 14
У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:
1. возведи в квадрат
2. прибавь 3
Первая из них возводит число на экране во вторую степень, вторая — прибавляет к числу 3. Составьте алгоритм получения из числа 1 числа 262, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. В ответе запишите только номера команд. (Например, 11221 — это алгоритм: возведи в квадрат, возведи в квадрат, прибавь 3, прибавь 3, возведи в квадрат, который преобразует число 2 в 484.) Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Пояснение
Из числа 1 число 256 можно получить последовательностью команд 211. Далее будем использовать команды 22. Следовательно, искомый алгоритм: 21122.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 15
Файл размером 64 Кбайт передаётся через некоторое соединение со скоростью 1024 бит в секунду. Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью 256 бит в секунду. В ответе укажите одно число — размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.
Пояснение
Размер переданного файла = время передачи · скорость передачи. Заметим, что скорость передачи во втором случае в 1024/256 = 4 раза меньше скорости в первом случае. Поскольку время передачи файлов одно и то же, размер файла, который можно передать во втором случае, тоже в 4 раза меньше. Он будет равен 64/4 = 16 Кбайт.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 16
Цепочка из четырех бусин, помеченных латинскими буквами, формируется по следующему правилу:
– на втором месте цепочки стоит одна из бусин B, A, E;
– в конце — одна из бусин A, C, E, которой нет на втором месте;
– в начале — одна из бусин B, C, D, которой нет на четвертом месте;
– на третьем месте — одна из бусин E, C, D, не стоящая на первом месте.
Определите, сколько из перечисленных цепочек созданы по этому правилу?
BECC CEDC CAED DEEC ABCE BBDA DBDC DBAE BAEA
В ответе запишите только количество цепочек.
Пояснение
Из всех перечисленных цепочек только цепочки BECC, DEEC и BBDA созданы по этому правилу.
Ответ: 3.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 17
Доступ к файлу txt.html, находящемуся на сервере ru.net, осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
А) http
Б) ://
В) .html
Г) txt
Д) /
Е) ru
Ж) .net
Пояснение
Напомним, как формируется адрес в сети Интернет. Сначала указывается протокол, потом «://», потом сервер, затем «/», название файла указывается в конце. Таким образом, адрес будет следующим: http://ru.net/txt.html. Следовательно, ответ АБЕЖДГВ.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
АБЕЖДГВ
Вопрос 18
В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:
Код | Запрос |
А |
Рыжий & Честный |
Б |
Рыжий | Честный | Влюблённый |
В |
Рыжий & Честный & Влюблённый |
Г |
Рыжий | Честный |
Пояснение
Чем больше в запросе «ИЛИ», тем больше результатов выдаёт поисковой сервер. Чем больше в запросе операций «И», тем меньше результатов выдаст поисковой сервер. Таким образом, ответ ВАГБ.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 19
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по физике и информатике. Вот первые строки получившейся таблицы:
| A | B | C | D |
1 |
Ученик |
Округ |
Физика |
Информатика |
2 |
Брусов Анатолий |
Западный |
18 |
12 |
3 |
Васильев Александр |
Восточный |
56 |
66 |
4 |
Ермишин Роман |
Северный |
44 |
49 |
5 |
Моникашвили Эдуард |
Центральный |
65 |
78 |
6 |
Круглов Никита |
Центральный |
57 |
67 |
7 |
Титова Анастасия |
Северный |
54 |
63 |
В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В — округ учащегося; в столбцах С, D — баллы, полученные, соответственно, по физике и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 266 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Чему равна наименьшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся округа «Центральный»? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G1 таблицы.
2. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по физике меньше 70 баллов? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку G3 таблицы.
Примечание.
При решении допускается использование любых возможностей электронных таблиц. Допускаются вычисления при помощи ручки и бумаги. Использование калькуляторов не допускается.
Пояснение
1) В столбце Е для каждого учащегося вычислим сумму баллов по двум предметам, если это ученик школы округа «Центральный». Для ученика другого округа ячейка будет содержать пустую строку. В ячейку Е2 запишем формулу =ЕСЛИ(В2=«Центральный»; С2+D2; "") Скопируем формулу во все ячейки диапазона ЕЗ:Е273. Благодаря использованию относительных ссылок в столбце Е непустые значения строк 2−267 будут равны суммам баллов учеников школ округа «Центральный». Для того чтобы найти наименьшую сумму, в ячейку G1 внесём формулу =МИН(Е2:Е267).
2) Для ответа на второй вопрос в дополнительной ячейке, например в НЗ, найдём количество участников, набравших по физике менее 70 баллов. Это можно сделать различными способами, в том числе при помощи функции =СЧЁТЕСЛИ(С2:С267; "<70"). Выразим полученное значение в процентах от общего числа участников тестирования. Результат запишем в ячейку G3: =НЗ/266*100.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 20
Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 20.1 или 20.2.
20.1 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.
У Робота есть девять команд. Четыре команды — это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.
Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не,например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
Робот находится в левой клетке узкого горизонтального коридора. Ширина коридора — одна клетка, длина коридора может быть произвольной. Возможный вариант начального расположения Робота приведён на рисунке (Робот обозначен буквой «Р»):
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки внутри коридора и возвращающий Робота в исходную позицию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок). Алгоритм должен решать задачу для произвольного конечного размера коридора. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.
20.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел, кратных 6 и оканчивающихся на 4. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа по модулю не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 6 и оканчивающихся на 4.
Пример работы программы:
Входные данные |
Выходные данные |
3
24
25
54
|
2
|
Пояснение
20.1 Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, а комментарии, поясняющие алгоритм и не являющиеся его частью, — курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|».
|Сначала будем двигаться направо и закрашивать клетки, пока не дойдём до конца коридора.
нц пока справа свободно
закрасить
вправо
кц
|Закрасим последнюю клетку.
закрасить
|Теперь вернёмся в исходную клетку.
нц пока слева свободно
влево
кц
Возможны и другие варианты решения. Допускается использование иного синтаксиса инструкций исполнителя, более привычного для учащихся. Допускается наличие отдельных синтаксических ошибок, не искажающих замысла автора решения
20.2 Решением является программа, записанная на любом языке программирования. Пример верного решения, записанного на языке Паскаль:
var i, n, a, s: integer;
begin
s := 0;
readln(n);
for i:=1 to n do
begin
readln(a);
if (a mod 6=0) and (a mod 10 = 4) then
s := s + 1;
end;
writeln(s);
end.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос