Русский язык (Определение главной информации текста)
Результаты теста
Затрачено времени:
08:10:28
Вопрос №1
1. Что относится к глобальным экологическим проблемам?
1) проблема международного терроризма
2) сохранение большого числа неграмотных в мире
3) перенаселенность ряда стран Азии и Африки
4) загрязнение воздуха промышленными отходами
Пояснение
Глобальными проблемами называется совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.
Эти проблемы стали следствием противоречий, накапливавшихся в отношениях между человеком и природой в течение длительного времени.
К экологической проблеме относятся - истощение природных ресурсов, вырубка лесов, загрязнение воздуха, неконтролируемое потребление природных ресурсов, загрязнение планеты отходамии т.д.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №2
2. Понятия «доход», «издержки», «материальные ресурсы» характеризуют в первую очередь сферу общества
1) материальную 3) экономическую
2) социальную 4) управленческую
Пояснение
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во‑первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами пи тания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во‑вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика (она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда).
Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.
Экономика — это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №3
3. В стране Р. активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. Трудящиеся борются за свои политические и социальные права. К какому типу общества относится страна Р?
1) традиционному 3) аграрному
2) индустриальному 4) информационному
Пояснение
Для постиндустриального общества характерно:
- выдвижение на первый план сферы услуг;
- индивидуализация производства и потребления;
- увеличение удельного веса мелкосерийного производства;
- ведущая роль науки, знаний и информации;
- стирание классовых различий;
- сближение размера доходов различных групп населения;
- рост удельного веса среднего класса.
Индустриальное общество характеризуется следующими признаками:
Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения.
В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильностьзначительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходитурбанизация (рост городов). Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.
Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию.
Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.
Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз‑вития. Традиционными были все общества древности и средневековья.
Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности.
Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной.
Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, традициями, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление Божественного промысла.
Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Число образованных людей было крайне ограниченным.
В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность человека проявляется в первую очередь в его внешних данных.
Б. Формирование личности человека завершается в юности.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Пояснение
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость.
Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью.
Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №5
5. Принцип «Поступай по отношению к людям так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе» выражает требование
1) морали 3) искусства
2) науки 4) права
Пояснение
Мораль (от лат. moralitas — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нравы, обычаи, мода, поведение) — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль — это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №6
6. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Во многих странах сложилась многоуровневая система образования.
Б. Школьное образование предполагает изучение основ наук.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Пояснение
Под образованием понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию. Если такие знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о его самообразовании.
Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.
Функции образования:
1) создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы;
2)сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение.
Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №7
7. Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь
1) снижение налога на прибыль
2) увеличение размеров государственной пошлины
3) расширение финансирования образования
4) повышение зарплаты медицинским работникам
Пояснение
Государственный бюджет (от англ. budget — чемодан, мешок с деньгами) — это основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов и имеющий силу закона. Государственный бюджет страны утверждается законодательным органом власти — парламентом; в Российской Федерации — Федеральным Собранием РФ.
Типы государственного бюджета:
Дефицитный - расходы больше доходов;
Профицитный - доходы больше расходов;
Сбалансированный - доходы равны расходам.
Бюджет любого государства состоит из двух частей — доходной и расходной.
Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, которые выплачивают физические и юридические лица, а также займов и эмиссии денег, таможенных пошлин, прибыль государственных предприятий, средства от продажи государственных ценных бумаг.
Расходная часть бюджета представляет собой затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных и политико‑административных функций. В зависимости от направленности денежных потоков различают пять основных групп расходов: расходы на содержание государственного аппарата, военные расходы, расходы на социальную сферу, расходы по финансированию некоторых отраслей хозяйства, расходы по предоставлению субсидий и кредитов другим странам и обслуживанию долгов государства (внутренних и внешних).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №8
8. В командной экономике, в отличие от рыночной,
1) существует конкуренция производителей
2) труд является товаром
3) ресурсы распределяются централизованно
4) установлен налог на прибыль
Пояснение
Командно-административная экономика (Плановая, централизованная).
Признаки:
Государство распоряжается всеми хозяйственными ресурсами и организует производство товаров в соответствии с заранее принятым им планом. Над составлением этого плана работает огромный бюрократический аппарат.
Государство является собственником всех средств производства.
Управление экономикой осуществляется при помощи командно-административных методов (приказы, контроль, наказание, поощрение).
Самостоятельность товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции, отсутствует, поскольку такого рода решения принимаются центральными государственными органами. Цены также назначаются государством и не зависят от наличия или отсутствия спроса и предложения на тот или иной вид товара. Фактически имеет место диктат производителя над потребителем.
Большая часть прибыли, получаемой предприятием, уходит в государственный бюджет, а каждый работник, занятый на производстве, получает строго фиксированную сумму заработной платы. Экономическое положение производителей при данной системе мало зависит от их инициативы и предприимчивости, они теряют стимулы к эффективной работе. Негибкость командной системы приводит к застою экономики и дефициту потребительских товаров на прилавках.
Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах:
- свободного предпринимательства,
- многообразия форм собственности на средства производства,
- рыночного ценообразования,
- договорных отношений между хозяйствующими субъектами,
- ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность,
- интенсивных товарно-денежных отношений.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №9
9. Фирма повысила цены на производимые ею телевизоры, так как для улучшения их качества она закупила и использовала новые технологические линии. Эта ситуация непосредственно иллюстрирует
1) технический прогресс
2) рост инфляции
3) падение спроса
4) монополизацию экономики
Пояснение
Закурка новых технологий свидетельствует о техническом прогрессе.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №10
10. Верны ли следующие суждения о механизмах регулирования в условиях рынка?
А. Одним из главных регуляторов рыночной экономики является соотношение спроса и предложения.
Б. В условиях рынка на цену товара влияет его качество.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Пояснение
Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах:
- свободного предпринимательства,
- многообразия форм собственности на средства производства,
- рыночного ценообразования,
- договорных отношений между хозяйствующими субъектами,
- ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность,
- интенсивных товарно-денежных отношений.
Спрос - это зависимость между ценой и количеством товара, который покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.
Предложение - это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого времени.
Рыночная экономика основывается на спросе и предложении.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №11
11. Офицеры, учителя, горняки составляют группы
1) сословные 3) региональные
2) этнические 4) профессиональные
Пояснение
Профессиональные группы - разделение общества по профессиям (офицеры, учителя, горняки).
Сословные группы - разделение общества по сословиям (дворянство, духовенство, крестьянство, купечество). В современном мире сословная структура общества практически не встречается.
Этнические группы - разделение общества по нациям и народностям (русские, татары).
Региональные группы - разделение по регионам (сибиряки, южане).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №12
12. К малой неформальной группе относится
1) коллектив школы
2) компания друзей
3) пассажиры авиарейса
4) сотрудники торгового предприятия
Пояснение
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Признаки:
- наличие внутренней организации;
- общая (групповая) цель деятельности;
- групповые формы социального контроля;
- образцы (модели) групповой деятельности;
- интенсивные групповые взаимодействия;
- чувство групповой принадлежности или членства;
- ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие;
- ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.
Формальные группы - это группы, возникающие по инициативе администрации и входят определенным подразделением в организационной структуры и штатного расписания предприятия.
Неформальные группы - это свободно образованные малые социальные группы людей, которые вступают в постоянное взаимодействие для достижения личных целей
Неформальные группы создаются не руководством путем распоряжений и формальных постановлений, а членами организации в зависимости от их взаимных симпатий, общих интересов, одинаковых привязанностей и такое и другой.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №13
13. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклоняющееся поведение проявляется в отступлении от общепринятых норм социальной жизни.
Б. Государство должно вести борьбу со всеми проявлениями отклоняющегося поведения.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Пояснение
Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям.
Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам.
Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями.
Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое название — деликвентное (буквально — преступное) поведение.
Таким образом, государство не должно бороться с любыми проявлениями девиантного поведения, а только с деликвентным.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №14
14. Что является формой непосредственного народовластия?
1) выборы 3) референдум
2) многопартийность 4) парламентаризм
Пояснение
Референдум — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способовучастия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №15
15. Согласно Конституции РФ депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В этом проявляется избирательное право
1) косвенное 3) равное
2) активное 4) пассивное
Пояснение
Избирательным правом называются принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов. Избирательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное право может быть ограничено цензами. Цензы бывают возрастные, образовательные, национальные, расовые, имущественные, сословные и оседлости (ограничение избирательного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе).
В демократических государствах выборы проводятся на основе так называемой «четырехчленки», характеризуемой всеобщим, прямым, равным избирательным правом при тайном голосовании.
Активное избирательное право - право избирать.
Пассивное избирательное право - право быть избранным.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №16
16. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.
Б. Признаком любого государства является разделение властей.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Пояснение
Один из признаков любого государства, независимо от политического режима, - суверенитет (независимость).
Разделение властей имеет место не в любых государствах, а только в демократических правовых.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №17
17. Что относится к отличительным признакам правового государства?
1) наличие суверенитета
2) деятельность правоохранительных органов
3) налогообложение граждан
4) верховенство закона
Пояснение
Правовое государство - государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.
Правовое государство характеризуют следующие признаки:
1. Верховенство закона, «связанность» государства законом — все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми, т. е.:
а) максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;
б) приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом;
в) приниматься в соответствии с законно установленной процедурой;
г) не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные подзаконные нормативно‑правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их.
2. Соблюдение и охрана прав и свобод человека — государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.
3. Последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти.
4. Взаимная ответственность государства и гражданина — за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, невзирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №18
18. Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации?
1) разработка и принятие законов
2) решение вопросов войны и мира
3) управление федеральной собственностью
4) введение чрезвычайного положения
Пояснение
Правительство Российской Федерации — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть вРоссии.
На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:
- разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
- обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- осуществляет управление федеральной собственностью;
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №19
19. Гражданин решил завещать внуку свою квартиру. Куда ему следует обратиться?
1) в органы внутренних дел
2) к адвокату
3) к мировому судье
4) к нотариусу
Пояснение
Нотариус (лат. notarius — писарь, секретарь) — лицо, специально уполномоченное на совершение нотариальных действий, среди которых свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах, свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, а также некоторые другие действия, нормы которых отличаются друг от друга в различных странах.
Полномочия нотариуса:
1) удостоверяют сделки, в том числе доверенности, завещания, договоры (купли-продажи, мены, залога движимого и недвижимого имущества, другие виды договоров);
2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
3) налагают и снимают запрещения отчуждения имущества (данное действие на практике не совершается, поскольку в случае спора арест на имущество накладывается в судебном порядке);
4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;
6) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
10) удостоверяют время предъявления документов;
11) передают заявления и (или) иные документы физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
13) совершают исполнительные надписи;
14) совершают протесты векселей;
15) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;
16) принимают на хранение документы;
17) совершают морские протесты;
18) обеспечивают доказательства;
19) удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
20) регистрируют уведомления о залоге движимого имущества;
21) выдают выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;
22) выдают дубликаты нотариальных свидетельств, исполнительных надписей и дубликаты документов, выражающих содержание нотариально удостоверенных сделок;
23) удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;
24) удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу;
25) представляют документы на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
26) удостоверяют тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;
27) выдают свидетельства о праве на наследство;
28) принимают меры по охране наследственного имущества;
29) удостоверяют решения органов управления юридических лиц.
30) представляют документы на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с 1 января 2016 года).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №20
20. Верны ли следующие суждения о Президенте Российской Федерации?
А. Президент Российской Федерации является главой государства.
Б. Президент Российской Федерации избирается всенародным голосованием.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Пояснение
Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность.
На основании четвёртой главы Конституции президент России осуществляет следующие полномочия:
- назначает, с одобрения Государственной думы, председателя Правительства Российской Федерации;
- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
- принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
- представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;
- по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;
- представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;
- формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
- утверждает военную доктрину Российской Федерации;
- формирует администрацию президента Российской Федерации;
- назначает и освобождает полномочных представителей президента Российской Федерации;
- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
- назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствии с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;
- назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;
- распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
- назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
- вносит законопроекты в Государственную думу;
- подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию;
- обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства[19][20];
- Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
- Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- Президент Российской Федерации издаёт указы и распоряжения;
- Президент Российской Федерации может отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
- осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
- ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
- подписывает ратификационные грамоты;
- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей;
- в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе;
- решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
- награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
- осуществляет помилование.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №21
21. Анализируя на семинаре правовой случай, студенты юридического факультета разошлись во мнениях о том, нормы гражданского или трудового права следует применить в данном случае. Сравните нормы, указанные в условии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. Гражданское или трудовое право
1) регулирует имущественные отношения граждан
2) является отраслью права
3) выражает установленные государством нормы
4) определяет правила взаимодействия работника и работодателя
Черты сходства
|
Черты отличия
|
|
|
|
|
Пояснение
Гражданское право — это отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Имущественными отношениями называют отношения, возникающие между людьми по поводу материальных благ. Личные неимущественные отношения — это не имеющие экономического содержания отношения между людьми по поводу нематериальных благ.
Трудовое право — отрасль российского права, регулирующая трудовые отношения работников с работодателем, возникшие на основе трудового договора, а также тесно связанные с ними другие отношения в сфере применения труда работников.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №22
22. Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИЗНАК ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ
А) точность и достоверность знаний 1) искусство
Б) использование художественных образов 2) наука
В) воспитание эстетического вкуса
Г) направленность на поиск объективной истины
Пояснение
Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой, деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.
Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.
Наука - теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно‑логической форме и основанные на данных научных исследований. Наука существует для поиска объективной истины.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №23
23. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Социологические опросы показывают, что люди все реже читают книги. (Б) Это отрицательно влияет на общий кругозор и интеллектуальное развитие человека. (В) В перспективе доля образованных людей может значительно снизиться.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Для данного вопроса нет пояснения
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №24
24. В стране Z. социологи опросили 20-летних жителей. Им задали вопрос: «Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?» Через 20 лет тем же опрошенным было предложено снова ответить на этот вопрос. Результаты опросов (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.
Факторы, влияющие
|
20-
|
40-
|
на формирование личности
|
летние
|
летние
|
Наследственность
|
15
|
15
|
Семья, родственники
|
25
|
30
|
Друзья
|
25
|
15
|
Школа
|
20
|
25
|
Средства массовой информации
|
15
|
15
|
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Равные доли 20-летних к основным факторам относят наследственность и СМИ.
2) 40-летние выше оценивают роль друзей в формировании личности, чем 20-летние.
3) Доля тех, кто считает СМИ фактором формирования личности, не меняется с возрастом.
4) Пятая часть 20-летних выделяет школу как фактор воздействия на формирование личности.
5) Оценки роли семьи с возрастом снижаются.
Для данного вопроса нет пояснения
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. В стране Z. социологи опросили 20-летних жителей. Им задали вопрос: «Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?» Через 20 лет тем же опрошенным было предложено снова ответить на этот вопрос. Результаты опросов (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.
Факторы, влияющие
|
20-
|
40-
|
на формирование личности
|
летние
|
летние
|
Наследственность
|
15
|
15
|
Семья, родственники
|
25
|
30
|
Друзья
|
25
|
15
|
Школа
|
20
|
25
|
Средства массовой информации
|
15
|
15
|
Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Значение семейных ценностей в стране Z. снижается.
2) Люди среднего возраста в этой стране менее восприимчивы к воздействию СМИ.
3) С возрастом происходит переоценка влияния отдельных факторов на формирование личности.
4) Взгляды большинства жителей данной страны основываются на научных представлениях о мире и человеке.
5) По мере взросления люди полнее осознают роль школы в формировании своей личности.
Для данного вопроса нет пояснения
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №26
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Если ответ правильный, то введите знак "+" в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак "-".
Социальная структура
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.
Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю,то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработанной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).
Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 году таких было всего 5%, а в конце 1980-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.
Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
Э. Гидденс
Пояснение
Могут быть выделены следующие смысловые части:
1) критерии классового деления;
2) классовый состав современного западного общества:
а) высший класс;
б) средний класс;
в) рабочий класс;
г) низший класс;
3) стираются ли классовые различия.
Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №27
27. Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие.
Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Если ответ правильный, то введите знак "+" в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак "-".
Социальная структура
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.
Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю,то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработанной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).
Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 году таких было всего 5%, а в конце 1980-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.
Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
Э. Гидденс
Пояснение
В правильном ответе должны быть указаны следующие составляющие богатства:
1) недвижимость;
2) сбережения;
3) акции.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №28
28. Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.
Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Если ответ правильный, то введите знак "+" в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак "-".
Социальная структура
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.
Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю,то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработанной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).
Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 году таких было всего 5%, а в конце 1980-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.
Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
Э. Гидденс
Пояснение
В ответе могут быть названы следующие группы:
1) представители мелкого бизнеса;
2) представители среднего бизнеса;
3) специалисты высокого уровня;
4) служащие.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №29
29. Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя, помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.
Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Если ответ правильный, то введите знак "+" в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак "-".
Социальная структура
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.
Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю,то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработанной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).
Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 году таких было всего 5%, а в конце 1980-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.
Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
Э. Гидденс
Пояснение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указаны другие показатели социального положения человека, например: профессия; образование; престиж; образ жизни; власть;
2) приведен пример представителей двух профессиональных групп, близких по доходам, но различных по другим показателям:
— рабочие в нефтегазовой области и банковские служащие;
— владельцы предприятий и управляющие в крупных компаниях.
Может быть приведен другой пример.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №30
30. Михаил Н. трудится наладчиком станков на автозаводе. Его заработок превышает доходы некоторых служащих этого предприятия. Можно ли отнести его, с точки зрения автора приведенного текста, к среднему классу? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.
Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Если ответ правильный, то введите знак "+" в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак "-".
Социальная структура
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.
Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю,то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработанной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).
Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 году таких было всего 5%, а в конце 1980-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.
Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
Э. Гидденс
Пояснение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) отрицательный ответ на поставленный вопрос;
2) фрагмент текста: «Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом».
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №31
31. В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы с таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.
Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Если ответ правильный, то введите знак "+" в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак "-".
Социальная структура
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.
Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю,то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработанной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).
Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 году таких было всего 5%, а в конце 1980-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.
Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
Э. Гидденс
Пояснение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с при-веденным выводом;
2) приведены два аргумента (объяснения), например:
в случае согласия может быть указано, что
— уровень жизни рабочего класса в экономически развитых странах в XX столетии существенно возрос;
— наблюдается тенденция к более равномерному распределению богатства: об этом говорят приведенные в тексте данные о рос¬те числа владельцев акций
в случае несогласия с приведенным выводом может быть указано, что
— разрыв в доходах и богатстве высших и низших классов остается очень большим;
— преимущественный доступ к власти и управлению по-прежнему имеют представители высших классов.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос