Русский язык (Определение главной информации текста)
Результаты теста
Затрачено времени:
09:26:09
Вопрос 1
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
(1)В наши дни значительная часть населения Земли проживает в городах, и может создаться впечатление, что современный человек не зависит от природы, но это глубокое заблуждение. (2)Человек по-прежнему является частью природы. (3)<...> другое живое существо, человек нуждается в незагрязнённом воздухе для дыхания, в чистой воде для питья, в экологически чистых продуктах сельскохозяйственного производства, для выращивания которых требуются плодородные почвы и богатые пастбища.
1) Глубоким заблуждением является представление о том, что человек, проживающий сегодня в городе, по-прежнему является такой же частью природы, как и любое другое живое существо.
2) Современный человек — по-прежнему часть природы, он нуждается в чистом воздухе, воде и экологически чистых сельскохозяйственных продуктах.
3) Сельскохозяйственные продукты, необходимые человеку, нужно выращивать на плодородных почвах.
4) В наши дни значительная часть населения Земли проживает в городах, поэтому можно утверждать, что современный человек не зависит от природы.
5) Современному человеку, по-прежнему являющемуся частью природы, жизненно необходимы и чистый воздух, и вода, и экологически чистые сельскохозяйственные продукты.
Пояснение
Предложение 1) противоречит содержанию текста. В тексте сказано, что глубоким заблуждением является убеждение, что человек перестал быть частью природы после переселения в город (предложение №1 в тексте), а в ответе под номером 1) заблуждением называется противоположное утверждение, что человек, перебравшись в город, остаётся частью природы.
Предложение 3) содержит неполную информацию: текст не сводится только лишь к мысли о необходимости выращивания продуктов на плодородных почвах.
Предложение 4) противоречит содержанию текста: человек продолжает зависеть от природы, а в данном предложении содержится противоположное утверждение.
Правильный ответ указан под номером 2 и 5.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 2
Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.
(1)В наши дни значительная часть населения Земли проживает в городах, и может создаться впечатление, что современный человек не зависит от природы, но это глубокое заблуждение. (2)Человек по-прежнему является частью природы. (3)<...> другое живое существо, человек нуждается в незагрязнённом воздухе для дыхания, в чистой воде для питья, в экологически чистых продуктах сельскохозяйственного производства, для выращивания которых требуются плодородные почвы и богатые пастбища.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
как и любое,как и,и как
Вопрос 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ГОРОД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ГО́РОД, -а, мн. -а, -ов, муж.
(1)В наши дни значительная часть населения Земли проживает в городах, и может создаться впечатление, что современный человек не зависит от природы, но это глубокое заблуждение. (2)Человек по-прежнему является частью природы. (3)<...> другое живое существо, человек нуждается в незагрязнённом воздухе для дыхания, в чистой воде для питья, в экологически чистых продуктах сельскохозяйственного производства, для выращивания которых требуются плодородные почвы и богатые пастбища.
1. Крупный населённый пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр. Портовый г. За городом жить (в пригородной местности). За город поехать (в пригородную местность). За городом (вне города).
2. Центральная главная часть этого населённого пункта в отличие от окраин и пригородов (разг.). Из нового района приходится в магазин ездить в г.
3. В старину на Руси: ограждённое стеной, валом поселение; крепость. Китай-г. (в центре Москвы).
4. ед. Городская местность в отличие от сельской, деревенской. Сельская молодёжь стремится в г.
5. В игре в городки: площадка, на к-рой ставятся фигуры из городков (см. городок в 3 знач.).
Пояснение
В первом предложении текста слово ГОРОД употреблено в значении 1.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
квартАл
мЕстностей
ободрИть
принУдить
нОвостей
Показать правило
Пояснение
Ошибка допущена в слове «новостей». Верно говорить новостЕй. Для сравнения: мЕстностей-новостЕй. Как в зеркальном отображении.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
новостей
Вопрос 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Одиночный альпинизм — РИСКОВАННОЕ занятие.
Эти развалины служат нам скорбным ВОСПОМИНАНИЕМ о событиях прошлого.
Никто из нас не ожидал такого холодного и даже ВРАЖДЕБНОГО приёма.
Индейцы — общее название КОРЕННОГО населения Америки.
Тут же высчитала, сколько они должны УПЛАТИТЬ.
Показать правило
Пояснение
Некорректно: Эти развалины служат нам скорбным ВОСПОМИНАНИЕМ о событиях прошлого.
Корректно: Эти развалины служат нам скорбным НАПОМИНАНИЕМ о событиях прошлого.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
напоминанием
Вопрос 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; вся эта грусть природы, по- видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание.
На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; вся эта грусть природы, по-видимому, передалась и мне: настроение моё было минорное (грустное, тоскливое, печальное).
Мажорный − бодрый, радостный. В контексте предложения речь идёт о противоположном значении.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
минорное,грустное,тоскливое,печальное
Вопрос 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЛОЖИ на полку
несколько ЯБЛОК
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами
сладких ВИШНЕЙ
ОБГРЫЗЕННЫХ яблок
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) ошибка в построении сложного предложения
|
|
1) Самое важное, чему меня научили на курсах, —это беглому, быстрому чтению.
2) В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» проблема любви раскрыта во всём блеске таланта автора.
3) «Жигули» пронеслись мимо меня и резко свернули в сторону кинотеатра «Космоса».
4) «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» написана А.И. Галичем, преподававший русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.
5) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы.
6) В основу стихотворения В.А. Жуковского «Певец» положены известные образы-символы – лира и венец.
7) На первом этапе, согласно этой методики, решается система линейных неравенств или уравнений.
8) Заглянув на урок, директору представилась интересная картина.
9) Эпоха реакции, наступившая в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом в предложении 4. Эта ошибка вызвана тем, что причастие не согласовано со словом, которому оно подчиняется, или в роде, или в числе, или падеже.
Приведём верное написание: «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» написана А.И. Галичем(какИМ?), преподававшИМ русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом в предложении 7 состоит в том, что предлог «согласно» требует дательного падежа (ЧЕМУ?), а не родительного.
Приведём верное написание: На первом этапе, согласно этой методикЕ, решается система линейных неравенств или уравнений.
В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом в предложении 8 вызвана тем, что к сказуемому «представилась» ошибочно отнесено деепричастие «заглянув». Получилось, что картина представилась, заглянув. А это бессмысленно.
Предложение можно перестроить так: Когда директор заглянул на урок, ему представилась интересная картина.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением в предложении 3.Название кинотеатра, имя собственное, ставится в именительном падеже, если оно является приложением, то есть вторым названием. Первое название—кинотеатр.
Приведём верное написание: «Жигули» пронеслись мимо меня и резко свернули в сторону кинотеатра «КосмоС».
Д) ошибка в построении сложного предложения в предложении 1 заключается в том, что в СПП произошло смещение конструкций. «Выбросим» придаточное из предложения, останется «Самое важное это беглому, быстрому чтению.»
Как видим, здесь между подлежащим и сказуемым связь нарушена.
Предложение можно перестроить так: Самое важное, чему меня научили на курсах,—это беглоЕ, быстроЕ чтениЕ.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
4 , 7 , 8 , 3 , 1
Вопрос 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) перекл..каться, подсв..тить, упл..тнить
2) разл..ваться, задр..жала, многог..лосье
3) ш..девр, п..тнистый, сч..тать
4) бл..стательный, зап..реть, ст..кло
5) водор..сли, подг..реть, над..рёт (уши)
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание:
1. перекликаться — ПГ, подсветить (подсвЕтка) — ПГ, уплотнить (плОтный) − ПГ
2. разливаться — ПГ, задрожала (дрОжь) — ПГ, многоголосье (гОлос) − ПГ
3. шедевр — НГ, пятнистый (пЯтна) — ПГ, считать − ЧГ
4. блистательный — ЧГ, запереть — ЧГ, стекло (стЁкла) − ПГ
5. водоросли — ЧГ, подгореть — ЧГ, надерёт (уши) − ЧГ
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..общил, пр..льстил, пр..вратник
2) и..сяк, бе..престанно, во..ходящий
3) н..ладил, пр..дедушка, р..ссыпал
4) под..тожил, пред..нфарктный, из..мать
5) с..язвил, подош..ю, суб..ект
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание.
1) приобщил, прельстил, привратник
2) иссяк, беспрестанно, восходящий
3) наладил, прадедушка, рассыпал
4) подытожил, предынфарктный, изымать
5) съязвил, подошью, субъект
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вол..вой, пожал..ваться
2) ослаб..вать, постук..вает
3) обид..ться, нож..вое
4) фасол..вый, щегол..ватый
5) подстра..вающийся, ключ..к
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание:
1. волевой — суф. ЕВ, всегда безударный в прилагательных, пожаловаться — в 1-м лице: пожалуюсь, поэтому суффикс −ОВА−
2. ослабевать — здесь всегда ударный суффикс ВА, перед ним пишется та же буква, что в глаголе ослабЕть; (смотрите правило о суфффиксе ВА), постукивает — суффикс сохраняется: постукиваю — постукивает
3. обидеться — непроверяемый, словарный суффикс Е; ножевое — безударный −ЕВ−
4. фасолЕВый — суф. ЕВ, всегда безударный в прилагательных, щеголЕВатый — ЩЕГОЛ+ев+ат+ый,
5. подстраИВАющийся — образовано от глагола подстраИВАть, в нём в 1 лице сохраняется ИВА, ключик — при склонении гласная не выпадает: ключика
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 12
Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (они) мел..т (зерно), ссор..щийся,
2) не успоко..тся (активисты), (она) доеда..т
3) чист..щий, поража..щий
4) наве..т (ветер), посвяща..тся (стихотворение)
5) дорогосто..щая, подвод..щая
Показать правило
Пояснение
1. (они) мелют (зерно) — 1 спр., ссорящийся — от глагола 2 спр.
2. не успокоятся (активисты) — 2 спр., (она) доедает — 1 спр.
3. чистящий — от глагола 2 спр., поражающий — от глагола 1 спр.
4. навеет (ветер), посвящается (стихотворение) — глаголы 1 спр.
5. дорогостоящая, подводящая — от глаголов 2 спр.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Жизнь в походных условиях далеко (НЕ)ЛЕГКА.
На берёзах и кустах сверкали капли (НЕ)ВЫСОХШЕЙ росы.
В окнах было темно, хотя ставни были (НЕ)ЗАКРЫТЫ.
Гроза была (НЕ)ДАЛЕКО, а совсем близко: небо раскалывалось на части, грохотало так, что земля под ногами дрожала.
Ничего (НЕ)ВИДНО, только слышен шум ветра в кронах деревьев.
Показать правило
Пояснение
Раскроем скобки и выпишем это слово.
Жизнь в походных условиях далеко НЕ ЛЕГКА.
На берёзах и кустах сверкали капли НЕВЫСОХШЕЙ росы. — НЕ с полным причастием без зависимых слов.
В окнах было темно, хотя ставни были НЕ ЗАКРЫТЫ. — (кр. причастие).
Гроза была НЕ ДАЛЕКО, а совсем близко: небо раскалывалось на части, грохотало так, что земля под ногами дрожала. — Противопоставление с союзом А.
Ничего НЕ ВИДНО, только слышен шум ветра в кронах деревьев. — Раздельно с прилагательными такого же типа не рад, не должен.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
невысохшей
Вопрос 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(НЕ)СМОТРЯ на неоднозначность толкования отдельных положений, общая теория относительности широко признана (ИЗ)ЗА своей принципиальной простоты.
Соли, (НА)ПРИМЕР, можно представить (В)ВИДЕ результатов взаимодействия кислотных и основных оксидов.
(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ следует сказать, что и Пушкину, и Грибоедову удалось психологически верно изобразить дворянское общество своего времени, (В)ЧАСТНОСТИ московское дворянство.
(ПО)СКОЛЬКУ художник свободно выбирает приёмы и планы, то он, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, волен быть независимым в своём творчестве.
(На)ВРЯД ли будут верными решения, принятые (С)ГОРЯЧА.
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание.
НЕСМОТРЯ на неоднозначность толкования отдельных положений, общая теория относительности широко признана ИЗ-ЗА своей принципиальной простоты.
Соли, НАПРИМЕР, можно представить В ВИДЕ результатов взаимодействия кислотных и основных оксидов.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ следует сказать, что и Пушкину, и Грибоедову удалось психологически верно изобразить дворянское общество своего времени, В ЧАСТНОСТИ московское дворянство.
ПОСКОЛЬКУ художник свободно выбирает приёмы и планы, то он, БЕЗ СОМНЕНИЯ, волен быть независимым в своём творчестве.
НаВРЯД ли будут верными решения, принятые СГОРЯЧА.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
сгоряча навряд
Вопрос 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Анна Ахматова позволяла себе иронизировать по поводу своих знаменитейших стихов, и это ничуть не противоречило её царстве(1)ости, не нарушало её внутре(2)ей поэтической гармонии, а только обогащало её образ, сообщало ему то «четвёртое измерение», по которому Мандельштам отличал подли(3)ую поэзию от рифмова(4)ых строк.
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание.
3) подлинную (историч. корень длин) |
1) Две буквы н пишутся в полной форме прилагательного, образованного от существительного с основой на н помощью суффикса -Н-. |
2) внутренн
ей (от нутро)
|
2) Две буквы н пишутся в полной форме прилагательного, образованного от существительного с помощью суффикса -ЕНН-/-ОНН-. |
|
3) Одна буква н пишется прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса -АН-/ЯН-,-ИН-. |
|
4) В краткой форме прилагательного пишется столько н, сколько и в полной |
|
5)Две буквы н пишутся в полной форме причастия, образованного от глагола совершенного вида. |
4) рифмова
нных |
6) Две буквы н пишутся в причастии или прилагательном, имеющем суффикс -ОВА- |
|
7) Две буквы н пишутся в полной форме причастия, образованного от глагола несовершенного вида и употреблённого с зависимым словом. |
|
8) Одна буква н пишется в полной форме прилагательного, образованного от глагола несовершенного вида и употреблённого без зависимого слова. |
|
9) Одна буква н пишется в краткой форме страдательного причастия. |
1) царственность
от царственный |
10) В наречии и в существительном пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано |
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 16
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
2) Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.
3) Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.
4) Дела да случаи совсем замучили.
5)Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание.
1)Подул ветерок с заречья, и сразу стало свежо.
2)Среди ремесленников были ткачи, и оружейные мастера, и резчики по кости.
3)Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.
4)Дела да случаи совсем замучили.
5)Лесная путаница тропинок окончилась, и открылся великий простор.
Одна запятая необходима в первом и 5-м предложениях: ССП
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 17
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание.
Разноцветные заросли, образованные одиночными и колониальными коралловыми полипами, хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей в тихий солнечный день.
Запятые должны быть поставлены на первом и третьем местах: это запятые перед и после выраженного причастным оборотом обособленного определения, стоящего после определяемого слова.
Запятые должны стоять на местах 1, 3.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На этот раз пусть люди разойдутся.
Вы(1) Капулетти(2) следуйте за мной,
А вас я жду(3) Монтекки(4) в Виллафранке
По делу этому в теченье дня.
Итак (5) под страхом смерти — разойдитесь!
(Вильям Шекспир)
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание.
На этот раз пусть люди разойдутся.
Вы, Капулетти, следуйте за мной,
А вас я жду, Монтекки, в Виллафранке
По делу этому в теченье дня.
Итак, под страхом смерти — разойдитесь!
Запятые 1 и 2; 3 и 4 для обращений; 5 для вводного слова.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Все первокурсники (1) боготворили профессора истории (2) лекции (3) которого (4) они никогда не пропускали.
Пояснение
Приведем верное написание.
Все первокурсники боготворили профессора истории, лекции которого они никогда не пропускали.
Запятая 2 выделяет придаточное предложение.
Запятая должна стоять на месте 2.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 20
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наблюдавший за разгрузкой судна сотрудник таможни заметил (1) что (2) когда из трюма стали поднимать контейнеры (3) то на некоторых из них оказались сорванными печати (4) что было сочтено нарушением условий перевозки.
Пояснение
Приведем верное написание.
Наблюдавший за разгрузкой судна сотрудник таможни заметил, что когда из трюма стали поднимать контейнеры, то на некоторых из них оказались сорванными печати, что было сочтено нарушением условий перевозки.
В данном предложении ставятся запятые 1 и 3, выделяющие придаточное предложение «что когда из трюма стали поднимать контейнеры», также запятая 4, выделяющая придаточное предложение «что было сочтено нарушением условий перевозки».
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 21
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. 2) Два ряда тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. 3) Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам. 4) Было тихо и темно, только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался в сетях паука. 5) Направо, в старом фруктовом саду, нехотя пела иволга, должно быть, тоже старая. 6) Передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. 7) На ней горел крест.
Пояснение
В предложениях 2 и 3 запятая выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
(1)Давайте, дорогой читатель, задумаемся о том, является ли сказка чем-то далёким от нас и насколько она нужна нам. (2)Мы совершаем некое паломничество в волшебные, вожделенные и прекрасные края, читая или слушая сказки. (3)Что же приносят люди из этих краев? (4)Что влечёт их туда? (5)О чём спрашивает человек сказку и что именно она отвечает ему? (6)Человек всегда спрашивал сказку о том, о чём всегда и все люди, из века в век, будут спрашивать, о том, что всем нам важно и необходимо. (7)В первую очередь, о счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? (9)Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги? (10)В чём же счастье человека? (11)В богатстве ли? (12)Или, может быть, в доброте и правоте?
(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.
(16)Что важнее – внешняя оболочка или незримая красота? (17)Как распознать, как учуять прекрасную душу у страшилища и уродливую душу у красавицы?
(18)И наконец, правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно? (19)Не таятся ли в вещах и душах, окружающих нас, такие возможности, о которых не всякий и говорить решается?
(20)Вот о чём спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. (21)И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет. (22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. (23)Здесь мудрая древность благословляет русское младенчество на ещё не испытанную им трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта трудности жизненного пути.
(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. (25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье… вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии. (26)Такие люди живут как бы в ладу со своею национальною сказкою. (27)И благо нам, если мы сохраняем в душе вечного ребёнка, то есть умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки.
(по И.А. Ильину*)
*Иван Александрович Ильин (1883–1954) – русский философ, писатель и публицист.
1) Читая сказки, человек погружается в мир фантазий, которые не имеют отношения к реальности.
2) Сказка даёт человеку ответы на многие важные вопросы: о счастье, о судьбе, об истинной красоте.
3) Сказки полезны детям, ведь эта народная мудрость готовит ребёнка к взрослой жизни, однако взрослым уже нет необходимости читать сказки.
4) Сказка говорит о том, что есть и будет всегда, а не о том, чего нет и не бывает в жизни.
5) Чтобы пробудить детский интерес к сказке, нужно приобщать к ней ребёнка через театральные постановки, художественные фильмы, национальную музыку.
Пояснение
Содержанию текста соответствуют предложения:
1) Читая сказки, человек погружается в мир фантазий, которые не имеют отношения к реальности. Неверно
2) Сказка даёт человеку ответы на многие важные вопросы: о счастье, о судьбе, об истинной красоте. Верно
3) Сказки полезны детям, ведь эта народная мудрость готовит ребёнка к взрослой жизни, однако взрослым уже нет необходимости читать сказки. Неверно: напротив, автор считает, что важно сохранить в душе ребёнка и читать сказки
4) Сказка говорит о том, что есть и будет всегда, а не о том, чего нет и не бывает в жизни. Верно
5) Чтобы пробудить детский интерес к сказке, нужно приобщать к ней ребёнка через театральные постановки, художественные фильмы, национальную музыку. Нет такой мысли
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
(1)Давайте, дорогой читатель, задумаемся о том, является ли сказка чем-то далёким от нас и насколько она нужна нам. (2)Мы совершаем некое паломничество в волшебные, вожделенные и прекрасные края, читая или слушая сказки. (3)Что же приносят люди из этих краев? (4)Что влечёт их туда? (5)О чём спрашивает человек сказку и что именно она отвечает ему? (6)Человек всегда спрашивал сказку о том, о чём всегда и все люди, из века в век, будут спрашивать, о том, что всем нам важно и необходимо. (7)В первую очередь, о счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? (9)Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги? (10)В чём же счастье человека? (11)В богатстве ли? (12)Или, может быть, в доброте и правоте?
(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.
(16)Что важнее – внешняя оболочка или незримая красота? (17)Как распознать, как учуять прекрасную душу у страшилища и уродливую душу у красавицы?
(18)И наконец, правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно? (19)Не таятся ли в вещах и душах, окружающих нас, такие возможности, о которых не всякий и говорить решается?
(20)Вот о чём спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. (21)И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет. (22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. (23)Здесь мудрая древность благословляет русское младенчество на ещё не испытанную им трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта трудности жизненного пути.
(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. (25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье… вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии. (26)Такие люди живут как бы в ладу со своею национальною сказкою. (27)И благо нам, если мы сохраняем в душе вечного ребёнка, то есть умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки.
(по И.А. Ильину*)
*Иван Александрович Ильин (1883–1954) – русский философ, писатель и публицист.
1) В предложениях 1–5 представлено рассуждение.
2) В предложениях 8–12 представлено описание.
3) Предложение 23 поясняет, дополняет содержание предложения 22.
4) В предложениях 13–17 представлено рассуждение.
5) В предложениях 26–27 представлено повествование.
Пояснение
1) В предложениях 1–5 представлено рассуждение. Верно
2) В предложениях 8–12 представлено описание. — Неверно, в указанных предложениях рассуждение
3) Предложение 23 поясняет, дополняет содержание предложения 22. Верно
4) В предложениях 13–17 представлено рассуждение. Верно
5) В предложениях 26–27 представлено повествование.— Неверно, в указанных предложениях рассуждение
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 24
Из предложения 13–15 выпишите синонимы (синонимическую пару).
(1)Давайте, дорогой читатель, задумаемся о том, является ли сказка чем-то далёким от нас и насколько она нужна нам. (2)Мы совершаем некое паломничество в волшебные, вожделенные и прекрасные края, читая или слушая сказки. (3)Что же приносят люди из этих краев? (4)Что влечёт их туда? (5)О чём спрашивает человек сказку и что именно она отвечает ему? (6)Человек всегда спрашивал сказку о том, о чём всегда и все люди, из века в век, будут спрашивать, о том, что всем нам важно и необходимо. (7)В первую очередь, о счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? (9)Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги? (10)В чём же счастье человека? (11)В богатстве ли? (12)Или, может быть, в доброте и правоте?
(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.
(16)Что важнее – внешняя оболочка или незримая красота? (17)Как распознать, как учуять прекрасную душу у страшилища и уродливую душу у красавицы?
(18)И наконец, правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно? (19)Не таятся ли в вещах и душах, окружающих нас, такие возможности, о которых не всякий и говорить решается?
(20)Вот о чём спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. (21)И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет. (22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. (23)Здесь мудрая древность благословляет русское младенчество на ещё не испытанную им трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта трудности жизненного пути.
(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. (25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье… вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии. (26)Такие люди живут как бы в ладу со своею национальною сказкою. (27)И благо нам, если мы сохраняем в душе вечного ребёнка, то есть умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки.
(по И.А. Ильину*)
*Иван Александрович Ильин (1883–1954) – русский философ, писатель и публицист.
Пояснение
Синонимичными будут существительные «беда» и несчастье
Разработчик предоставил только начальную форму слов. В ответ добавлена форма из предложения.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
беда несчастье ,беде несчастье
Вопрос 25
Среди предложений 22–26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и лексических повторов.
Напишите номер(-а) этого(-их) предложения (-ий).
(1)Давайте, дорогой читатель, задумаемся о том, является ли сказка чем-то далёким от нас и насколько она нужна нам. (2)Мы совершаем некое паломничество в волшебные, вожделенные и прекрасные края, читая или слушая сказки. (3)Что же приносят люди из этих краев? (4)Что влечёт их туда? (5)О чём спрашивает человек сказку и что именно она отвечает ему? (6)Человек всегда спрашивал сказку о том, о чём всегда и все люди, из века в век, будут спрашивать, о том, что всем нам важно и необходимо. (7)В первую очередь, о счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? (9)Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги? (10)В чём же счастье человека? (11)В богатстве ли? (12)Или, может быть, в доброте и правоте?
(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.
(16)Что важнее – внешняя оболочка или незримая красота? (17)Как распознать, как учуять прекрасную душу у страшилища и уродливую душу у красавицы?
(18)И наконец, правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно? (19)Не таятся ли в вещах и душах, окружающих нас, такие возможности, о которых не всякий и говорить решается?
(20)Вот о чём спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. (21)И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет. (22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. (23)Здесь мудрая древность благословляет русское младенчество на ещё не испытанную им трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта трудности жизненного пути.
(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. (25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье… вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии. (26)Такие люди живут как бы в ладу со своею национальною сказкою. (27)И благо нам, если мы сохраняем в душе вечного ребёнка, то есть умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки.
(по И.А. Ильину*)
*Иван Александрович Ильин (1883–1954) – русский философ, писатель и публицист.
Показать правило
Пояснение
Рассмотрим связь между предложениями.
(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. (25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье…
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 26
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«В предложенном тексте И.А. Ильин говорит с читателем о сказке — о той самой сказке, где живут чудеса, волшебство, добро и справедливость. Автор даёт собственную оценку этому жанру и приглашает нас к приятному, но вместе с тем серьёзному размышлению. Тематика текста определяет форму: рассуждения Ильина очень просты и пафосны одновременно, высокая степень эмоциональности сохраняется на протяжении всего фрагмента. Воплощению замысла автора способствует целый ряд средств выразительности. В синтаксисе это, например, (А)________ (предложения 7, 11, 12) и (Б) __________(предложения 2, 25). В лексике неоднократно используются (В) ________ ("ждать у моря погоды", "с открытой душой"), благополучно соединяясь с яркими тропами, среди которых отметим, в частности, (Г) ___________ (предложение 15). Всё вместе это даёт ощущение живого текста, заставляющего задуматься о многом».
Список терминов:
1) фразеологизмы
2) антитеза
3) неполные предложения
4) метафора
5) ряды однородных членов предложения
6) восклицательные предложения
7) лексический повтор
8) гипербола
9) анафора
(1)Давайте, дорогой читатель, задумаемся о том, является ли сказка чем-то далёким от нас и насколько она нужна нам. (2)Мы совершаем некое паломничество в волшебные, вожделенные и прекрасные края, читая или слушая сказки. (3)Что же приносят люди из этих краев? (4)Что влечёт их туда? (5)О чём спрашивает человек сказку и что именно она отвечает ему? (6)Человек всегда спрашивал сказку о том, о чём всегда и все люди, из века в век, будут спрашивать, о том, что всем нам важно и необходимо. (7)В первую очередь, о счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? (9)Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги? (10)В чём же счастье человека? (11)В богатстве ли? (12)Или, может быть, в доброте и правоте?
(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.
(16)Что важнее – внешняя оболочка или незримая красота? (17)Как распознать, как учуять прекрасную душу у страшилища и уродливую душу у красавицы?
(18)И наконец, правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно? (19)Не таятся ли в вещах и душах, окружающих нас, такие возможности, о которых не всякий и говорить решается?
(20)Вот о чём спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. (21)И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет. (22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. (23)Здесь мудрая древность благословляет русское младенчество на ещё не испытанную им трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта трудности жизненного пути.
(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. (25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье… вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии. (26)Такие люди живут как бы в ладу со своею национальною сказкою. (27)И благо нам, если мы сохраняем в душе вечного ребёнка, то есть умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки.
(по И.А. Ильину*)
*Иван Александрович Ильин (1883–1954) – русский философ, писатель и публицист.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Показать правило
Пояснение
«В предложенном тексте И.А. Ильин говорит с читателем о сказке — о той самой сказке, где живут чудеса, волшебство, добро и справедливость. Автор даёт собственную оценку этому жанру и приглашает нас к приятному, но вместе с тем серьёзному размышлению. Тематика текста определяет форму: рассуждения Ильина очень просты и пафосны одновременно, высокая степень эмоциональности сохраняется на протяжении всего фрагмента. Воплощению замысла автора способствует целый ряд средств выразительности. В синтаксисе это, например, (А) неполные предложения (предложения 7, 11, 12) и (Б) ряды однородных членов (предложения 2, 25). В лексике неоднократно используются (В) фразеологизмы ("ждать у моря погоды", "с открытой душой"), благополучно соединяясь с яркими тропами, среди которых отметим, в частности, (Г) метафора(предложение 15). Всё вместе это даёт ощущение живого текста, заставляющего задуматься о многом».
Список терминов:
1) фразеологизмы В
3) неполные предложения А
4) метафора Г
5) ряды однородных членов предложения Б
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
3 , 5 , 1 , 4
Вопрос 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Давайте, дорогой читатель, задумаемся о том, является ли сказка чем-то далёким от нас и насколько она нужна нам. (2)Мы совершаем некое паломничество в волшебные, вожделенные и прекрасные края, читая или слушая сказки. (3)Что же приносят люди из этих краев? (4)Что влечёт их туда? (5)О чём спрашивает человек сказку и что именно она отвечает ему? (6)Человек всегда спрашивал сказку о том, о чём всегда и все люди, из века в век, будут спрашивать, о том, что всем нам важно и необходимо. (7)В первую очередь, о счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? (9)Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги? (10)В чём же счастье человека? (11)В богатстве ли? (12)Или, может быть, в доброте и правоте?
(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.
(16)Что важнее – внешняя оболочка или незримая красота? (17)Как распознать, как учуять прекрасную душу у страшилища и уродливую душу у красавицы?
(18)И наконец, правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно? (19)Не таятся ли в вещах и душах, окружающих нас, такие возможности, о которых не всякий и говорить решается?
(20)Вот о чём спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. (21)И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет. (22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. (23)Здесь мудрая древность благословляет русское младенчество на ещё не испытанную им трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта трудности жизненного пути.
(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. (25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье… вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии. (26)Такие люди живут как бы в ладу со своею национальною сказкою. (27)И благо нам, если мы сохраняем в душе вечного ребёнка, то есть умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки.
(по И.А. Ильину*)
*Иван Александрович Ильин (1883–1954) – русский философ, писатель и публицист.
Показать правило
Пояснение
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема роли сказки в жизни человека. (Какую роль играет сказка в жизни человека?) |
1. Сказка — это мудрость национального опыта, всё испытавшей древности; она способна дать человеку ответы на все интересующие его вопросы: нравственные, этические, философские. |
2. Проблема сохранения «вечного ребёнка» в душе человека. (Нужно ли сохранять в своей душе черты ребёнка?) |
2. Даже во взрослой жизни очень важно и нужно уметь спрашивать и слушать голос нашей сказки. Людям, сохранившим в себе вечного ребёнка, легче жить: они в ладу с национальной сказкой, а значит — с национальной мудростью, из глубин доисторической философии можно черпать ответы на множество вечных вопросов. |
3. Проблема осмысления понятия «сказка», проблема взаимосвязи сказки и национального сознания. (Является ли сказка просто фантазией, прекрасной страной грёз или она являет собой нечто большее, важное и нужное? Связана ли сказка с национальным сознанием, мудростью нации?)
|
3. 3. Сказка – это мудрость древности, прошедшая через время, освещающая реальные, а не вымышленные трудности жизненного пути и помогающая справиться с ними. Сказка
неразрывно связана с национальным самосознанием, поэтому она очень важна и нужна.
|
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос