Русский язык (Определение главной информации текста)
Результаты теста
Затрачено времени:
11:56:20
Вопрос 1
Статья, набранная на компьютере, содержит 32 страницы, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 30 символов. Определите информационный объём статьи в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ кодируется 8 битами.
1) 30 Кбайт
2) 480 байт
3) 24 Кбайт
4) 240 байт
Пояснение
Найдем количество символов в статье:
32 · 32 · 30 = 25 · 25· 15 · 21 = 15 · 211.
Один символ кодируется одним байтом, 210 байт составляют 1 килобайт, поэтому информационный объем статьи составляет
15 · 211 байт = 15 · 21 килобайт = 30 Кбайт.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 2
Для какого из приведённых чисел ложно высказывание: НЕ (число > 50) ИЛИ (число чётное)?
1) 123
2) 56
3) 9
4) 8
Пояснение
Логическое «ИЛИ» ложно только тогда, когда ложны оба высказывания. Преобразуем выражение:
(число <= 50) ИЛИ (число чётное)
и проверим все варианты ответа.
1) Ложно, поскольку ложны оба высказывания.
2) Истинно, поскольку истинно второе высказывание: 56 — чётное.
3) Истинно, поскольку истинно первое высказывание: 9 не больше 50.
4) Истинно, поскольку истинны оба высказывания.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 3
Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице:
Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и E. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.
1) 4
2) 5
3) 6
4) 7
Пояснение
Найдём все варианты маршрутов из A в E и выберем самый короткий.
Из пункта A можно попасть в пункты B, C, D.
Из пункта B можно попасть в пункт C.
Из пункта C можно попасть в пункты D, E.
A—B—C—E: длина маршрута 7 км.
A—С—E: длина маршрута 7 км.
A—D—C—E: длина маршрута 6 км.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 4
Пользователь работал с каталогом C:УчёбаМатематикаЗадания. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем ещё раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Биология, далее спустился в каталог Оценки. Укажите полный путь каталога, в котором оказался пользователь.
1) C:БиологияОценки
2) C:ОценкиБиология
3) C:УчёбаМатематикаБиологияОценки
4) C:УчёбаБиологияОценки
Пояснение
Выполним действия пользователя, начиная из C:УчёбаМатематикаЗадания. Поднимемся на два уровня вверх, окажемся в С:Учёба. Теперь, спустившись на один уровень вниз, мы должны оказаться в каталоге Биология. После этого, ещё раз спустившись на один уровень вниз, мы должны оказаться в каталоге Оценки. Таким образом, полный путь каталога, в котором оказался пользователь, будет C:УчёбаБиологияОценки.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 5
Дан фрагмент электронной таблицы.
|
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
1 |
12 |
|
4 |
|
3 |
|
|
2 |
=C1*E1 |
=A1−C1 |
=C1*2 |
=A1/E1 |
=E1 |
=C1/2 |
=F2 |
После выполнения вычислений по некоторым ячейкам диапазона A2:G2 была построена диаграмма. Укажите адреса этих ячеек.
1) A2; B2; C2; G2
2) A2; D2; F2; G2
3) A2; E2; F2; G2
4) B2; D2; E2; F2
Пояснение
Заполним таблицу:
|
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
1 |
12 |
|
4 |
|
3 |
|
|
2 |
12 |
8 |
8 |
4 |
3 |
2 |
2 |
Из диаграммы видно, что два значения равны, а другие два значения относятся как 1 : 3. Следовательно, адреса ячеек, по которым была построена диаграмма, должны быть A2; D2; F2; G2.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 6
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные — уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 КомандаЗ
Конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 paз
Сместиться на (−2, −3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (−4,0)
Конец
На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?
1) Сместиться на (−9, −3)
2) Сместиться на (−3, 9)
3) Сместиться на (−3, −1)
4) Сместиться на (9, 3)
Пояснение
Команда Повтори 3 раз означает, что команды Сместиться на (−2, −3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (−4,0)выполнятся три раза. В результате чего Чертёжник переместится на 3·(−2 + 3 − 4, −3 + 2 + 0) = (−9, −3). Таким образом, этот алгоритм можно заменить на команду Сместиться на (−9, −3).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 7
От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:
•−••−•−−•−−−••−−•
При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:
Определите текст радиограммы.
Пояснение
Комбинация «•−» соответствует букве А, «••» — букве И, «−•» — букве Н, «−−•» — букве Г, «−−−•» — букве Ч, «•−» — букве А, «−•» — букве Н.
Итак, шифром закодировано сообщение АИНГЧАН.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
АИНГЧАН
Вопрос 8
В алгоритме, записанном ниже, используются переменные a и b. Символ «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:
а := 1
b := 2 + a
b := a + b
а := b/2*2*a - 3
В ответе укажите одно целое число — значение переменной a.
Пояснение
Выполним программу:
а := 1
b := 2 + a = 3
b := a + b = 4
а := b/2*2*a - 3 = 4 − 3 = 1.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 9
Запишите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на пяти языках программирования.
Бейсик | Python |
DIM n, s AS INTEGER
s = 0
FOR n = 3 TO 7
s = s + 2*n
NEXT n
PRINT s
|
s = 0
for n in range(3,8):
s = s + 2*n
print (s)
|
Паскаль | Алгоритмический язык |
var s,n: integer;
begin
s := 0;
for n := 3 to 7 do
s := s + 2*n;
writeln(s);
end.
|
алг
нач
цел s, n
s := 0
нц для n от 3 до 7
s := s + 2*n
кц
вывод s
кон
|
С++ |
#include <iostream>
using namespacestd;
int main() {
int s = 0;
for (int n = 3; n <= 7; n++)
s = s + 2*n;
cout << s;
return 0;
}
|
Пояснение
Цикл for n := 3 to 7 do выполняется 5 раз. Каждый раз переменная s умножается на 2*n. поскольку изначально значение s равно 0, после выполнения программы получим s = 2*3+2*4+2*5+2*6+2*7 = 50.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 10
В таблице Dat хранятся данные о количестве сделанных учениками заданий (Dat[1] заданий сделал первый ученик, Dat[2] — второй и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на пяти языках программирования.
Бейсик | Python |
DIM Dat(10) AS INTEGER
DIM k, m, n AS INTEGER
Dat(1) = 7: Dat(2) = 9
Dat(3) = 10: Dat(4) = 5
Dat(5) = 6: Dat(6) = 7
Dat(7) = 5: Dat(8) = 8
Dat(9) = 6: Dat(10) = 9
m = 10; n = 0
FOR k = 1 TO 10
IF Dat(k) <= m THEN
m = Dat(k)
n = k
ENDIF
NEXT k
PRINT n
|
Dat = [7, 9, 10, 5, 6, 7, 5, 8, 6, 9]
m = 10
n = 0
for k in range(0,10):
if Dat[k] <= m:
m = Dat[k]
n = k + 1
print (n)
|
Паскаль | Алгоритмический язык |
Var k, m, n: integer;
Dat: array[1..10] of integer;
Begin
Dat[1] := 7; Dat[2] := 9;
Dat[3] := 10; Dat[4] := 5;
Dat[5] := 6; Dat[6] := 7;
Dat[7] := 5; Dat[8] := 8;
Dat[9] := 6; Dat[10] := 9;
m := 10;
n := 0;
for k := 1 to 10 do
if Dat[k] <= m then
begin
m := Dat[k];
n := k;
end;
writeln(n);
End.
|
алг
нач
целтаб Dat[1:10]
цел k, m, n
Dat[1] := 7
Dat[2] := 9
Dat[3] := 10
Dat[4] := 5
Dat[5] := 6
Dat[6] := 7
Dat[7] := 5
Dat[8] := 8
Dat[9] := 6
Dat[10] := 9
m := 10
n := 0
нц для k от 1 до 10
если Dat[k] <= m то
m := Dat[k]
n := k
все
кц
вывод n
кон
|
С++ |
#include <iostream>
using namespacestd;
int main() {
int Dat[10] = {7, 9, 10, 5, 6, 7, 5, 8, 6, 9};
int m = 10;
int n = 0;
for (int k = 0; k < 10; k++)
if (Dat[k] <= m) {
m = Dat[k];
n = k + 1;
}
cout << n;
return 0;
}
|
Пояснение
Программа предназначена для нахождения номера ученика, который сделал меньше всего заданий. Проанализировав входные данные, приходим к выводу, что ответ 7.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 11
На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
Пояснение
Начнем считать количество путей с конца маршрута — с города К. Пусть NX — количество различных путей из города А в город X, N — общее число путей.
В К можно приехать из Е, В, Г или Ж, поэтому N = NК = NЕ + NВ + NГ + NЖ (*).
Аналогично:
NЕ = NБ + NВ = 1 + 1 = 2;
NВ = NА = 1;
NГ = NВ + NА + NД = 1 + 1 + 1 = 3;
NЖ = NГ + NД = 3 + 1 = 4;
NБ = NА = 1;
NД = NА = 1.
Подставим в формулу (*): N = 2 + 1 + 3 + 4 = 10.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 12
Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Основные сведения о небесных телах».
Название планеты | Среднее расстояние
от Солнца, а.е.
| Число
спутников
| Наличие
атмосферы
|
Меркурий |
0,39 |
0 |
Следы |
Венера |
0,72 |
0 |
Очень плотн. |
Земля |
1,00 |
1 |
Плотная |
Марс |
1,52 |
2 |
Разреженная |
Юпитер |
5,20 |
16 |
Очень плотн. |
Сатурн |
9,54 |
18 |
Очень плотн. |
Уран |
19,19 |
17 |
Очень плотн. |
Нептун |
30,07 |
8 |
Очень плотн. |
Плутон |
39,52 |
1 |
Очень плотн. |
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию
(Наличие атмосферы = «Очень плотн.») И (Число спутников > 5)?
В ответе укажите одно число − искомое количество записей.
Пояснение
Логическое «И» истинно тогда, когда истинны оба высказывания. Следовательно, подходят скорые планеты с очень плотной атмосферой и имеющие более пяти спутников. Таких планет четыре: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 13
Переведите двоичное число 1100110 в десятичную систему счисления.
Пояснение
Имеем:
11001102 = 1 · 26 + 1 · 25 + 1 · 22 + 1 · 21 = 64 + 32 + 4 + 2 = 102.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 14
У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера:
1. раздели на 2
2. прибавь 1
Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая увеличивает его на 1. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 89 числа 24, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. (Например, 21121 — это алгоритм: прибавь 1, раздели на 2, раздели на 2, прибавь 1, раздели на 2, который преобразует число 75 в 10.) Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Пояснение
Поскольку Делитель работает только с натуральными числами и число 89 — нечётное, первая команда должна быть 2. Из числа 90 число 24 можно получить последовательностью команд 1212. Следовательно, искомый алгоритм: 21212.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 15
Файл размером 4 Мбайта передаётся через некоторое соединение за 16 секунд. Определите время в секундах, за которое можно передать через то же самое соединение файл размером 2048 Кбайт. В ответе укажите только число секунд.
Пояснение
Размер переданного файла = время передачи · скорость передачи. Заметим, что размер файла во втором случае в 4/2 = 2 раза меньше размера файла в первом случае. Поскольку скорость передачи файлов одна и та же, время, за которое можно передать через то же самое соединение файл размером 2048 Кбайта, тоже в 2 раза меньше. Оно будет равно 16/2 = 8 секунд.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 16
Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она чётна, то удаляется левый символ цепочки, а если нечётна, то в конец цепочки добавляется буква А. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы описанного алгоритма.
Например, если исходной была цепочка СОН, то результатом работы алгоритма будет цепочка ТПОБ, а если исходной была цепочка КРОТ, то результатом работы алгоритма будет цепочка СПУ.
Дана цепочка символов КРАН. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)?
Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
Пояснение
Применим алгоритм: КРАН (чётное) → РАН → СБО.
Применим его ещё раз: СБО (нечётное) → СБОА → ТВПБ.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 17
Доступ к файлу org.docx, находящемуся на сервере rez.ua, осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
А) ua
Б) .docx
В) ://
Г) /
Д) rez.
Е) http
Ж) org
Пояснение
Напомним, как формируется адрес в сети Интернет. Сначала указывается протокол, потом «://», потом сервер, затем «/», название файла указывается в конце. Таким образом, адрес будет следующим: http://rez.ua/org.docx. Следовательно, ответ ЕВДАГЖБ.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
ЕВДАГЖБ
Вопрос 18
В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите коды запросов в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:
Код | Запрос |
А |
рассказы & Толстой & Чехов & повести |
Б |
(рассказы | Толстой) & (Чехов | повести) |
В |
(рассказы | Толстой) & Чехов |
Г |
Толстой | рассказы | повести |
Пояснение
Чем больше в запросе «ИЛИ», тем больше результатов выдаёт поисковой сервер. Чем больше в запросе операций «И», тем меньше результатов выдаст поисковой сервер. Таким образом, ответ АВБГ.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 19
В электронную таблицу занесли данные наблюдения за погодой в течение одного года. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
| А | B | C | D | E | F |
1 |
Дата |
Температура |
Осадки |
Давление |
Ветер |
Скорость ветра |
2 |
1 января |
0,7 |
15,2 |
748 |
ЮВ |
4,2 |
3 |
2 января |
0,4 |
4,6 |
751 |
В |
4,7 |
4 |
3 января |
–1,9 |
1,4 |
747 |
C |
2,4 |
5 |
4 января |
–7,7 |
0,2 |
752 |
З |
4,7 |
В столбце A записана дата наблюдения, в столбце B – среднесуточная температура воздуха для указанной даты, в столбце C – количество выпавших осадков (в миллиметрах) для указанной даты, в столбце D – среднесуточное атмосферное давление (в миллиметрах ртутного столба). В столбце E записано направление ветра для указанной даты – одно из восьми возможных значений «СЗ», «С», «СВ», «В», «ЮВ», «Ю», «ЮЗ», «З». В столбце F записана среднесуточная скорость ветра (в метрах в секунду). Всего в электронную таблицу были занесены данные по всем 365 дням года в хронологическом порядке.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:
1. Какой была средняя температура воздуха в весенние месяцы (март, апрель, май)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Какое среднее количество осадков выпадало за сутки в те дни года, когда дул южный (Ю) ветер? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы.
Ответы должны быть вычислены с точностью не менее двух знаков после запятой. Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
Пояснение
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:
1. Какой была средняя температура воздуха в весенние месяцы (март, апрель, май)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Какое среднее количество осадков выпадало за сутки в те дни года, когда дул южный (Ю) ветер? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы.
Ответы должны быть вычислены с точностью не менее двух знаков после запятой. Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
Пояснение.
Решение для OpenOffice.org Calc
В ячейку H2 необходимо записать формулу
=AVERAGE(B61:B152)
В ячейку H3 необходимо записать формулу
=SUMIF(E2:E366;"Ю";C2:C366)/COUNTIF(E2:E366;"Ю")
Решение для Microsoft Excel
В ячейку H2 необходимо записать формулу
=СРЗНАЧ(B61:B152)
В ячейку H3 необходимо записать формулу
=СУММЕСЛИ(E2:E366;"Ю";C2:C366)/СЧЁТЕСЛИ(E2:E366;"Ю")
Возможны и другие варианты решения, например, сортировка результатов наблюдений по значению столбца E с последующим заданием правильных блоков для функций.
Если задание выполнено правильно, и при выполнении задания использовались файлы, специально подготовленные для проверки выполнения данного задания, то должны получиться следующие ответы:
На первый вопрос: 8,05.
На второй вопрос: 1,95
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 20
Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 20.1 или 20.2.
20.1 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды — это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не,например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле имеется прямоугольник, ограниченный стенами. Длины сторон прямоугольника неизвестны. Робот находится внутри прямоугольника. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий клетки прямоугольника, примыкающие к его нижней и левой стенам. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.
20.2 Напишите программу, которая в последовательности целых чисел определяет их количество и сумму чётных чисел. Программа получает на вход целые числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 — признак окончания ввода, не входит в последовательность).
Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа по модулю не превышают 30 000. Программа должна вывести два числа: длину последовательности и сумму чётных чисел.
Пояснение
20.1 Следующий алгоритм выполнит требуемую задачу.
нц
пока слева свободно
влево
кц
нц
пока сверху свободно
вверх
кц
нц пока снизу свободно
закрасить
вниз
кц
закрасить
нц пока справа свободно
закрасить
вправо
кц
закрасить
20.2 Решение
var N, a, sum: integer;
begin
sum := 0;N := 0; readln(a); while a <> 0 do begin
N := N + 1;
if (a mod 2=0) then sum := sum + a; readln(a);
end;
writeln(N); writeln(sum)
end.
Для проверки правильности работы программы необходимо использовать следующие тесты:
| Входные данные | Выходные данные |
1 |
1
20
21
30
0
|
4
50
|
2 |
10
0
|
1
10
|
3 |
101
29
0
|
2
0
|
4 |
45
1000
20
0
|
3
1020
|
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос