Русский язык (Определение главной информации текста)
Результаты теста
Затрачено времени:
09:38:15
Вопрос 1
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
(прогрессивная, регрессивная или пропорциональная)
Субъект налога | Доход, тыс. руб. | Ставка налога, % | Вид налоговой системы |
Кошкин |
5 |
13 |
... |
Петухов |
8 |
13 |
Кузнецов |
15 |
13 |
Грибов |
20 |
13 |
Пояснение
Прогрессивная система — процентная ставка налога тем выше, чем выше доход.
Пропорциональная — сумма налога пропорциональна доходам.
Регрессивная — налог тем выше, чем ниже доход.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
пропорциональная
Вопрос 2
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Чувственное познание, познавательная деятельность, субъект познания, объект познания, рациональное познание.
Пояснение
Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
познавательная деятельность
Вопрос 3
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к функциям Центрального банка.
1) определение ставки рефинансирования
2) ипотека
3) денежная эмиссия
4) установление курсов иностранных валют
5) лизинг
6) надзор за деятельностью кредитных организаций
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Пояснение
Ипотечное кредитование и лизинг не относится к полномочиям Центробанка. Это операции коммерческих банков.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 4
Выберите верные суждения об обществе и его изменениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Реформа как форма социальных изменений, как правило, предполагает резкие качественные изменения общественных отношений.
2) Общество состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
3) Гуманистический критерий прогресса связывают с ростом производства и повышением производительности труда.
4) Общество является динамичной системой.
5) Возвращение к изжившим себя социальным структурам называют регрессом.
Пояснение
Реформа — изменение правил игры в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём.
1) Реформа как форма социальных изменений, как правило, предполагает резкие качественные изменения общественных отношений — нет, неверно, постепенные.
2) Общество состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов — да, верно.
3) Гуманистический критерий прогресса связывают с ростом производства и повышением производительности труда — нет, неверно, гуманизм — это человеколюбие, прежде всего.
4) Общество является динамичной системой — да, верно.
5) Возвращение к изжившим себя социальным структурам называют регрессом — да, верно.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 5
Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР ПОТРЕБНОСТЕЙ |
ВИД ПОТРЕБНОСТЕЙ |
А) потребность в пище
Б) потребность в тепле
В) потребность в признании
Г) потребность в отдыхе
Д) потребность в общении
|
1) социальные
2) биологические
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
А) потребность в пище - биологические
Б) потребность в тепле - биологические
В) потребность в признании - социальные
Г) потребность в отдыхе - биологические
Д) потребность в общении - социальные
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 6
Экономика страны Z основана на натуральном хозяйстве и ремесле. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как общество традиционного типа? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) общественное сознание базируется на религиозных ценностях
2) ведущей отраслью экономики является промышленность
3) преобладают экстенсивные технологии
4) господствует общинная форма собственности
5) формируется рыночная экономика
6) происходит механизация и автоматизация производства
Пояснение
Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.
Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).
1) общественное сознание базируется на религиозных ценностях — да, верно.
2) ведущей отраслью экономики является промышленность — нет, неверно.
3) преобладают экстенсивные технологии — да, верно.
4) господствует общинная форма собственности — да, верно.
5) формируется рыночная экономика — нет, неверно.
6) происходит механизация и автоматизация производства — нет, неверно.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 7
Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Инфляция проявляется в снижении покупательной способности денег.
2) Различают микроинфляцию и гиперинфляцию.
3) Рост цен на ресурсы порождает инфляцию предложения.
4) Одна из причин инфляции — усиление конкуренции между производителями.
5) К последствиям инфляции относится рост реальной заработной платы работников.
Пояснение
1) Инфляция проявляется в снижении покупательной способности денег — да, верно.
2) Различают микроинфляцию и гиперинфляцию — нет, неверно, есть три вида инфляции: ползущая или медленная, галопирующая и гиперинфляция.
3) Рост цен на ресурсы порождает инфляцию предложения — да, верно.
4) Одна из причин инфляции — усиление конкуренции между производителями — нет, неверно, конкуренция, наоборот, снижает цены.
5) К последствиям инфляции относится рост реальной заработной платы работников — нет, неверно, растет обычно номинальная, а реальная снижается.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 8
Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в РФ (в соответствии с Налоговым кодексом РФ): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
|
ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ |
А) налог на доходы физических лиц
Б) акцизы
В) транспортный налог
Г) государственная пошлина
Д) земельный налог
|
|
1) региональные
2) местные
3) федеральные
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
К федеральным налогам и сборам относятся: НДС (налог на добавленную стоимость), акциз на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль (доход) организаций, налоги на доход от капитала, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственная пошлина, таможенные пошлины и таможенные сборы, налоги на пользование недрами, налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, экологический налог и др.
К региональным (субъектов Федерации) налогам и сборам относятся: налоги на имущество организаций, налоги на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налоги на игровой бизнес, региональные лицензионные сборы и др.
Местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество с физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, местные лицензионные сборы и др.
А) налог на доходы физических лиц — федеральные.
Б) акцизы — федеральные.
В) транспортный налог — региональные.
Г) государственная пошлина — федеральные.
Д) земельный налог — местные.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 9
Гражданин Н. закончил курс основ предпринимательства и решил основать собственное индивидуальное предприятие, заняться разработкой сайтов. Выберите в приведённом ниже списке преимущества подобной формы бизнеса и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) лёгкость получения банковских кредитов
2) высокая степень сохранности коммерческой информации
3) простота организации и управления
4) не надо делиться прибылью с совладельцами
5) достаточно средств для рекламной кампании
6) возможность привлечь высококлассных специалистов
Пояснение
Индивидуальное предпринимательство характеризуют следующие черты: высокая степень сохранности коммерческой информации, простота организации и управления, отсутствие совладельцев. В то же время есть и определенные сложности: нет достаточного количества средств для рекламы; отсутствие больших капиталовложений не дает возможности привлекать дорогостоящих высококлассных специалистов и затрудняет получение кредитов.
1) лёгкость получения банковских кредитов — нет, неверно.
2) высокая степень сохранности коммерческой информации — да, верно.
3) простота организации и управления — да, верно.
4) не надо делиться прибылью с совладельцами — да, верно.
5) достаточно средств для рекламной кампании — нет, неверно.
6) возможность привлечь высококлассных специалистов — нет, неверно.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 10
Ha графике отражена ситуация на рынке ветеринарных услуг: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 (на графике Р — цена товара‚ Q — количество товара).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Всё больше людей заводят домашних животных.
2) Доходы населения стабильно снижаются.
3) Цены на специальное питание для животных постоянно растут.
4) Различные аксессуары для животных стали дешевле.
5) Открылось несколько новых ветеринарных клиник.
Пояснение
Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении. К неценовым факторам предложения относят:
Изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства.
Выход на рынок новых фирм.
Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.
Природные катастрофы.
Политические действия и войны.
Перспективные экономические ожидания.
Фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения. В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство, и, как факт, возможно увеличение предложения. На кривую предложения огромную роль оказывает технический прогресс.
1) Всё больше людей заводят домашних животных — да, верно.
2) Доходы населения стабильно снижаются — нет, неверно.
3) Цены на специальное питание для животных постоянно растут — нет, неверно.
4) Различные аксессуары для животных стали дешевле — нет, неверно.
5) Открылось несколько новых ветеринарных клиник — да, верно.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 11
Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отклоняющееся поведение индивида всегда связано с нарушением нравственных норм.
2) Отклоняющееся поведение индивида может быть вызвано его социальным окружением.
3) Отклоняющееся поведение индивида может иметь как негативный, так и позитивный характер.
4) Отклоняющееся поведение проявляется только у индивидов и не свойственно социальным группам.
5) Отклоняющееся поведение влечёт определённые социальные санкции.
Пояснение
Девиантное (от лат. deviatio отклонение), отклоняющееся поведение — поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения.
1) Отклоняющееся поведение индивида всегда связано с нарушением нравственных норм — нет, неверно.
2) Отклоняющееся поведение индивида может быть вызвано его социальным окружением — да, верно.
3) Отклоняющееся поведение индивида может иметь как негативный, так и позитивный характер — да, верно.
4) Отклоняющееся поведение проявляется только у индивидов и не свойственно социальным группам — нет, неверно.
5) Отклоняющееся поведение влечёт определённые социальные санкции — да, верно.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 12
В ходе социологических опросов граждан страны Z, проводившихся в 2003 и 2013 гг., им задавали вопрос: «В чём, на ваш взгляд, должна заключаться поддержка семьи государством?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Варианты ответа | 2003 г. | 2013 г. |
Выплаты регулярных денежных пособий
на содержание детей
|
40 |
25 |
Поддержка молодых семей
в приобретении жилья
|
25 |
20 |
Развитие сети дошкольных учреждений |
25 |
35 |
Создание рабочих мест в регионах |
10 |
20 |
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В 2003 г. большая часть опрошенных, чем в 2013-м, нуждалась в выплате регулярных денежных пособий.
2) Четверть опрошенных в 2003 г. считала, что государство должно помогать молодым семьям в приобретении жилья.
3) Равные доли опрошенных в 2003 г. считали, что государство должно помогать в покупке жилья и развитии сети дошкольных учреждений.
4) Примерно треть опрошенных в 2013 г. указывала на особую важность создания рабочих мест в регионах.
5) Более половины опрошенных в 2013 г. заявили о необходимости развития сети дошкольных учреждений.
Пояснение
1) В 2003 г. большая часть опрошенных, чем в 2013-м, нуждалась в выплате регулярных денежных пособий. Да, верно.
2) Четверть опрошенных в 2003 г. считала, что государство должно помогать молодым семьям в приобретении жилья. Да, верно.
3) Равные доли опрошенных в 2003 г. считали, что государство должно помогать в покупке жилья и развитии сети дошкольных учреждений. Да, верно.
4) Примерно треть опрошенных в 2013 г. указывала на особую важность создания рабочих мест в регионах. Нет, неверно, треть это 33%, а в таблице мы видим 20%.
5) Более половины опрошенных в 2013 г. заявили о необходимости развития сети дошкольных учреждений. Нет, неверно. Более половины это более 50%, а в таблице всего 35%.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 13
Выберите верные суждения о политическом процессе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политический процесс представляет собой определённую технологию принятия и реализации властных решений.
2) Участниками политического процесса являются элитарные слои общества.
3) В политическом процессе проявляется взаимосвязь реформаторских и консервативных начал.
4) Политический процесс, как правило, носит деструктивный характер.
5) В ходе политического процесса, как правило, реализуются идеи рыночного саморегулирования и защиты прав и свобод человека.
Пояснение
1) Политический процесс представляет собой определённую технологию принятия и реализации властных решений — да, верно.
2) Участниками политического процесса являются элитарные слои общества — да, верно.
3) В политическом процессе проявляется взаимосвязь реформаторских и консервативных начал — да, верно.
4) Политический процесс, как правило, носит деструктивный характер — нет, неверно, как правило, конструктивный.
5) В ходе политического процесса, как правило, реализуются идеи рыночного саморегулирования и защиты прав и свобод человека — нет, неверно, могут и другие.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 14
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ |
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОИ ВЛАСТИ РФ |
А) управления федеральной собственностью
Б) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета
В) осуществление помилования
Г) решение вопросов предоставления политического убежища
Д) осуществление мер по обеспечению обороны страны
|
1) Президент РФ
2) Правительство РФ
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
Функции Президента РФ:
1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:
1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).
2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).
4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).
5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).
Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету — его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:
1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны — в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).
2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.
3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).
4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).
Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:
1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).
2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).
3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).
4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)
5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).
Предмет ведения Государственной Думы:
1) Обсуждение и принятие законов.
2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.
3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.
4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.
5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.
6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.
8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor — слушатель — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.
9) Объявление амнистии.
10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
А) управления федеральной собственностью — Правительство РФ.
Б) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета — Правительство РФ.
В) осуществление помилования — Президент РФ.
Г) решение вопросов предоставления политического убежища — Президент РФ.
Д) осуществление мер по обеспечению обороны страны — Правительство РФ.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 15
В государстве Z граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества; регулярно проходят свободные выборы главы государства и парламента. Государство Z включает в себя субъекты, обладающие определённой политической самостоятельностью. Найдите в приведённом ниже списке элементы формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) монархия
2) федерация
3) республика
4) унитарное государство
5) демократическое государство
6) тоталитарное государство
Пояснение
1) монархия — нет, неверно.
2) федерация — да, верно, субъекты обладают самостоятельностью.
3) республика — да, верно, органы власти выборным путем.
4) унитарное государство — нет, неверно.
5) демократическое государство — да, верно, есть права и свободы.
6) тоталитарное государство — нет, неверно.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 16
В Статье 13 Конституции РФ закреплен принцип политического плюрализма. Это означает, что
1) признаны различные формы собственности
2) устанавливается запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной
3) отсутствует государственная религия
4) провозглашена свобода политических мнений и действий
5) утверждена основа для существования в стране многопартийности
6) признаны права и свободы человека и гражданина
Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
Пояснение
Конституция РФ, Статья 13: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.».
1) признаны различные формы собственности — нет, неверно.
2) устанавливается запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной — да, верно.
3) отсутствует государственная религия — нет, неверно.
4) провозглашена свобода политических мнений и действий — да, верно.
5) утверждена основа для существования в стране многопартийности — да, верно.
6) признаны права и свободы человека и гражданина — нет, неверно.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 17
Выберите верные суждения о правах работодателя и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами
2) привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом
3) знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами
4) вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры
5) принимать локальные нормативные акты
Пояснение
Статья 22. Основные права и обязанности работодателя
[Трудовой кодекс РФ] [Глава 2] [Статья 22]
Работодатель имеет право:
заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них;
создавать производственный совет (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) - совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников. Работодатель обязан информировать производственный совет о результатах рассмотрения предложений, поступивших от производственного совета, и об их реализации;
реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 18
Установите соответствие между действиями и элементами статуса работника в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ |
ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА РАБОТНИКА В РФ |
А) соблюдать трудовую дисциплину
Б) получать полную достоверную информацию об условиях труда
В) выполнять установленные нормы труда
Г) своевременно и в полном объёме получать заработную плату
Д) бережно относиться к имуществу работодателя
|
1) права
2) обязанности
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквам:
Пояснение
Работник имеет право на: заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда; подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами; объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов; участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами; возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами; обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Работник обязан: добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
А) соблюдать трудовую дисциплину — обязанности.
Б) получать полную достоверную информацию об условиях труда — права.
В) выполнять установленные нормы труда — обязанности.
Г) своевременно и в полном объёме получать заработную плату — права.
Д) бережно относиться к имуществу работодателя — обязанности.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 19
Гражданин Ерёмин, имеющий супругу и дочь, решил оставить всё своё имущество в наследство внуку. При каких условиях внук может стать единственным наследником гражданина Ерёмина? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия.
1) Наличие нотариально заверенного завещания Ерёмина.
2) Ерёмин ранее не составлял другого завещания.
3) Супруга и дочь Ерёмина являются трудоспособными.
4) Ерёмин является дееспособным лицом.
5) Внук Ерёмина является совершеннолетним.
6) Внук проживает вместе с Ерёминым и находится у него на иждивении.
Пояснение
Основания наследования:
По завещанию. Завещатель может завещать имущество любым лицам, самостоятельно определить доли наследников. Необходимыми наследниками являются: несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследователя, нетрудоспособный супруг или родители, нетрудоспособные иждивенцы. Они наследуют не менее половины доли, которая причиталась бы каждому при наследовании по закону.
По закону.
1) Наличие нотариально заверенного завещания Ерёмина — да, верно.
2) Ерёмин ранее не составлял другого завещания — нет, неверно, не обязательно.
3) Супруга и дочь Ерёмина являются трудоспособными — да, верно.
4) Ерёмин является дееспособным лицом — да, верно.
5) Внук Ерёмина является совершеннолетним — нет, неверно, не обязательно.
6) Внук проживает вместе с Ерёминым и находится у него на иждивении — нет, неверно, не обязательно.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 20
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек посредством познания и на его основе преобразует окружающий _______ (А), самого себя, формирует свой _______ (Б), свою культуру.
Познание достаточно сложное явление. Оно представляет собой активное _______ (В) человеком внешнего мира, осуществляемое посредством особого вида _______ (Г).
Различают две основные ступени познания: чувственное и _______ (Д). Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный _______ (Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) восприятие
2) рациональное
3) процесс
4) природный мир
5) прогресс
6) деятельность
7) теоретическое
8) представление
9) духовный мир
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
Исходя из контекста, последовательность 491623 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 21
Укажите два элемента анализа правовой культуры, которые приводит автор.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.
Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. Правовое сознание даёт представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Чтобы уяснить механизм правового воздействия на общественные отношения необходимо освоить такую категорию, как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы страны. При анализе правовой культуры общества изучают правовые феномены, описывают и приводят объяснения ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, которые отражают объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.
Правовая культура формируется постепенно. Сначала закладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями — основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т. д. права), положения правовой теории и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет, насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д. Но для того чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды, человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.
(по А.Ф. Никитину)
Пожалуйста, сравните полученный Вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Укажите баллы самостоятельно, руководствуясь критериями оценивания выполнения задания.
Пояснение
1) изучение правовых феноменов;
2) описание и объяснение ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере.
Элементы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 22
Автор пишет о постепенном формировании правовой культуры. Какие два этапа формирования обыденного правового сознания приводит автор? Чем ограничен обыденный уровень правосознания с точки зрения автора?
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.
Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. Правовое сознание даёт представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Чтобы уяснить механизм правового воздействия на общественные отношения необходимо освоить такую категорию, как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы страны. При анализе правовой культуры общества изучают правовые феномены, описывают и приводят объяснения ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, которые отражают объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.
Правовая культура формируется постепенно. Сначала закладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями — основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т. д. права), положения правовой теории и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет, насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д. Но для того чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды, человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.
(по А.Ф. Никитину)
Пожалуйста, сравните полученный Вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Укажите баллы самостоятельно, руководствуясь критериями оценивания выполнения задания.
Пояснение
1. Приведены этапы:
1) Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми.
2) Формирование основы правосознания — овладение правовыми навыками и умениями.
2. Приведена точка зрения автора:
Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 23
Автор пишет, что «нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды, человек должен …уметь оценить их с юридической точки зрения».
Приведите три примера с пояснениями, как в повседневной жизни людей проявляется необходимость высокого уровня правовых знаний.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.
Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. Правовое сознание даёт представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Чтобы уяснить механизм правового воздействия на общественные отношения необходимо освоить такую категорию, как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы страны. При анализе правовой культуры общества изучают правовые феномены, описывают и приводят объяснения ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, которые отражают объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.
Правовая культура формируется постепенно. Сначала закладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями — основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т. д. права), положения правовой теории и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет, насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д. Но для того чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды, человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.
(по А.Ф. Никитину)
Пожалуйста, сравните полученный Вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Укажите баллы самостоятельно, руководствуясь критериями оценивания выполнения задания.
Пояснение
Три примера с пояснениями:
1) При покупке мебели на заказ обязательно должен быть оформлен договор купли-продажи, в котором прописаны сроки работ, их стоимость и т. д. При отсутствии такого договора покупатель не сможет отстоять свои права в случае недовольства работой производителя (поставщика).
2) При оформлении на работу работник обязательно должен заключить трудовой договор в письменной форме, внимательно изучив все его пункты. Если работодатель нарушит свои обязательства, то на основании подписанного трудового договора работник может отстоять свои права.
3) При участии в собраниях, митингах, демонстрациях и т. д. знание действующего законодательства позволит воздержаться участнику от таких действий, которые будут квалифицированы как правонарушения и могут привести к привлечению к административной или уголовной ответственности.
Могут быть приведены другие примеры с пояснениями.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1 , 2 , 3
Вопрос 24
Автор пишет: «Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества». Как взаимосвязаны правовая культура и гражданское общество? С опорой на знания курса, исторические события и личный опыт приведите три объяснения.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.
Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. Правовое сознание даёт представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Чтобы уяснить механизм правового воздействия на общественные отношения необходимо освоить такую категорию, как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы страны. При анализе правовой культуры общества изучают правовые феномены, описывают и приводят объяснения ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, которые отражают объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.
Правовая культура формируется постепенно. Сначала закладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями — основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т. д. права), положения правовой теории и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет, насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д. Но для того чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды, человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.
(по А.Ф. Никитину)
Пожалуйста, сравните полученный Вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Укажите баллы самостоятельно, руководствуясь критериями оценивания выполнения задания.
Пояснение
Приведены три объяснения:
1. Уровень развития гражданского общества определяется долей граждан, обладающих высокой правовой и политической культурой.
2. Высокий уровень правовой культуры позволяет гражданам максимально объективно оценивать программы партий, не идти на поводу популистских лозунгов.
3. В постсоветской России процесс становления гражданского общества проходил параллельно с появлением новых правовых институтов, необходимых для его существования, таких как институт демократического избирательного права, институт частной собственности, предпринимательства и др. Без высокого уровня правовой культуры невозможно нормальное функционирование этих институтов.
Могут быть приведены другие объяснения.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1 , 2 , 3
Вопрос 25
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «общественный прогресс»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях общественного прогресса;
− одно предложение, раскрывающее сущность одного из критериев общественного прогресса.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Пожалуйста, сравните полученный Вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Укажите баллы самостоятельно, руководствуясь критериями оценивания выполнения задания.
Пояснение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)смысл понятия, например: «Общественный прогресс — это направление развития от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенному)»;
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2)два предложения с информацией об общественном прогрессе, опирающейся на знания курса, например:
— «Ученые выделяют такие критерии общественного прогресса, как гуманизация общества, развитие науки и техники, расширение свободы человека в обществе и т.д.»;
— «Некоторые ученые предлагают в качестве интегративного критерия общественного прогресса уровень гуманизации общества, то есть совершенствование нравственности, развитие представлений о человеке, его правах, свободах, как о высшей ценности».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об общественном прогрессе.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1 , 2 , 3 , 4
Вопрос 26
Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три способа борьбы с безработицей.
Пожалуйста, сравните полученный Вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Укажите баллы самостоятельно, руководствуясь критериями оценивания выполнения задания.
Пояснение
В правильном ответе могут быть указаны следующие способы и примеры:
1) Непосредственное создание новых рабочих мест за счёт государственных расходов
(например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее.)
2)Стимулирование большого и малого предпринимательства
(Предполагается, что, развиваясь, предприятия будут создавать новые рабочие места, содействуя занятости населения. Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система, тогда как их поддержка является в основном государственной прерогативой.)
3) Воздействие на рынок труда, в том числе с целью его развития.
(Принятие мер по перераспределению имеющегося спроса на труд путем побуждения предприятий к уменьшению рабочего времени отдельных работников.)
Могут быть приведены и иные способы и примеры, не искажающие смысла
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1 , 2 , 3
Вопрос 27
Зритель начала прошлого века так рассказал друзьям о выставке художников-импрессионистов: «Я услышал восторженные отзывы о выставке художественных критиков и отправился её посмотреть. Посетителей было мало, многие быстро уходили, большинству полотен была присуща размытость изображения. Я решил, что это от недостатка владения рисунком и кистью. Реалистическое искусство мне ближе. Дома я прочёл об этом художественном направлении, но многое осталось неясным». Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения. Приведите три обоснования этого предположения, опираясь на текст задания.
Пожалуйста, сравните полученный Вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Укажите баллы самостоятельно, руководствуясь критериями оценивания выполнения задания.
Пояснение
В правильном ответе должны быть указаны:
- форма культуры элитарная
Могут быть названы следующие обоснования:
- Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: « искусство для искусства». Цитата: "большинству полотен была присуща размытость изображения."
- Трудна для восприятия неподготовленного человека - Цитата:"но многое осталось неясным";
- не имеет коммерческой выгоды. Цитата:"Посетителей было мало, многие быстро уходили,"
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1 , 2 , 3
Вопрос 28
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологические права граждан и способы их защиты». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пожалуйста, сравните полученный Вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Укажите баллы самостоятельно, руководствуясь критериями оценивания выполнения задания.
Пояснение
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие благоприятной окружающей среды.
2. Основные экологические права граждан:
а) право на благоприятную окружающую среду;
б) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
в) право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
3. Механизмы зашиты экологических прав граждан:
а) несудебные;
б) судебные.
4. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения:
а) административная;
б) уголовная и др.
5. Экологические обязанности граждан.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1 , 2 , 3 , 4
Вопрос 29
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
C9.1 Философия. «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто». (К. Д. Ушинский)
C9.2 Экономика. «Когда вы выходите на рынок, лучшая стратегия — это "дифференциация". Чем вы отличаетесь от других игроков в этой категории?». (Д. Траут)
C9.3 Социология, социальная психология «Личный пример не просто лучший метод убеждения, а единственный». (А. Швейцер)
C9.4 Политология. «Государство — это общество людей, повелевать и распоряжаться которыми не может никто, кроме него самого». (И. Кант)
C9.5 Правоведение. «Защита права есть защита величайшей общественной ценности». (П. А. Сорокин)
Пожалуйста, сравните полученный Вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Укажите баллы самостоятельно, руководствуясь критериями оценивания выполнения задания.
Пояснение
При написании эссе можно пользоваться следующим примерным планом.
1. Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.
2. Основная часть: представляет собой развернутый анализ высказывания. В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса — положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.
3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных эмоциональных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6