31. Политологи спорят об эффективности пропорциональной избирательной системы. Опираясь на обществоведческие знания, используя текст, покажите два преимущества и один недостаток этой системы.
Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Если ответ правильный, то введите знак "+" в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак "-".
Законодательно установленная для выборов парламента или иного органа избирательная система влияет не только на персональный и партийный его состав: все этапы избирательного процесса, начиная от выдвижения кандидатов, в немалой степени также зависят от того, каков метод определения итогов голосования. Не только выборы, но и другие важные аспекты политической жизни страны (региона) находятся под определённым (подчас весьма сильным) воздействием существующей модели избирательной системы: функционирование партий и партийная система в целом; деятельность парламента, её формы, результаты и эффективность; стабильность правительства и всего механизма исполнительной власти и др. Одни типы избирательной системы могут поощрять развитие партий и многопартийной борьбы, другие — создавать особо благоприятные условия для становления двухпартийной системы; некоторые более выгодны для крупных, другие — для мелких партий и группировок; отдельные её модели содействуют укреплению и централизации партий, иные, наоборот, стимулируют внутрипартийную борьбу. Хотя детальные правила в данной области закрепляются обычно в текущем законодательстве, основы избирательной системы наряду с принципами избирательного права в качестве основополагающих норм правовой системы страны закрепляются в её конституции.
Общество по своей структуре неоднородно. В нём существуют различные социальные группы и слои, каждый из которых имеет свои особые политические взгляды и интересы, обладает собственным видением проблем и путей их решения в масштабах всей страны или отдельной его части. Эта палитра взглядов и мнений отражается в различии программ партий и кандидатов, выступающих на выборах под разными, часто взаимоисключающими лозунгами. Следовательно, определяя порядок формирования «народного представительства», необходимо стремиться, чтобы в нём были представлены все основные политические силы общества. В основу пропорциональной избирательной системы положен принцип пропорционального представительства в законодательном органе различных существующих в обществе политических взглядов, течений и выражающих их партий. Не должно существовать так называемых «пропавших голосов»: группы и слои избирателей, поддержавшие на выборах партию или кандидата, не получившего большинства в масштабе избирательного округа или всей страны (региона), должны тем не менее располагать своими представителями в законодательном органе, которые будут отражать их потребности и интересы. Не только большинство, но и меньшинство (меньшинства) имеют право быть представленными в парламенте. Каждая партия, выставившая список кандидатов, должна получить в парламенте такую же долю мест, которая соответствует доле голосов, поданных за неё на всеобщих выборах: отсюда другое распространённое название данной системы — система партийных списков.
В «чистом» виде содержание пропорциональной избирательной системы заключается в следующем. Вся страна (или её территориальная единица, на территории которой будет функционировать соответствующий представительный орган: субъект федерации, город, район и т.д.), превращается в единый многомандатный избирательный округ, от которого будут избраны весь состав парламента, местного совета и т.д. Каждая партия составляет список кандидатов, который может быть больше или меньше в зависимости от того, сколько она рассчитывает получить голосов. Избиратель на выборах обладает одним голосом, но этот голос подается не за конкретных кандидатов, а за список партии в целом. Далее, исходя из итогов голосования, партия получает такую же долю (процент) мест в парламенте, какую долю (процент) голосов какую она получила на выборах.
Во многих странах, где действует пропорциональная система, вводится так называемый заградительный пункт (барьер) — выраженное обычно в процентом отношении число голосов, которое необходимо получить партии для получения права участвовать в распределении парламентских мандатов. Величина этого барьера может варьироваться от 1 % до 8 %.
(А.О. Четвериков)