Вопрос №28
28. В чём находят свое проявление национальные особенности народа? Почему учёные долгое время спорили о самом факте существования национального характера?
Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Если ответ правильный, то введите знак "+" в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак "-".
Часто в понятие национального характера вкладывается самый различный смысл. Долгое время учёные вообще спорили о том, существует ли он в действительности. И это неудивительно, ведь национальный характер — самый неуловимый элемент этничности. Но сегодня общепризнано существование национальных особенностей, которые представляют свойственное только одному народу сочетание национальных и общенациональных черт. Они проявляются как определённые формы реакций на окружающий мир, а также как нормы поведения и деятельности.
Исследователи национального характера считают, что вся совокупность детерминирующих факторов и обстоятельств национального характера может быть разделена на две группы: природно-биологические и социально-культурные. Первая группа факторов связана с тем, что люди, принадлежащие к разным расовым группам, будут демонстрировать разные нормы реакции и темперамента. А тип общества, сформировавшийся у того или иного народа, окажет ещё большее влияние на его характер. Поэтому понять характер какого-то народа можно, если только понять общество, в котором народ живёт и которое он создал в определённых географических, природных условиях. Очень важно также и то, что тип общества определяется той системой ценностей, которая в нём принята.
Формой проявления национального характера служат этнические стереотипы, которые выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных ситуациях и влияя на его симпатии (антипатии) в ситуациях межкультурных контактов. Усваиваются этностереотипы в процессе социализации. Этнический стереотип — это социально обусловленный схематический образ своей этнической общности или представление о других этнических общностях. Стереотипы формируются как в процессе непосредственного межэтнического общения, так и посредством неорганизованных форм передачи информации (слухи, поговорки и т.п.), а также предубеждений, уходящих корнями в исторические традиции.
(Т.Г. Грушевицкая)