Русский язык (Определение главной информации текста)
Результаты теста
Затрачено времени:
10:51:52
Вопрос №1
1. Совокупность взаимосвязанных сфер общественной жизни характеризует общество как
1) неотъемлемую часть природы
2) целостную систему
3) объект научного познания
4) материальный мир
Пояснение
ОБЩЕСТВО - в широком смысле - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.
ОБЩЕСТВО - в узком смысле - : 1) группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности; 2) конкретный этап в историческом развитии народа или страны.
Сферы общества:
- политическая,
- экономическая,
- духовная,
- социальная
Все сферы взаимосвязанны, и не могут существовать одна без другой. Это и называется целостной системой.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №2
2. Рациональное познание, в отличие от чувственного, предполагает такую операцию, как
1) обобщение полученных данных
2) выявление пространственного расположения объектов
3) отображение величины предмета
4) определение цвета предмета
Пояснение
Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Существуют две ступени познавательной деятельности: чувственное и рациональное познание.
На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;
б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;
в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум). На этом этапе познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.
Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.
В процессе обобщения человек опирается на мышление, а значит это будет относится к рациональной ступени познания.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №3
3. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Понятие «индивид» относится к природным качествам человека.
Б. Понятие «индивидуальность» объединяет природные, психические и социальные качества человека.
- 1) верно только А
- 2) верно только Б
- 3) верны оба суждения
- 4) оба суждения неверны
Пояснение
Индивид — отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных качеств.
Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.
Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведённых оснований могли стать причиной такой профессиональной оценки? Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) теорию разработали любители
2) теория не подтверждается практикой
3) выводы разработчиков нелогичны
4) теория опровергает принятые в науке представления
5) основные положения теории не обоснованны
6) разработчики теории рассматривают участие сверхъестественных сил
Пояснение
Научное познание - это особый вид познавательной деятельности,направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний,процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания.
Особенности научного познания:
Во-первых, основная его задача — обнаружение и объяснение объективных законов действительности — природных, социальных и мышления. Отсюда ориентация исследования на общие, существенные свойства объекта и их выражение в системе абстракции.
Во-вторых, непосредственная цель и высшая ценность научного познания — это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.
В-третьих, в большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.
В-четвертых, наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем.
В-пятых, научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.
В-шестых, научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений.
В-седьмых, научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.
В-восьмых, научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический, которые тесно связаны между собой.
В-девятых, область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №5
5. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство?
1) производство продуктов для здорового питания
2) объяснение факторов, влияющих на снижение курса национальной валюты
3) исследование причин экономической стагнации
4) разработка перспективных моделей развития сферы услуг
Пояснение
Экономика — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Экономика — как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.
Экономика — как наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №6
6. Какова одна из целей налоговой политики государства в условиях рынка?
1) повышение зарплаты работников
2) защита экономических интересов предприятий
3) обеспечение непрерывного роста производства
4) перераспределение части доходов в пользу малообеспеченных слоёв населения
Пояснение
Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Принципы налоговой политики:
- Принцип налоговой политики «адекватность поступлений в бюджет» это: налоговые поступления должны быть достаточными для необходимого обеспечения государственных расходов, при этом не подавляя предпринимательской активности.
- Принцип налоговой политики «поощрение, сбережение и инвестиции» это: налоговая политика не должна препятствовать росту сбережений и инвестиций.
- Принцип налоговой политики «налоговая справедливость» это: имеет горизонтальные и вертикальные аспекты, при этом горизонтальные аспекты означают одинаковость действия закона для всех налогоплательщиков, а вертикально означает возможность учета различий для отдельных участников.
- Принцип налоговой политики «низкие налоговые ставки» это: размеры налоговых ставок оказывают влияния на негативное воздействие со стороны налогоплательщика.
- Принцип налоговой политики «доходчивость и простата налоговых законов» это: задача считается наиболее важной по причине возможности усиления доверия со стороны налогоплательщика.
- Принцип перераспределения части доходов.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №7
7. На рисунке отражены изменения предложения моркови и лука на соответствующем рынке (линия предложения S переместилась в новое положение S1). (Р — цена товара, Q — количество товара.)
Это перемещение может быть связано с (со)
1) увеличением доходов производителей моркови и лука
2) гибелью урожая в результате неблагоприятных погодных условий
3) уменьшением платы за аренду земельных участков
4) снижением цен на дизельное топливо и бензин
Пояснение
Предложение моркови и лука снизилось, это может быть связано с гибелью урожая.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №8
8. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Одним из основных элементов рыночного механизма является конкуренция
Б. Рыночная система использует метод централизованного планирования экономического роста.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Пояснение
Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах:
- свободного предпринимательства,
- многообразия форм собственности на средства производства,
- рыночного ценообразования,
- договорных отношений между хозяйствующими субъектами,
- ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность,
- интенсивных товарно-денежных отношений.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №9
9. Людмила Анатольевна вкладывает свои сбережения в покупку ценных бумаг различных предприятий. Найдите в перечне ценные бумаги, которые она может приобрести, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, и укажите цифры, под которыми они указаны.
1) банкноты
2) купюры
3) облигации
4) акции
5) инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда
6) договор о страховании имущества
Пояснение
Ценная бумага — документ, удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский Кодекс РФ также определяет, что с передачей ценной бумаги все указанные ею права переходят в совокупности.
К ценным бумагам относятся:
- акция;
- облигация;
- вексель;
- банковские сертификаты;
- коносамент;
- чек;
- варрант;
- депозитный сертификат;
- сберегательный сертификат
- закладная
- трастовый сертификат
- и др.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №10
10. Молодёжь как социальную группу отличает(-ют)
1) общность быта
2) единство политических взглядов
3) однородность, отсутствие дифференциации
4) сходные черты сознания и поведения
Пояснение
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Признаки:
- наличие внутренней организации;
- общая (групповая) цель деятельности;
- групповые формы социального контроля;
- сходные черты сознания и поведения;
- образцы (модели) групповой деятельности;
- интенсивные групповые взаимодействия;
- чувство групповой принадлежности или членства;
- ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие;
- ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №11
11. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А. Социальные роли определяют социальный статус человека.
Б. Исполнение социальной роли зависит от личностных качеств человека.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Пояснение
Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.
Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определённый статус. Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль - на поведение, присущее этому статусу.
Это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус».
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №12
12.В стране Z был проведён опрос 17-летних юношей и девушек о том, какой способ поведения в социальном конфликте они считают наиболее эффективным. Полученные результаты (и % от числа отвечавших) представлены в виде гистограммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе полученной в ходе опроса информации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для юношей более характерно отстаивание своих интересов.
2) Треть опрошенных обеих групп выбирают уступку.
3) Уход из ситуации более популярен среди девушек, чем среди юношей.
4) Среди юношей поиск компромисса менее популярен, чем уступка.
5) Среди девушек отстаивание своих интересов не так популярно, как поиск компромисса.
Для данного вопроса нет пояснения
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №13
13. Функцией государства является
1) разделение властей
2) суверенитет
3) поддержание общественного порядка
4) наличие государственного аппарата
Пояснение
Государство — это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.
Внутренние функции государства:
- Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
- Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
- Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
- Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
- Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
- Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
- Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
- Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
Внешние функции государства:
- Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
- Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности,суверенитета и безопасности государства.
- Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
- Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №14
14. Что свойственно любой политической партии?
1) значительное число сторонников
2) наличие центральной и местных организаций
3) единство политических взглядов
4) значительные финансовые ресурсы
Пояснение
Политическая партия — это специализированная, организационно‑упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.
Признаки партии: наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегии партии; наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; наличие руководящих органов и партийных функционеров; наличие организационной структуры в центре и разветвленной сети первичных местных организаций; участие в борьбе за политическую власть; фиксированное членство (хотя это и не является обязательным признаком).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №15
15. Верны ли следующие суждения о Президенте РФ?
А. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами РФ.
Б. Президент РФ является главой Правительства.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Пояснение
Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность.
Президент России является главой государства.
На основании четвёртой главы Конституции президент России осуществляет следующие полномочия:
- назначает, с одобрения Государственной думы, председателя Правительства Российской Федерации;
- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
- принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
- представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;
- по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;
- представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;
- формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
- утверждает военную доктрину Российской Федерации;
- формирует администрацию президента Российской Федерации;
- назначает и освобождает полномочных представителей президента Российской Федерации;
- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
- назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствии с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;
- назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;
- распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
- назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
- вносит законопроекты в Государственную думу;
- подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию;
- обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
- Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
- Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- Президент Российской Федерации издаёт указы и распоряжения;
- Президент Российской Федерации может отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
- осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
- ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
- подписывает ратификационные грамоты;
- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей;
- в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе;
- решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
- награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
- осуществляет помилование.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №16
16. Государство Z включает в себя несколько субъектов, обладающих определённой самостоятельностью; регулярно проходят всеобщие равные прямые на основе тайного голосования выборы главы государства и парламента. В стране представлен широкий спектр политических идеологий, права и свободы граждан гарантированы законом. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства и укажите цифры, под которыми они указаны.
1) монархия
2) республика
3) федеративное государство
4) демократическое государство
5) тоталитарное государство
6) унитарное государство
Пояснение
"Государство Z включает в себя несколько субъектов, обладающих определённой самостоятельностью" - федеративное устройство;
"регулярно проходят всеобщие равные прямые на основе тайного голосования выборы главы государства и парламента" - республика;
"В стране представлен широкий спектр политических идеологий, права и свободы граждан гарантированы законом" - демократический режим.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №17
17. Нормативный правовой акт, в отличие от других источников (форм) права,
1) принимается компетентным государственным органом
2) обеспечивается принудительной силой государства
3) отражает представление общества о справедливости
4) фиксирует решение суда по конкретному делу
Пояснение
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применения.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №18
18. Согласно Гражданскому кодексу РФ, объектом имущественных гражданских правоотношений являются вещи. Вещи могут быть делимыми и неделимыми. К группе делимых вещей относят
1) автомобиль
2) телевизор
3) компьютер
4) квартиру
Пояснение
Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и не связанные с ними личные неимущественные отношения.
Неделимая вещь — объект вещного права; вещь, раздел которой невозможен без изменения её назначения.
Любая вещь в процессе раздела может сохранять, или не сохранять свое первоначальное назначение. Так, к примеру, автомобиль можно физически разделить на двигатель, кузов и другие детали, однако после этого каждая отдельно взятая деталь не сможет исполнять первоначальное назначение автомобиля, как транспортного средства.
Делимой считается вещь, которая разделяется в натуре так, что любая из ставших самостоятельнымичастей может быть использована по прежнему назначению, т.е. выполнять ту же функцию, что и вещь вцелом (например, соответствующая часть жилого дома или отдельное изолированное жилое помещение в квартире).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №19
19. Верны ли следующие суждения о защите права граждан на благоприятную окружающую среду?
Граждане РФ могут защитить своё право на благоприятную окружающую среду,
А. создавая общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие природоохранную деятельность.
Б. выдвигая требования об экологической экспертизе различных проектов и участвуя в её проведении.
1) верно только А 3)верны оба суждения
2) верно только Б 4)оба суждения неверны
Пояснение
Право на благоприятную окружающую среду - одно из основных естественных прав человека. Это право, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, - право, данное самой природой.
Определение понятия "благоприятная окружающая среда" дано в Федеральном законе "Об охране окружающей среды": благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №20
20. Граждане РФ Марина и Михаил решили заключить брачный договор. Какие условия необходимы для вступления брачного договора в силу? Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) нотариальное удостоверение
2) письменная форма договора
3) регулирование личных неимущественных отношений
4) государственная регистрация брака
5) указание срока действия брачного договора
6) наличие общих несовершеннолетних детей
Пояснение
Брачный договор — соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.
Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации брака, так и в любое время в период брака. В зависимости от того, кем – лицами, собирающимися вступить в брак, или супругами – заключается брачный договор, определяется момент вступления этого договора в законную силу.
В случае, когда заключение брачного договора предшествует регистрации брака, договор вступает в силу только с момента регистрации брака. До тех пор, пока брак не будет зарегистрирован, брачный договор не вступит в силу. В случае, когда брачный договор, заключен после регистрации брака – в любое время в период брака – он вступает в силу с момента его заключения.
Следует отметить, что заключение брачного договора не является условием, необходимым для регистрации брака, и вопрос о заключении брачного договора или отказа от его заключения супруги или лица, вступающие в брак, решают свободно и самостоятельно, поскольку это является их правом, а не обязанностью. В то же время обязательно соблюдение требования о том, что в брачном договоре должна быть выражена общая воля лиц, как вступающих в брак, так и лиц, являющимися уже супругами, то есть их единое волеизъявление.
При заключении брачного договора следует помнить о том, какие условия не могут быть включены в него:
- Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения супругов. Такой запрет прежде всего связан с тем, что принудительное использование условий договора, регулирующих эти отношения, практически невозможно.
- Брачный договор не может касаться личных прав и обязанностей супругов в отношении их детей.
- Брачный договор не может ограничивать правоспособность и дееспособность супругов, их права обращаться в суд за защитой. Этот запрет означает, что в брачном договоре не может содержаться положений, запрещающих супругам обращаться в суд с иском об изменении, расторжении или признании недействительным брачного договора, заниматься предпринимательской деятельностью, получать доходы, завещать, принимать наследство и т.д.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №21
21. Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) право на неприкосновенность частной жизни
2) право на труд в нормальных условиях
3) право на тайну переписки, телефонных переговоров
4) свобода совести
5) свобода предпринимательской деятельности
6) право на отдых
Пояснение
ГРАЖДАНСКИЕ (ЛИЧНЫЕ) ПРАВА И СВОБОДЫ — неотчуждаемые, естественные права человека, отражающие ценность жизни человека, его достоинство и неприкосновенность.
К числу г.п. и с. Конституция РФ относит:
право на жизнь;
на охрану достоинства личности государством;
на свободу и личную неприкосновенность;
на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени;
на свободное определение и указание своей национальности;
право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства;
свободу совести, вероисповедания;
свободу мысли и слова;
на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №22
22. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПРОЦЕСС
|
ПОДСУДНЫЕ ДЕЛА
|
Уголовный
|
Изобличение преступников, предание их суду, назначение наказания
|
...
|
Исковые дела по спорам, возникающим из семейных правоотношений
|
Пояснение
Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и не связанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости оценки, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон, в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений.
Гражданский процесс (гражданское судопроизводство) — урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства, связанная с рассмотрением и разрешением по существу спорных и бесспорных гражданских дел, а также деятельность органов принудительного исполнения судебных актов, принятых в результате такого рассмотрения и разрешения.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Правильный ответ:
гражданский
Вопрос №23
23. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленного ниже ряда, и укажте цифру, под которой оно указано.
1) поощрение; 2) санкция; 3) наказание; 4) премирование; 5) увольнение.
Пояснение
Социальный контроль — механизм поддержания социального порядка, следования определенным образам поведения, социальным нормам.
К мерам социального контроля относятся: поощрение, наказание, социальные санкции (позитивные и негативные; формальные и неформальные). Данные меры поддерживают социальные нормы.
Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций, оформленное документами с подписями и печатями (грамоты, повышение в должности, присвоение внеочередного звания, присвоение ученой степени) .
Формальные негативные санкции: наказания, предусмотренные законами, инструкциями, указами и прочее.
Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: комплимент, улыбка, слава, аплодисменты и т. д.
Неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные законами — издевка, порицание, нотация, пренебрежение, распускание слухов, бойкот, клевета и т. п.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №24
24. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятия « политический институт»
1) политические партии; 2) общественные движения; 3) семья; 4) гражданское общество; 5) избирательная система; 6) бизнес.
Пояснение
Политические институты — это учреждения или система учреждений, организующих и обслуживающих процесс осуществления политической власти, обеспечивающих ее установление и поддержание, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Такими институтами являются государство, политические партии и политизированные общественные движения.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
А) в стране F производители соревнуются за наиболее 1) традиционная
выгодные условия производства и продажи товаров 2) командная (плановая)
Б) в стране С в условиях свободы предпринимательства 3) рыночная
у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг
В) единственным производителем и продавцом товаров и
услуг в стране G является государство,
частное предпринимательство находится под запретом
Г) в стране А государство централизованно распределяет
факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг
Д) основа экономики страны Z — сельское хозяйство, земля принадлежит
родовым общинам и ими обрабатывается
Пояснение
Традиционная экономическая система (аграрная) - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении, а в основе решения вопросов «что, как и для кого» лежат традиции, передающиеся от поколения к поколению. В экономической жизни прежде всего ценится преемственность, придающая традиционной системе определенную устойчивость и стабильность. Господствует натуральное сельское хозяйство, товарно-денежные отношения развиты слабо, развит бартер (обмен), преобладает экстенсивный тип экономического роста.
Однако налицо и недостатки данного способа хозяйствования — отсутствие технического прогресса, слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура, ограниченность числа производимых благ.
Командно-административная экономика (Плановая, централизованная).
Признаки:
Государство распоряжается всеми хозяйственными ресурсами и организует производство товаров в соответствии с заранее принятым им планом. Над составлением этого плана работает огромный бюрократический аппарат.
Государство является собственником всех средств производства.
Управление экономикой осуществляется при помощи командно-административных методов (приказы, контроль, наказание, поощрение).
Самостоятельность товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции, отсутствует, поскольку такого рода решения принимаются центральными государственными органами. Цены также назначаются государством и не зависят от наличия или отсутствия спроса и предложения на тот или иной вид товара. Фактически имеет место диктат производителя над потребителем.
Большая часть прибыли, получаемой предприятием, уходит в государственный бюджет, а каждый работник, занятый на производстве, получает строго фиксированную сумму заработной платы. Экономическое положение производителей при данной системе мало зависит от их инициативы и предприимчивости, они теряют стимулы к эффективной работе. Негибкость командной системы приводит к застою экономики и дефициту потребительских товаров на прилавках.
Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах:
- свободного предпринимательства,
- многообразия форм собственности на средства производства,
- рыночного ценообразования,
- договорных отношений между хозяйствующими субъектами,
- ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность,
- интенсивных товарно-денежных отношений.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №26
26. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Общественный прогресс — объективная тенденция развития человечества, связанная с совершенствованием форм, способов и условий общественной жизни. (Б) Среди учёных нет единой оценки форм и критериев общественного прогресса. (В) Одни выдвигают в качестве критерия развития производственную сферу, другие — развитие науки, третьи — улучшение качества и продолжительности жизни человека. (Г) Наиболее предпочтительным является критерий социального самочувствия человека. (Д) Несомненно также сочетание эволюционных и революционных тенденций в общественном развитии.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Для данного вопроса нет пояснения
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №27
27. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мировоззрение — это совокупность представлений, ___(А) и взглядов на мир и место человека в этом мире. Оно определяет принципы поведения и ___(Б) человека, формирует его идеалы, моральные нормы, политические ориентации. Мировоззрение — это основной ___(В), мерило мыслей и поступков человека. В структуре мировоззрения выделяют два уровня. Конкретно-образный уровень соответствует ___(Г). Это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения. Рациональный уровень связан с наличием у человека ___(Д), источником которого является рассудок и разум. На этом уровне формируется ___(Е). Это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
- 1) миропонимание
- 2) врождённые инстинкты
- 3) понятийное мышление
- 4) чувственное постижение
- 5) представление
- 6) критерий
- 7) оценка
- 8) суждение
- 9) деятельность
Для данного вопроса нет пояснения
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №28
28. Назовите любые четыре фактора органического развития человека, выделенные автором.
Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Если ответ правильный, то введите знак "+" в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак "-".
На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учебной — трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т.д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы) <...>
Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-
типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.
(Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания)
Пояснение
К факторам органического развития автор относит:
1) образ жизни формирующегося человека;
2) способы его деятельности — игровой, спортивной, учебной;
3) трудовое и общественное поведение;
4) гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования;
5) наличие или отсутствие стрессоров;
6) умственную деятельность;
7) социальную активность;
8) труд и творчество.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №29
29. Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? Укажите три возможные их роли.
Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Если ответ правильный, то введите знак "+" в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак "-".
На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учебной — трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т.д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы) <...>
Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-
типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.
(Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания)
Пояснение
Ответ должен содержать указание на то, что выделенные факторы могут играть роль
1) стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания),
2) стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы),
3) катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №30
30. Автор различает возрастную и индивидуальную изменчивость растущего человека. Найдите в тексте три авторских примера индивидуальной изменчивости.
Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Если ответ правильный, то введите знак "+" в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак "-".
На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учебной — трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т.д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы) <...>
Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.
(Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания)
Пояснение
В качестве примеров индивидуальной изменчивости автор называет:
1) характерологические особенности;
2) специальные способности;
3) индивидуальный уровень общей одаренности.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №31
31. Опираясь на изученный курс и собственный социальный опыт, приведите по два примера каждого из выделенных автором видов изменчивости.
Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Если ответ правильный, то введите знак "+" в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак "-".
На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учебной — трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т.д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы) <...>
Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-
типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.
(Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания)
Пояснение
В качестве примеров возрастной изменчивости могут быть названы соответствующие возрастным нормам:
1) половое созревание;
2) увеличение роста и веса тела;
3) интеллектуальное развитие.
В качестве примеров индивидуальной изменчивости могут быть названы
1) появление признаков сходства с матерью или отцом;
2) появление новых интересов и склонностей;
3) степень коммуникативности.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №32
32. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономические ресурсы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию о видах экономических ресурсов, и другое предложение, содержащее информацию о доступности экономических ресурсов.
Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Если ответ правильный, то введите знак "+" в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак "-".
Пояснение
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
смысл понятия, например: «Экономические ресурсы производства — это те факторы, с помощью которых в процессе производства создаются товары и услуги»;
(Может быть дано другое, близкое по значению определение.)
2) одно предложение, содержащее информацию о видах экономических ресурсов, например: «Одним из важнейших экономических ресурсов является труд»;
3) одно предложение, содержащее информацию о доступности экономических ресурсов, например: «Большинство экономических ресурсов ограниченно».
(Могут быть составлены любые другие предложения.)
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №33
33. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.
Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Если ответ правильный, то введите знак "+" в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак "-".
Пояснение
В ответе могут быть приведены следующие примеры:
1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе;
2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств;
3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №34
34. Гражданин А., находясь в разводе со своей женой, платил алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Когда сыну исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о материальной помощи, поскольку он потерял трудоспособность по инвалидности. Сын отказался оказывать помощь отцу, мотивируя это тем, что отец находился в разводе с его матерью и не принимал непосредственного участия в его воспитании. Отец подал в суд. Должен ли в этом случае сын оказывать отцу материальную помощь? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Если ответ правильный, то введите знак "+" в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак "-".
Пояснение
Должен быть дан следующий ответ:
Сын обязан оказывать отцу материальную помощь.
Приведены два аргумента:
— согласно Конституции РФ взрослые дети должны оказывать материальную поддержку своим нетрудоспособным родителям;
— несмотря на то, что отец не принимал непосредственного участия в воспитании сына, он не уклонялся от оказания ему материальной помощи до достижения совершеннолетия;
— согласно Семейному кодексу суд может взыскать с сына алименты в пользу нетрудоспособного отца;
— Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность детей, уклоняющихся от оказания материальной помощи нетрудоспособным родителям.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №35
35.Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политическое поведение». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Если ответ правильный, то введите знак "+" в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак "-".
Пояснение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Многообразие форм политического поведения.
2) Формы и виды политического поведения:
а) традиционные;
б) инновационные;
в) выборы — массовая форма политического участия (электоральное поведение).
3) Нормативные и отклоняющиеся формы политического поведения:
а) нормативные;
б) протестные;
в) экстремальные.
4) Регулирование политического поведения и его особенности.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №36
36. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, в форме мини-сочинения обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
-
36.1. Философия «Наши взгляды, как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим» (А. Поп).
-
36.2. Экономика «В коем царстве люди богаты, то и царство то бога то, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно быть богатому» (И. Посошков).
-
36.3. Социология, социальная психология «Свобода есть право на неравенство» (Н.А. Бердяев).
-
36.4. Политология «Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности» (Г.Б. де Мабли).
-
36.5. Правоведение «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).
Проверьте написанное вами эссе по критериям, указанным во вкладке "посмотреть правило". Поставьте в поле ответа то количество баллоав, которое по вашему мнению вы набрали за работу.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос