Прочитайте текст и выполните задания 1—14.
(1)По возвращении домой из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне рябинами. (2)0дну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло. (З)Каждый путник её бранил за то, что в неудачном месте выросла. (4)И решил я: увезу деревце в свой одичавший огород и посажу рядом с другими рябинками из питомника.
(5)Два года спустя дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (6)Одной осенью особенно уж много крупных гроздей с яркими ягодами на ней появилось.
(7)И вдруг стая свиристелей* на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (8)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (9)Минут за десять, наверное, хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. (Ю)Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что рядом росли, даже и не присели. (11)Думал я, что птицы непременно прилетят позже, когда корма меньше по лесам и садам останется. (12)Нет, не прилетели.
(13)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинке-дичке, а на деревца, привезённые из питомника, так ни разу и не позарились.
(14)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (15)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов.
(16)Крепки, терпки, тайгою отдают — сохранило деревце в жилах своих сок таёжный.
(17)А вокруг рябины цветы растут — медуница-веснянка. (18)После долгой зимы первой из цветов начинает радовать глаз. (19)Первое время густо её цвело по огороду: на грядках кое-где вырастало по несколько бархатных кустиков, которые сразу же начинали цвести. (20)Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.
(21)Тётка моя невоздержанна на слово была: взялась полоть в огороде и ну отчаянно бранить медуницу с календулой, да и я — доблестный хозяин — к тётке подсоединился и раз-другой обругал свободные неприхотливые растения.
(22)Приезжаю следующей весной — в огороде у меня пусто, скорбная земля покрыта бурьяном, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся.
(23)Поскучнел мой огород, впору его уж участком назвать. (24)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, увидел я униженно прячущуюся, скромно синеющую некрупными цветами медуничку. (25)Встал я на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова.
(26)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду широко и привольно. (27)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет... (28)Пробовал сажать — одно лето поцветут, а на следующее уже нигде не всходят.
(29)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить растение и благодать всякую.
(По В. Астафьеву)*
* Свиристель — небольшая птица отряда воробьиных, имеющая мягкое шелковистое оперение, красные наконечники перьев на крыльях и пышный хохолок на голове.
* Астафьев Виктор Петрович (1924-2001) — русский прозаик, один из немногих писателей, кого ещё при жизни называли классиком. В его творчестве в равной мере воплотились две важнейшие темы отечественной литературы — военная и деревенская.
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 14.1,14.2 или 14.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 14.1, 14.2 или 14.3.
14.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г.Я. Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Я. Солганика. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
14.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить растение и благодать всякую».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
14.3Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какого человека можно считать сильным», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.