Русский язык (Определение главной информации текста)
Результаты теста
Затрачено времени:
08:46:14
Вопрос 1
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
(1)Построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец, уникальный архитектурный памятник, который символизирует величие французской короны, обязан своим появлением черте характера, недостойной короля. (2)<…> в 1661 году министр финансов Николя Фуке, пользовавшийся особым расположением Людовика XIV, организовал в честь монарха торжественный приём в своём собственном замке Во-ле-Виконт, лучшем на тот момент частном дворце Франции, который был построен по проекту известных мастеров своего времени. (3)Томимый завистью, Людовик уехал с праздника, не сказав ни слова благодарности, и вскоре Фуке был арестован и заключён под стражу, поместье конфисковано, а архитекторы Во-ле-Виконт были направлены на строительство нового королевского дворца в Версале, чьё великолепие должно было затмить красоту замка опального министра финансов.
1) Версальский дворец, символизирующий величие французской короны, был построен по приказу Людовика XIV известными архитекторами своего времени, руководившими до этого постройкой замка Во-ле-Виконт.
2) Министр финансов Франции Николя Фуке, фаворит Людовика XIV, организовал в честь монарха торжественный приём в своём замке Во-ле-Виконт, однако прекрасный дворец вызвал зависть короля, и вскоре после приёма министр был арестован.
3) Версальский дворец обязан своим появлением зависти: посетив замок министра финансов, уязвлённый Людовик XIV арестовал вельможу, а архитекторов Фуке направил на строительство своего собственного замка в Версале.
4) В 1661 году министр финансов Франции Николя Фуке, пользовавшийся особым расположением короля Людовика XIV, устроил в честь монарха в Версальском дворце торжественный приём, после которого Людовик, ведомый завистью, приказал заключить Фуке в тюрьму.
5) Возведение Версальского дворца, символа французской короны, было спровоцировано завистью: после торжественного приёма, устроенного в честь короля министром финансов Франции Николя Фуке в его дворце Во-ле Виконт, Людовик XIV приказал арестовать министра, а архитекторов этого замка направил в Версаль для строительства собственного дворца.
Пояснение
1) Ответ под номером 1 содержит неполную информацию: ничего не сказано о том, что сподвигла Людовика на строительство этого дворца зависть.
2) Ответ под номером 2 содержит неполную информацию: ничего не сказано о строительстве Версальского дворца.
3) Ответ под номером 3 содержит полную информацию.
4) Ответ под номером 4 содержит неполную информацию: ничего не сказано о строительстве Версальского дворца.
5) Ответ под номером 5 содержит полную информацию.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 2
Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
(1)Построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец, уникальный архитектурный памятник, который символизирует величие французской короны, обязан своим появлением черте характера, недостойной короля. (2)<…> в 1661 году министр финансов Николя Фуке, пользовавшийся особым расположением Людовика XIV, организовал в честь монарха торжественный приём в своём собственном замке Во-ле-Виконт, лучшем на тот момент частном дворце Франции, который был построен по проекту известных мастеров своего времени. (3)Томимый завистью, Людовик уехал с праздника, не сказав ни слова благодарности, и вскоре Фуке был арестован и заключён под стражу, поместье конфисковано, а архитекторы Во-ле-Виконт были направлены на строительство нового королевского дворца в Версале, чьё великолепие должно было затмить красоту замка опального министра финансов.
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание.
(1)Построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец, уникальный архитектурный памятник, который символизирует величие французской короны, обязан своим появлением черте характера, недостойной короля. (2)ДЕЛО В ТОМ, ЧТО в 1661 году министр финансов Николя Фуке, пользовавшийся особым расположением Людовика XIV, организовал в честь монарха торжественный приём в своём собственном замке Во-ле-Виконт, лучшем на тот момент частном дворце Франции, который был построен по проекту известных мастеров своего времени.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
деловтомчто
Вопрос 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧЕРТА. Определите, в каком значении это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЧЕРТА, -ы, ж.
(1)Построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец, уникальный архитектурный памятник, который символизирует величие французской короны, обязан своим появлением черте характера, недостойной короля. (2)<…> в 1661 году министр финансов Николя Фуке, пользовавшийся особым расположением Людовика XIV, организовал в честь монарха торжественный приём в своём собственном замке Во-ле-Виконт, лучшем на тот момент частном дворце Франции, который был построен по проекту известных мастеров своего времени. (3)Томимый завистью, Людовик уехал с праздника, не сказав ни слова благодарности, и вскоре Фуке был арестован и заключён под стражу, поместье конфисковано, а архитекторы Во-ле-Виконт были направлены на строительство нового королевского дворца в Версале, чьё великолепие должно было затмить красоту замка опального министра финансов.
1) Узкая полоска, линия. Провести черту.
2) Граница, предел. В черте города.
3) Свойство, отличительная особенность. Ч. личности.
4) Очертание, создающее характерный облик, форму лица. Красивые черты лица.
Пояснение
В первом предложении текста слово «черта» употреблено в значении №3:
3) Свойство, отличительная особенность. Ч. личности.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ненАдолго
Иксы
понялА
снятА
вручИт
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
ненадолго
Вопрос 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.
Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.
Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.
В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание.
На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.
Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач — неверно. Корректно: Боль оказалась НЕСТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.
Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.
В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
нестерпимой
Вопрос 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Берега рек нуждаются в нашей защите — они замусорены мусором.
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание.
Берега рек нуждаются в нашей защите — они замусорены.
В предложении встречалась тавтология «замусорены мусором», поэтому слово «мусором» лучше исключить.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
мусором
Вопрос 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ВЫСОХЛА на ветру
ЛЯЖЬТЕ
свыше СЕМИСОТ пятидесяти тысяч
дальние ДЕРЕВНИ
все ВОЗРАСТЫ
Показать правило
Пояснение
Неверно: ляжьте. Корректно: лягте. Именно эту форму нужно писать в ответе. Глагол «ложитесь» другого вида и значения.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
|
|
1) М. Горький писал об А.С. Пушкине, что как он «украсил народную песню и сказку блеском своего таланта!».
2) Создавая веб-сайт, это кажется многим сложным.
3) В усадьбе, которая до революции принадлежала сначала Ивану Тургеневу, а потом старинному роду Боткиных, состоялась встреча потомков прежних хозяев дома.
4) Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.
5) Отдавая заказы западным самолётостроительным компаниям, руководители отрасли наносят серьёзный урон экономике России.
6) Администрация школы, прежде всего директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов.
7) Моцарт, работавший в различных областях музыкального искусства, особое внимание уделял опере.
8) И сейчас метеорологи в своих предсказаниях погоды опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз.
9) Смысл, который люди вкладывают в различные понятия, меняется с изменением человека и общества.
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом в предложении 8. Эта ошибка вызвана тем, что причастие не согласовано со словом, которому оно подчиняется, или в роде, или в числе, или падеже.
Приведём верное написание: И сейчас метеорологи в своих предсказаниях погоды опираются на некоторые народные приметы (какие), дающИЕ довольно точный прогноз.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами в предложении 4 заключается в том, что при однородных членах была сделана попытка использовать двойной союз, при этом к части НЕ СТОЛЬКО ошибочно добавлено А ТАКЖЕ. Части двойных союзов постоянны: НЕ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО.
Приведём верное написание: Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, сколько мистической истории, произошедшей в 1905 году.
В) неправильное построение предложения с косвенной речью в предложении 1 заключается в том, что смешалась прямая речь с косвенной. Для прямой не нужны союзы «как, что» и местоимение «он»; для косвенной — лишнее «как»
Поскольку мы не знаем, точна ли эта цитата, будем использовать в качестве верного написания только косвенную речь, оставив в кавычках само высказывание.
Приведём верное написание: М. Горький писал об А.С. Пушкине, что __ он «украсил народную песню и сказку блеском своего таланта!».
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым в предложении 6 состоит в том, что сказуемое «уделяли» стоит во множественном числе, хотя подлежащее «администрация» в единственном. При подлежащем есть уточняющие члены (выделены курсивом), но они не влияют на число сказуемого.
Приведём верное написание: Администрация школы, прежде всего директор и завуч, особое внимание уделялА повышению профессионального мастерства педагогов.
Д) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом в предложении 2 заключается в тем, что к сказуемому «кажется сложным» ошибочно отнесено деепричастие «создавая». Получилось, что «это» и «кажется сложным», и оно же «создаёт». А это бессмысленно, ведь создаёт человек, а не «это». По грамматическим нормам к сказуемому, выраженному возвратным глаголом с частицей -ся (кажется), деепричастие прикреплять нельзя.
Предложение можно перестроить так: Процесс создания веб-сайт многим кажется сложным.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
8 , 4 , 1 , 6 , 2
Вопрос 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) ар..стократ, м..нистерство, д..визион
2) оз..ряться, просм..треть, м..рячок
3) выск..чка, д..ревья, выст..лить
4) при..ритет, г..ризонт, стр..тегия
5) расст..лается, прик..саться, ум..ротворение
Показать правило
Пояснение
1. аристократ — НГ, министерство — НГ, дивизион − НГ
2. озаряться — ЧГ, просмотреть (смОтр), морячок (мОре) — ПГ
3. выскочка — ЧГ, деревья (дЕрево) — ПГ, выстелить − ЧГ
4. приоритет — НГ, горизонт — НГ, стратегия − НГ
5. расстилается — ЧГ, прикасаться — ЧГ, умиротворение (мИр) − ПГ
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) и..гнать, не..гораемый, ра..погодится;
2) д..темна, непр..стёганное (одеяло), п..дстрекатель;
3) пр..пинание, пр..глушить, пр..стегнуть;
4) раз..грать, пред..стория, без..мянный;
5) по..бросить, о..говорка, на..земный.
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание.
1. изгнать, несгораемый, распогодится;
2. дотемна, непростёганное (одеяло), подстрекатель;
3. препинание, приглушить, пристегнуть;
4. разыграть, предыстория, безымянный;
5. подбросить, отговорка, надземный.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 11
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) син..ватый, обур..ваемый
2) плюш..вый, азот..стые (соединения)
3) сводч..тый (потолок), сначал..
4) абхаз..кий, скольз..кий
5) завед..вать, парч..вое (платье)
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 12
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) скоропорт..щиеся, донос..тся (звуки)
2) перелов..т (рыбаки), мо..щиеся
3) дорогосто..щая, выкрикива..щая
4) посыла..мый, наруша..т (водитель)
5) оклеива..мый, (дуб) спил..тся
Показать правило
Пояснение
1. скоропортящиеся (от глагола 2 спр.), доносятся (звуки) — 2 спр.
2. переловят (рыбаки) — 2 спр., моющиеся — от глагола 1 спр.
3. дорогостоящая — от глагола 2 спр., выкрикивающая — от глагола 1 спр.
4. посылаемый — от глагола 1 спр., нарушает (водитель) — 1 спр.
5. оклеиваемый — от глагола 1 спр. , (дуб) спилится — 2 спр.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Липы в старом саду (не)вырублены, их удалось сохранить.
Солнце брызгами яркого света взрывает тайгу, еще (не)успевшую стряхнуть с себя ночной покой.
Совсем (не)старинная, а очень современная шляпа.
(Не)смотря на сухую погоду, в затянутых травой кюветах блестела вода.
В полном одиночестве он простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание:
Липы в старом саду не вырублены, их удалось сохранить.
Солнце брызгами яркого света взрывает тайгу, еще не успевшую стряхнуть с себя ночной покой.
Совсем не старинная, а очень современная шляпа.
Несмотря на сухую погоду, в затянутых травой кюветах блестела вода. НЕСМОТРЯ на — это предлог.
В полном одиночестве он простоял с минуту, не решаясь двинуться дальше.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
НЕСМОТРЯ
Вопрос 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ последнего года работы было много, (ЗА)ТО теперь на город было любо-дорого посмотреть.
Некоторое время Меркулов шёл (В)СЛЕД за всеми, (ЗА)ТЕМ остановился.
Не знаю, (ОТ)ЧЕГО затихли мои товарищи, но я замолчал (ОТ)ТОГО тихого томления, которое вызвала во мне трогательная мелодия.
Присутствовали (ПРИ)ТОМ разговоре многие, но было это давно и (ПО)ЭТОМУ всеми забылось.
Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на человека ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувства.
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание.
В ТЕЧЕНИЕ последнего года работы было много, ЗАТО теперь на город было любо-дорого посмотреть.
Некоторое время Меркулов шёл ВСЛЕД за всеми, ЗАТЕМ остановился.
Не знаю, ОТЧЕГО затихли мои товарищи, но я замолчал ОТ ТОГО тихого томления, которое вызвала во мне трогательная мелодия.
Присутствовали ПРИ ТОМ разговоре многие, но было это давно и ПОЭТОМУ всеми забылось.
Воспитательное значение художественной литературы огромно, ПОТОМУ что она действует на человека ТАК ЖЕ сильно, как и на чувства.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
ВСЛЕД ЗАТЕМ ИЛИ ЗАТЕМ ВСЛЕД
Вопрос 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Графиня взяла златотка(1)ую подушку и медле(2)о опустилась в глубокое лакирова(3)ое кресло, которое было инкрустирова(4)о кожей.
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание.
Графиня взяла златоткаНую подушку и медлеННо опустилась в глубокое лакироваННое кресло, которое было инкрустироваНо кожей.
В этом предложении:
златоткаНую — отглагольное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида ТКАТЬ;
медлеННо — наречие, образованное от слова МЕДЛЕННЫЙ (исключение);
лакироваННое — причастие, оканчивающееся на -ОВАННОЕ;
инкрустироваНо — краткое причастие пишем с Н.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Мама приготовила суп и салат и пожарила картошку.
2) Обитая черной клеенкой дверь в горницу распахнулась и оттуда вышел бородатый мужчина с рюкзаком за плечами.
3)Тогдашними критиками и тогдашнею публикой были равно не поняты как недостатки так и достоинства «Полтавы».
4) Амундсен учитывал в своих экспедициях природные особенности Антарктики и опыт других учёных и технические возможности своего времени.
5) Брат обещал позвонить из Севастополя либо отправить телеграмму.
Показать правило
Пояснение
Приведём верное написание:
1) Мама приготовила суп и салат и пожарила картошку.
2) Обитая черной клеенкой дверь в горницу распахнулась, и оттуда вышел бородатый мужчина с рюкзаком за плечами.
3)Тогдашними критиками и тогдашнею публикой были равно не поняты как недостатки, так и достоинства «Полтавы».
4) Амундсен учитывал в своих экспедициях природные особенности Антарктики, и опыт других учёных, и технические возможности своего времени.
5) Брат обещал позвонить из Севастополя либо отправить телеграмму.
Одна запятая необходима в
3-м предложении, так как однородные члены соединяет составной союз КАК ТАК И , поэтому ставим одну запятую.
во 2-м, так как это СПП.
В 4-м необходимо поставить две запятые, т.к. три однородных члена, соединенных повторяющимся союзом и.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 17
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Путешествие и чтение — занятия родственные: как (1) путешествуя (2) мы узнаём новое, видим, как вновь и вновь открывается (3) манящая нас (4) даль, так и от книги к книге мы идём, как путник от горизонта к горизонту.
Показать правило
Пояснение
Приведем верное написание.
Путешествие и чтение — занятия родственные: как, путешествуя, мы узнаём новое, видим, как вновь и вновь открывается манящая нас даль, так и от книги к книге мы идём, как путник от горизонта к горизонту.
1, 2 — выделение одиночного деепричастия.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 18
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Танцуй (1) Равель (2) свой исполинский (3) танец,
Танцуй (4) Равель! Не унывай (5) испанец!
Вращай (6) История (7) литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О болеро (8) священный танец боя!
(Н. А. Заболоцкий)
Показать правило
Пояснение
Расставим знаки препинания.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О болеро, священный танец боя!
(Н. А. Заболоцкий)
Запятые 1 и 2; 4; 5; 6 и 7; 8 для обращений.
Междометие О от обращения по правилам не отделяется.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1245678
Вопрос 19
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я устроился (1) под деревом (2) крона (3) которого защитила меня (4) от дождя.
Пояснение
Приведем верное написание.
Я устроился под деревом, крона которого защитила меня от дождя.
В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 20
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Он хотел уверить себя (1) что никакой опасности нет (2) и что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха (3) и (4) хотя ему удавалось на короткие минуты обмануть ум ребёнка (5) но в глубине души он ясно чувствовал приближение неотвратимой трагедии.
Пояснение
Расставим знаки препинания.
Он хотел уверить себя, (1) что никакой опасности нет (2) и что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха, (3) и (4) хотя ему удавалось на короткие минуты обмануть ум ребёнка, (5) но в глубине души он ясно чувствовал приближение неотвратимой трагедии.
Запятая под номером 1 отделяет придаточное предложение от главного. Придаточные предложения: «что никакой опасности нет» и «что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха» — являются однородными, поэтому запятая между ними не ставится. Запятая под номером 3 отделяет две основы, связанные союзом И: «он хотел уверить» и «удавалось обмануть». Запятая под номером 5 отделяет две основы, связанные союзом НО: «удавалось обмануть» и «он чувствовал».
О зпт 4.
Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Белая лошадь с развевающейся гривой, прискакавшая к нам из незапамятных времён, - символ удачи и надежды. 2) Когда-то древнегреческий герой, победив жестокого царя в гонке на колеснице, в благодарность богам основал Олимпийские игры — традиция эта живёт сотни веков. 3) Одним из самых популярных сюжетов русской иконы был всадник на белом коне. 4) Говорят, что белых лошадей в природе не существует. 5) А рождение белого жеребёнка — событие крайней редкости. 6) Может, поэтому люди верят, что встретившаяся им на пути редкая белая лошадь принесёт им редкую удачу. 7) Может, поэтому наивный ребёнок и умудрённый опытом старик, молодая девушка и бесстрашный воин — все замирают при виде белогривой лошади.
Пояснение
В предложениях 1 и 5 тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём мне рассказывала музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
(17) «Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18) «За что, мальчик?» — (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, — это была моя родина.
(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (З0)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (ЗЗ)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.
(По В. Астафьеву*)
* Виктор Петрович Астафьев (1924—2001), выдающийся русский прозаик. Важнейшие темы творчества — военная и деревенская.
1) Рассказчик был сиротой.
2) В детстве эта мелодия вызывала другие чувства.
3) Это музыкальное произведение было написано на прощание с Родиной.
4) Полонез вызвал у автора желание заплакать и стать маленьким.
5) Вася-поляк знал лично композитора и автора этой мелодии.
Пояснение
Высказывание 1) подтверждается предложениями №11, №22.
Высказывание 2) подтверждается предложением №31.
Высказывание 3) подтверждается предложением №14.
Высказывание 4) противоречит предложениям №32, №33.
Высказывание 5) противоречит предложению №16.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём мне рассказывала музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
(17) «Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18) «За что, мальчик?» — (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, — это была моя родина.
(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (З0)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (ЗЗ)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.
(По В. Астафьеву*)
* Виктор Петрович Астафьев (1924—2001), выдающийся русский прозаик. Важнейшие темы творчества — военная и деревенская.
1) Предложения 17—24 содержат описание.
2) Предложения 25—28 содержат повествование.
3) В предложении 29—32 представлено рассуждение.
4) В предложениях 9—16 перечислены последовательные действия героя.
5) В предложениях 4—8 содержится повествование.
Пояснение
Ошибочно утверждение о том, что в предложениях 9—16 перечислены последовательные действия героя.
Ошибочно утверждение о том, что в предложениях 4—8 содержится повествование, тут рассуждение.
Поэтому верны оставшиеся.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 24
Из предложения 33 выпишите синоним к слову «жили, помещались»
(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём мне рассказывала музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
(17) «Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18) «За что, мальчик?» — (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, — это была моя родина.
(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (З0)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (ЗЗ)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.
(По В. Астафьеву*)
* Виктор Петрович Астафьев (1924—2001), выдающийся русский прозаик. Важнейшие темы творчества — военная и деревенская.
Для данного вопроса нет пояснения
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
ютились
Вопрос 25
Среди предложений 25-30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём мне рассказывала музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
(17) «Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18) «За что, мальчик?» — (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, — это была моя родина.
(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (З0)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (ЗЗ)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.
(По В. Астафьеву*)
* Виктор Петрович Астафьев (1924—2001), выдающийся русский прозаик. Важнейшие темы творчества — военная и деревенская.
Показать правило
Пояснение
(28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания.
«Звуки и музыка» в данном тексте синонимы; «эта» — местоимение.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос 26
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«С музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой. К этому убеждению приходит автор текста. Подтверждение этой мысли — (А)_____ («как вздох своей земли» в предложении 34). Более того, музыка пробуждает не только чувства, но стремление совершать хорошие поступки. Как доказательство — в предложении 32 используется такой троп, как (Б)_____ («не прорастала жалостью»). В тексте используется (В)_____ («восторженными» слезами — предложение 20). Придают особую эмоциональность тексту (Г)_____ (предложения 8, 23)».
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) литота
3) эпитет
4) ирония
5) метафора
6) парцелляция
7) вопросно-ответная форма изложения
8) экспрессивный повтор
9) восклицательные предложения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Показать правило
Пояснение
Заполним пропуски.
«С музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой. К этому убеждению приходит автор текста. Подтверждение этой мысли — сравнительный оборот («как вздох своей земли» в предложении 34). Более того, музыка пробуждает не только чувства, но стремление совершать хорошие поступки. Как доказательство — в предложении 32 используется такой троп, как метафора («не прорастала жалостью»). В тексте используется эпитет («восторженными» слезами — предложение 20). Придают особую эмоциональность тексту восклицательные предложения (предложения 8, 23)».
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
1 , 5 , 3 , 9
Вопрос 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём мне рассказывала музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
(17) «Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18) «За что, мальчик?» — (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, — это была моя родина.
(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (З0)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (ЗЗ)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.
(По В. Астафьеву*)
* Виктор Петрович Астафьев (1924—2001), выдающийся русский прозаик. Важнейшие темы творчества — военная и деревенская.
Показать правило
Пояснение
Основные проблемы:
Проблема роли искусства в жизни человека (на что способно истинное произведение искусства?) Что такое чувство родины?
Позиция автора:
Произведением искусства можно не только наслаждаться, оно заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию.
Чувство родины всегда с человеком, оно заставляет в особых случаях делать всё, чтобы её защитить.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос