Русский язык (Определение главной информации текста)
Результаты теста
Затрачено времени:
09:19:01
Вопрос 1
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
(1) Архитекторы Древней Греции пошли на хитрость: они делали колонны своих построек разной толщины. (2)Примером тому служит знаменитый Парфенон — главный храм афинского Акрополя, построенный в 447−438 годах до н. э.: его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных — тёмный фон, создаваемый святилищем храма, <...> они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. (3)Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаково, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении.
1) Архитекторы Древней Греции делали колонны своих построек разной толщины, благодаря чему при непосредственном измерении между ними обнаруживалась разница.
2) Чтобы по-разному освещённые колонны построек выглядели одинаковыми, архитекторы Древней Греции делали их разной толщины.
3) При строительстве Парфенона архитекторы сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами.
4) Архитекторы Древней Греции учитывали степень освещённости колонн храмов и, чтобы они выглядели одинаковыми, делали их разной толщины.
5) Колонны храмов в Древней Греции издали выглядели одинаковыми.
Пояснение
Главная информация текста содержится в предложениях № 2 и №4: колонны разной толщины выглядели одинаково, потому что архитекторы Древней Греции учитывали степень их освещённости.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 2
Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
(1) Архитекторы Древней Греции пошли на хитрость: они делали колонны своих построек разной толщины. (2)Примером тому служит знаменитый Парфенон — главный храм афинского Акрополя, построенный в 447−438 годах до н. э.: его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных — тёмный фон, создаваемый святилищем храма, <...> они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. (3)Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаково, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении.
Показать правило
Пояснение
На месте пропуска в предложении следует употребить наречие «поэтому».
Корректно:
(1)Архитекторы Древней Греции пошли на хитрость: они делали колонны своих построек разной толщины. (2)Примером тому служит знаменитый Парфенон — главный храм афинского Акрополя, построенный в 447−438 годах до н. э.: его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных — тёмный фон, создаваемый святилищем храма, (поэтому) они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
поэтому
Вопрос 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ФОН. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ФОН, -а, м.
(1) Архитекторы Древней Греции пошли на хитрость: они делали колонны своих построек разной толщины. (2)Примером тому служит знаменитый Парфенон — главный храм афинского Акрополя, построенный в 447−438 годах до н. э.: его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных — тёмный фон, создаваемый святилищем храма, <...> они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. (3)Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаково, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении.
1) Основной цвет, тон, по которому сделан рисунок, узор. Купили ситец — на красном фоне мелкие цветочки.
2) Задний план картины, рисунка, способствующий выделению главных элементов композиции. Золотой фон иконы.
3) Задний план чего-либо, то, на чём вырисовывается, выделяется кто- или что-либо. Кружево чугунной решётки чётко вырисовывается на фоне жёлтой листвы.
4) Обстановка, среда, окружение, в которых кто-либо находится или что-либо происходит. Этот ученик выделяется на общем фоне.
Пояснение
В предложении текста слово ФОН употреблено в значении «3) Задний план чего-либо, то, на чём вырисовывается, выделяется кто- или что-либо. Кружево чугунной решётки чётко вырисовывается на фоне жёлтой листвы.»
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
шАрфы
щемИт
прожорлИва
запертА
прозорлИва
Показать правило
Пояснение
Ошибка допущена в слове «прожорлива». Ряд имён прилагательных имеет ударение на ИВА, но вот слово «прожорлива» не подчиняется этому правилу. Возможно, запомнить это слово поможет такая шутка: «И смазлИва, и ловкА, но прожОрлива слегка».
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
прожорлива
Вопрос 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Людям, недавно приехавшим в чужую страну, бывает сложно преодолеть ЯЗЫКОВОЙ барьер.
Мощности кондиционеров в кабинах некоторых самолётов не хватает для КОМФОРТНОГО состояния пилота.
Сергей вставал в шесть утра, так как в армии привык к ЖЁСТКОЙ дисциплине.
Издалека послышался КОННЫЙ топот, и вскоре на дороге показалась группа всадников.
Пахло дымом АРОМАТИЧЕСКИХ свечей.
Показать правило
Пояснение
Ошибка допущена в предложении Издалека послышался КОННЫЙ топот, и вскоре на дороге показалась группа всадников.
Здесь уместно употребить слово КОНСКИЙ вместо КОННЫЙ.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
конский
Вопрос 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Мнение о том, что ангина случается из-за холодного мороженого, ошибочно — это доказали датские учёные.
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание.
Мнение о том, что ангина случается из-за мороженого, ошибочно – это доказали датские учёные. «Холодное мороженое» — это тавтология.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
холодного
Вопрос 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДВУХСТАМИ предметами
килограмм ПОМИДОРОВ
СЕРЬЁЗНЕЙШЕЕ замечание
ПОЕЗЖАЙТЕ в город
ИХ успехи
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
двумястами
Вопрос 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Д) ошибка в употреблении имени числительного
|
|
1) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.
2) Двое лошадей встревоженно подняли головы от травы, словно услышали какую-то опасность.
3) Неожиданно для всех Рита позвонила и сообщила, что обе девочки уже дома.
4) Благодаря зрителей за интересные вопросы и искренний интерес, ведущий объявил, что "вас ждёт новая встреча с новым героем".
5) Нам, к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и отпустят отдыхать.
6) М. Горький иронично замечал, что «человек в конце концов захрюкает, если всё время ему говорить, что он свинья».
7) Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?
8) Главное, чему необходимо уделить внимание, – это художественная сторона произведений.
9) Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших.
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
А) ошибка в построении предложения с однородными членами в предложении 9 заключается в том, что сказуемые «прислушиваются» и «выполняют» не могут быть употреблены с дополнением «советы». Нужно добавить ещё одно дополнение.
Приведём верное написание: Дети редко прислушиваются к советам старших и выполняют их.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 7 состоит в том, что к подлежащему, выраженному местоимением КТО сказуемое ставится только в муж.роде един. числа.
Приведём верное написание: Кто, как не сама природа, научиЛ будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?
В) неправильное построение предложения с косвенной речью в предложении 4 заключается в том, что при попытке передать косвенную речь не убрали кавычки и не учли, что местоимение нужно заменить.
Приведём верное написание: Благодаря зрителей за интересные вопросы и искренний интерес, ведущий объявил, что их ждёт новая встреча с новым героем.
Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм в предложении 5 вызвана тем, что два однородных сказуемых имеют разные время или вид. Определим вид и время каждого сказуемого и решим, какой нужно применить — одинаковый. Сказуемое «отпустят» должно быть также прошедшего времени.
Приведём верное написание: Нам, к всеобщей радости, оплатили(прош. время) сверхурочную работу и отпустили (прош. время) отдыхать.
Д) ошибка в употреблении имени числительного в предложении 2 состоит в том, что нельзя сочетать собирательные числительные с одушевлёнными существительными, обозначающими животных.
Приведём верное написание: ДВЕ лошади встревоженно подняли головы от травы, словно услышали какую-то опасность.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
9 , 7 , 4 , 5 , 2
Вопрос 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) м..кать (в молоко), ур..внение
2) заб..рать, з..ревать
3) м..кароны, ч..ртить
4) н..тюрморт, м..даль
5) предск..зание, д..летант
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание:
1. макать (в молоко), уравнение — ЧГ
2. забирать, зоревать (исключение) — ЧГ
3. макароны — НГ, чертить (чЕртит) — ПГ
4. натюрморт, медаль — НГ
5. предсказание (скАжет) — ПГ, дилетант — НГ
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..верить, д..йти, в..спитание;
2) пр..интересный, пр..брежный, пр..сесть;
3) в..езд, зав..южить, от..явленный;
4) бе..тактный, в..пыхнуть, во..стать;
5) по..делка, о..тепель, на..смотрщик.
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание.
1. прОверить, дОйти, вОспитание;
2. прЕинтересный, прИбрежный, прИсесть;
3. вЪезд, завЬюжить, отЪявленный ;
4. беСтактный, вСпыхнуть, воСстать;
5. поДделка, оТтепель, наДсмотрщик.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вышаг..вая, нищ..та
2) эмал..вый, зно..н
3) насмешл..вый, лен..вый
4) накрахмал..вший, врем..чко
5) делов..тый, пес..нка
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание:
1. вышагивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, вышагИВАю, нищета — суффиксы −ЕТ−(А), −ЕСТЬ, −ЕСТВ−(О) пишутся с Е после основ с шипящими на конце
2. эмалевый — −ЕВ− безударный, зноен — −ЕН− в кратких прилагательных
3. насмешливый — суффикс –ЛИВ−, ленивый — −ИВ− ударный
4. накрахмаливший — гласная основы инфинитива сохраняется; времечко — −ЕЧК− в существительном на –мя.
5. деловитый — −И− ударный, песенка — −ЕНК− от сущ. на −ня (−на)
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 12
Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) выдерж..т, сплет..на
2) плач..т, круж..т (метель)
3) леч..щий, подхвач..нное
4) тревож..щийся, сыгр..нный
5) жал..щий, стрел..ный
Показать правило
Пояснение
1. Выдержит (или выдержат) — 2 спр., сплетена — краткое причастие
2. Плачет — 1 спр., кружит (метель) — 2 спр.
3. Лечащий (от глагола 2 спр.), подхваченное (страдательные причастия, образованные от глагола на −ить: суффикс −и− отсекается и добавляется суффикс причастия −енн−)
4. Тревожащийся (от глагола 2 спр.), сыгранный (сохраняется гласная инфинитива)
5. Жалящий (от глагола 2 спр.), стреляный (гласная инфинитива сохраняется)
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 13
В Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Мальчики (не)узнавали леса.
(Не)котел варит, а стряпуха.
Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.
Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Какой-то он (не)такой, как все, тихий, ласковый.
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание:
Мальчики не узнавали леса.
Не котел варит, а стряпуха.
Друзья разъехались, и некого позвать в гости.
Солнце, ещё не скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Какой-то он не такой, как все, тихий, ласковый.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений В. Жуковского являются переводными, в них ВСЁ(ТАКИ) прослеживается русская поэтическая традиция.
И(ТАК), лирический герой Б. Пастернака чувствует, что любовь помогает ему преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с большим сожалением.
(НЕ)СМОТРЯ на то что внешне Раскольников походил на терпящего сильную физическую боль человека: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд КАК(БУДТО) воспалённый, он был очень сильным человеком.
Вечная тема поэзии — любовь — в стихах Ф. Тютчева, ТАК(ЖЕ) как и в стихах А. Фета, нашла своё новое оригинальное преломление и зазвучала несколько (ПО)НОВОМУ.
(В)ТЕЧЕНИЕ трех лет поле (НИ)КЕМ не обрабатывалось и заросло репейником и бурьяном.
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание.
НЕСМОТРЯ на то что большинство стихотворений В. Жуковского являются переводными, в них ВСЁ-ТАКИ прослеживается русская поэтическая традиция.
ИТАК, лирический герой Б. Пастернака чувствует, что любовь помогает ему преодолеть суету и пошлость мира, и ПОТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с большим сожалением.
НЕСМОТРЯ на то что внешне Раскольников походил на терпящего сильную физическую боль человека: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд КАК БУДТО воспалённый, он был очень сильным человеком.
Вечная тема поэзии – любовь – в стихах Ф. Тютчева, ТАК ЖЕ как и в стихах А. Фета, нашла своё новое оригинальное преломление и зазвучала несколько ПО-НОВОМУ.
В ТЕЧЕНИЕ трех лет поле НИКЕМ не обрабатывалось и заросло репейником и бурьяном.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
ИТАК ПОТОМУ
Вопрос 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Пушкин легко покинул стены родного дома и ни разу в стихах не упомянул ни отца, ни матери, но при этом сердце его не было лише(1)о родстве(2)ых чувств: брата и сестру он нежно любил всю жизнь, самоотверже(3)о им помогал, даже находясь в стеснё(4)ых материальных обстоятельствах.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Раннее утро в самом разгаре и дышится по-весеннему легко и радостно.
2) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
3) В художественном промысле используются традиционные образы и символы приёмы и краски.
4) Птицы были кем-то напуганы или вовсе покинули эти места.
5)Я видел только бой да слышал несмолкаемый грохот канонады
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание.
1) Раннее утро в самом разгаре, и дышится по-весеннему легко и радостно.
2) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
3) В художественном промысле используются традиционные образы и символы, приёмы и краски.
4) Птицы были кем-то напуганы или вовсе покинули эти места.
5) Я видел только бой да слышал несмолкаемый грохот канонады.
Одна запятая необходима:
в третьем предложении для разделения пар однородных членов предложения;
в 1-м предложении: оно сложносочиненное. Содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют придаточной части.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 17
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Чувствуя (1) направленные на себя (2) взгляды (3) арестантка Маслова (4) не поворачивая головы (5) косилась на тех, кто смотрел на неё, и это (6) обращённое на неё внимание (7) веселило Маслову.
Показать правило
Пояснение
Расставим знаки препинания.
|Чувствуя (1) направленные на себя (2) взгляды|, (3) арестантка Маслова, |(4) не поворачивая головы,| (5) косилась на тех, кто смотрел на неё, и это (6) обращённое на неё внимание (7) веселило Маслову.
1) и 2) Запятые внутри деепричастного оборота не нужны.
3) Запятая выделяет деепричастный оборот;
4) и 5) Запятые выделяют деепричастный оборот;
6) и 7)Запятые не нужны.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание.
Удивительно приятным занятием, помнится, было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо казалось бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.
«Помнится» — вводное слово, выделяется запятыми.
«Казалось» — сказуемое.
Запятые должны стоять на местах 1, 2.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
А. С. Пушкин (1) осуждает ложное понимание чести у героя (2) на совести (3) которого (4) множество загубленных жизней.
Пояснение
Приведем верное написание.
Запятая стоит перед началом придаточного предложения.
А. С. Пушкин осуждает ложное понимание чести у героя, на совести которого множество загубленных жизней.
Запятая должна стоять на месте 2.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 20
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Рита сильно расстроилась из-за отъезда отца (1) но (2) когда он пообещал привезти ей из плавания настоящего большого попугая (3) какого они видели недавно в зоопарке (4) девочка быстро утешилась и перестала плакать.
Пояснение
Рита сильно расстроилась из-за отъезда отца, (1) но, (2) когда он пообещал привезти ей из плавания настоящего большого попугая, (3) какого они видели недавно в зоопарке, (4) девочка быстро утешилась и перестала плакать.
Запятая под номером 1 отделяет части, связанные сочинительной связью: «Рита сильно расстроилась из-за отъезда отца» и « но ... девочка быстро утешилась и перестала плакать». Запятые под номерами 2 и 3 выделяют придаточное предложение «когда он пообещал привезти ей из плавания настоящего большого попугая». Запятые под номерами 3 и 4 выделяют придаточное предложение «какого они видели недавно в зоопарке».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 21
Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Среди великих изобретений былых времён, окончательно выделивших род из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. 2) Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту. 3) Книга — это многовековой опыт. 4) Накопленные знания обретают могущество лавины, преодолевающей с тысячелетнего разгона любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса, только благодаря книге. 5) Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность уничтожением библиотек, кострами из книг… 6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека! 7) Поэтому любите книгу и храните её выше всякого другого достоинства.
Пояснение
В предложениях 1 и 4 запятые выделяют обособленные определения, выраженные причастными оборотами, стоящими после определяемого слова.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
(1)"Я лучше, я умнее всех". (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (З)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти (пусть самой что ни на есть скромной), станет только вредить делу. (б)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он "не работает" на его, начальника, авторитет.
(9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё "я". (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, — вопрос черезвычайно важный.
(13)Поэт сказал: "Мы все немножко подпираем небосвод". (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.
(15)И ещё верные слова: "Каждый человек стоит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие".
(16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно - лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу".
(17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё "я". (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.
(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк - сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя.
(25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: "Сострат, сын Дексифана из Книда, - богам-спасителям ради мореходов". (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: "Птолемей Филадельф".
(29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (ЗЗ)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое "я", которое таит в себе силы титанические. (35)То самое "я", которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в "мы", в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.
(По М.С. Крюкову*)
* Марлен Сергеевич Крюков (1931-1997 гг.) - русский писатель, журналист.
1) Истина теряется в веках, и установить её не представляется возможным.
2) Каждый человек, по мысли Л. Толстого, лицо историческое, потому что он несёт ответственность за судьбу всего мира.
3) Александрийский маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа.
4) Человек, ощущающий себя умнее всех, оказавшись у власти, может нанести вред делу.
5) Каждый человек способен понять и признать, что из-за ложно раздутого чувства собственного достоинства он иногда делает опрометчивые шаги, совершает ошибки.
Пояснение
1) Истина теряется в веках, и установить её не представляется возможным.
2) Каждый человек, по мысли Л. Толстого, лицо историческое, потому что он несёт ответственность за судьбу всего мира. №32
3) Александрийский маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа.№ 23
4) Человек, ощущающий себя умнее всех, оказавшись у власти, может нанести вред делу. №5
5) Каждый человек способен понять и признать, что из-за ложно раздутого чувства собственного достоинства он иногда делает опрометчивые шаги, совершает ошибки.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
(1)"Я лучше, я умнее всех". (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (З)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти (пусть самой что ни на есть скромной), станет только вредить делу. (б)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он "не работает" на его, начальника, авторитет.
(9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё "я". (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, — вопрос черезвычайно важный.
(13)Поэт сказал: "Мы все немножко подпираем небосвод". (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.
(15)И ещё верные слова: "Каждый человек стоит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие".
(16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно - лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу".
(17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё "я". (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.
(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк - сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя.
(25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: "Сострат, сын Дексифана из Книда, - богам-спасителям ради мореходов". (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: "Птолемей Филадельф".
(29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (ЗЗ)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое "я", которое таит в себе силы титанические. (35)То самое "я", которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в "мы", в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.
(По М.С. Крюкову*)
* Марлен Сергеевич Крюков (1931-1997 гг.) - русский писатель, журналист.
1) Предложения 1−8 содержат рассуждение.
2) В предложениях 17−20 представлено повествование.
3) Предложения 21−24 включают элемент описания.
4) В предложениях 27−28 перечислены последовательные действия персонажа.
5) В предложении 22 содержится повествование.
Пояснение
1) Предложения 1−8 содержат рассуждение.
2) В предложениях 17−20 представлено повествование. Неверно
3) Предложения 21−24 включают элемент описания.
4) В предложениях 27−28 перечислены последовательные действия персонажа.
5) В предложении 22 содержится повествование.Неверно, это рассуждение с элементами описания.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 24
Из предложения 8 выпишите глаголы, употреблённые в переносном значении. Выписывайте слова в той форме, что стоят в предложении.
(1)"Я лучше, я умнее всех". (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (З)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти (пусть самой что ни на есть скромной), станет только вредить делу. (б)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он "не работает" на его, начальника, авторитет.
(9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё "я". (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, — вопрос черезвычайно важный.
(13)Поэт сказал: "Мы все немножко подпираем небосвод". (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.
(15)И ещё верные слова: "Каждый человек стоит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие".
(16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно - лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу".
(17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё "я". (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.
(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк - сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя.
(25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: "Сострат, сын Дексифана из Книда, - богам-спасителям ради мореходов". (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: "Птолемей Филадельф".
(29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (ЗЗ)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое "я", которое таит в себе силы титанические. (35)То самое "я", которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в "мы", в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.
(По М.С. Крюкову*)
* Марлен Сергеевич Крюков (1931-1997 гг.) - русский писатель, журналист.
Пояснение
В предложении 8 таких глаголов два: не работает и похоронит.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
не работает,похоронит
Вопрос 25
Среди предложений 26−29 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1)"Я лучше, я умнее всех". (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (З)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти (пусть самой что ни на есть скромной), станет только вредить делу. (б)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он "не работает" на его, начальника, авторитет.
(9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё "я". (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, — вопрос черезвычайно важный.
(13)Поэт сказал: "Мы все немножко подпираем небосвод". (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.
(15)И ещё верные слова: "Каждый человек стоит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие".
(16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно - лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу".
(17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё "я". (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.
(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк - сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя.
(25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: "Сострат, сын Дексифана из Книда, - богам-спасителям ради мореходов". (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: "Птолемей Филадельф".
(29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (ЗЗ)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое "я", которое таит в себе силы титанические. (35)То самое "я", которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в "мы", в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.
(По М.С. Крюкову*)
* Марлен Сергеевич Крюков (1931-1997 гг.) - русский писатель, журналист.
Показать правило
Пояснение
(27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, — богам-спасителям ради мореходов». (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: «Птолемей Филадельф».
ОН — личное местоимение, соотносящееся со словом АРХИТЕКТОР.
НАДПИСЬ — контекстный синоним к слову СЛОВА.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 26
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Приём — (А)_____ (предложения 25—27) − и синтаксическое средство выразительности — (Б)_____ (в предложении 20) автор использует для того, чтобы привлечь читателя к обсуждению важных вопросов. Лексическое средство — (В)_____ («моральные ценности» в предложении 12, «общественное признание» в предложении 36) и приём — (Г)_____ (предложения 13, 15) — задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в тексте проблем».
Список терминов:
1) метафора
2) индивидуально-авторские слова
3) эпитеты
4) общественно-политическая лексика
5) вводное слово
6) вопросно-ответная форма изложения
7) цитирование
8) диалектизм
9) ряды однородных членов
(1)"Я лучше, я умнее всех". (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (З)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти (пусть самой что ни на есть скромной), станет только вредить делу. (б)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он "не работает" на его, начальника, авторитет.
(9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё "я". (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, — вопрос черезвычайно важный.
(13)Поэт сказал: "Мы все немножко подпираем небосвод". (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.
(15)И ещё верные слова: "Каждый человек стоит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие".
(16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно - лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу".
(17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё "я". (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.
(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк - сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя.
(25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: "Сострат, сын Дексифана из Книда, - богам-спасителям ради мореходов". (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: "Птолемей Филадельф".
(29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (ЗЗ)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое "я", которое таит в себе силы титанические. (35)То самое "я", которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в "мы", в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.
(По М.С. Крюкову*)
* Марлен Сергеевич Крюков (1931-1997 гг.) - русский писатель, журналист.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Показать правило
Пояснение
Заполним пропуски.
«Приём — вопросно-ответная форма изложения (предложения 25—27) − и синтаксическое средство выразительности — вводное слово (в предложении 20 есть вводное слово «конечно») автор использует для того, чтобы привлечь читателя к обсуждению важных вопросов. Лексическое средство — общественно-политическая лексика («моральные ценности» в предложении 12, «общественное признание» в предложении 36) и приём — цитирование (предложения 13, 15) — задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в тексте проблем».
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
6 , 5 , 4 , 7
Вопрос 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)"Я лучше, я умнее всех". (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (З)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти (пусть самой что ни на есть скромной), станет только вредить делу. (б)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он "не работает" на его, начальника, авторитет.
(9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё "я". (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, — вопрос черезвычайно важный.
(13)Поэт сказал: "Мы все немножко подпираем небосвод". (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.
(15)И ещё верные слова: "Каждый человек стоит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие".
(16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно - лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу".
(17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё "я". (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.
(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк - сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя.
(25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: "Сострат, сын Дексифана из Книда, - богам-спасителям ради мореходов". (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: "Птолемей Филадельф".
(29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (ЗЗ)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое "я", которое таит в себе силы титанические. (35)То самое "я", которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в "мы", в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.
(По М.С. Крюкову*)
* Марлен Сергеевич Крюков (1931-1997 гг.) - русский писатель, журналист.
Показать правило
Пояснение
Проблемы:
1. Проблема самоутверждения и избрания способов самоутверждения.
2. Проблема истинной ценности человека и ответственности за себя и окружающих.
Позиция автора:
1. Человек, который считает себя лучше других, — страшный и опасный человек.
2. «Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других».
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос