Русский язык (Определение главной информации текста)
Результаты теста
Затрачено времени:
17:50:42
Вопрос №25
25. Установите соответствие между методами и уровнями научного знания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОДЫ
А) наблюдение
Б) выдвижение гипотез
В) эксперимент
Г) описание
Д) измерение
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1) эмпирический уровень
2) теоретический уровень
Показать правило
Пояснение
Научное познание делится на два уровня: эмпирический (опытный уровень, практический, описание предметов и явлений) и теоретический (объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий).
Наблюдение, эксперимент, описание и измерение относятся к эмпирическому уровню.
Выдвижение гипотез - теоретический уровень.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между характеристиками и видами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) анонимность произведений
Б) ярко выраженный коммерческий характер
В) коллективность творческих процессов
Г) стандартизация содержания
Д) ориентация на запросы потребителя
ВИДЫ КУЛЬТУРЫ
1) массовая культура
2) народная культура
Показать правило
Пояснение
Народная культура - народное творчество. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, пляски, частушки, анекдоты, сказки).
Признаки народной культуры:
- создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, но при этом обладает большой художественной ценностью;
- не теряет актуальность со временем и является культурным наследием;
- Народную культуру называют любительской (по происхождению), или коллективной.
- носит национальный и локальный характер т.е. тесно связана с традициями данной местности.
- в её создании участвуют все желающие, т.е. она является общедоступной.
Массовая культура или поп-культура — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современномобществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (включая телевидение и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т. д.
Признаки массовой культуры:
- направленность на коммерческую выгоду;
- доступность, простота и понятность для широких слоев населения;
- использование спецэффектов (данная черта не обязательна);
- развлекательный характер;
Элитарная культура — это «высокая культура», сложная для понимания человеком без определенного уровня интелектуальной подготовки. Элитарная культура противопоставляется массовой культуре. Произведения данного вида культуры, в силу своей исключительности, рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите).
Признаки элитарной культуры:
- создается привилегированной частью общества или профессиональными творцами;
- трудна для понимания неподготовленного человека;
- опережает уровень восприятия среднеобразованного человека ;
- у неё ограниченный круг её почитателей.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между примерами и видами безработицы, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) выпускники творческих вузов ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую
Б) в связи с экономическим кризисом фирмы, производящие различные товары и услуги, сократили численность персонала
В) в связи с изменением спроса на энергоресурсы многие шахты закрылись, а шахтёры остались без работы
Г) полгода жители городка на морском побережье обслуживают туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти себе работу
Д) в службе занятости безработные отказываются от рабочих вакансий и просят подобрать работу менеджеров
ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
1) сезонная
2) структурная
3) фрикционная
4) циклическая
Показать правило
Пояснение
Безработица - наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.
Структурная безработица вызвана изменением структуры спроса на отдельные виды продукции. (например, с появлением смартфонов спрос на "кнопочные" телефоны значительно упал).
Циклическая безработица вызвана экономическими кризисами.
Фрикционная безработица вызвана объективными причинами: смена места жительства, уволился и ищет работу, впервые вышел на рынок труда (например после окночания института) и т.д.
Сезонная безработица связана с изменениями времени года: зимой работал в прокате лыж и коньков, летом вынужден менять работу.
Скрытая безработица - это ситуация, при которой руководители предприятий, в целях сохранения трудового коллектива прибегают к практике предоставления внеочередных административных отпусков, перевод на неполный рабочий день/неделю.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной впервом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
А) автомеханик перешёл на работу в другой автосервис
Б) учёный-биолог начал преподавать в университете
В) молодожёны переехали жить из одного села в другое
Г) учитель истории был назначен директором школы
Д) офицер получил очередное воинское звание
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
1) вертикальная
2) горизонтальная
Показать правило
Пояснение
Социальной мобильностью называется перемещение отдельных индивидуумов или социальных групп от одной позиции в иерархии социальной стратификации к другой. Т.е. это возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком‑либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне (англ. mobile - подвижный).
Вертикальная социальная мобильность - продвижение человека вверх или вниз (например, был учителем, стал директором).
Вертикальная мобильность может быть восходящая (карьерный рост: рабочий - инженер) и нисходящая (движение вниз, разжалование).
Горизонтальная социальная мобильность - переход человека в группу, которая нахоидтся на том же уровне (смена места жительства, смена работы при переводе на приблизительно равнозначную должность).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между признаками политических партий и их типами к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) развитая организационная структура
Б) разветвлённая сеть местных организаций
В) стремление участвовать во власти
Г) отсутствие фиксированного членства
Д) формирование на время избирательной кампании
ТИПЫ ПАРТИЙ
1) кадровые
2) массовые
3) и кадровые, и массовые
Пояснение
Политическая партия — это специализированная, организационно‑упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.
В зависимости от способа связи с избирателями и организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые.
Кадровые партии представляют собой немногочисленные, аморфные, состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствует институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях.
Массовые партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между ситуациями и видами юридической ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СИТУАЦИИ
А) Роман нарвал на городской клумбе цветов для своей девушки.
Б) Пётр не выплатил проценты по кредиту в установленные сроки.
В)Марфа не оплатила проезд в автобусе.
Г) Группа граждан ночью ограбила случайного прохожего.
Д) Михаил регулярно опаздывает на работу.
ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1) гражданско-правовая
2) административная
3) уголовная
4) дисциплинарная
Пояснение
Гражданско-правовая ответственность — последствия, возникающие на основании гражданского правонарушения. Обязанность правонарушителя совершить определенное имущественное действие (возместить убытки, уплатить неустойку), удовлетворяющее законный интерес лица, чье право нарушено, либо лишение определенных гражданских прав правонарушителя .
Административная ответственность — вид юридической ответственности, который определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения (нарвал цветов на городской клумбе, не оплатила проезд).
Уголовная ответственность — это вид юридической ответственности, налагаемый судом на лицо, совершившее преступление грабеж прохожего).
Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, наступающий за совершение дисциплинарных проступков и выражающийся в объявлении нарушителю трудовой дисциплины властью администрации дисциплинарного взыскания (нарушение трудовой - опоздание, учебной дисциплины).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
5. Установите соответствие между проявлениями и оценками последствий глобализации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ
A) насаждение единого стандарта потребления
Б) сближение народов и государств
B) навязывание определённого образа жизни
Г) стимулирование экономического развития
Д) возникновение социокультурного единства человечества
ОЦЕНКИ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
1) позитивные последствия
2) негативные последствия
Показать правило
Пояснение
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Это процесс стирания религиозных, национальных, социальных различий
Насаждение единого стандарта потребления, навязывание определенного образа жизни - негативные последствия.
Сближение народов и государств, стимулирование экономического развития, возникновение социокультурного единства человечества - позитивные последствия.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в вуз. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) решение задач
Б) консультация учителя
В) одиннадцатиклассник
Г) получение высокого балла на экзамене
Д) учебники
ЭЛЕМЕНТЫ
1) субъект
2) цель
3) средство достижения цели
Показать правило
Пояснение
Деятельность - форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.
Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет.
Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь.
Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для ее достижения. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.
Таким образом, решение задач, консультация учителя, учебники - средства достижения цели (это он использует для достижения цели).
Одиннадцатиклассник - субъект деятельности (он ее осуществляет деятельность).
Получение высого балла - цель (идеальный образ результата).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ
А) понятие
Б) представление
В) суждение
Г) ощущение
Д) восприятие
ВИДЫ (ЭТАПЫ) ПОЗНАНИЯ
1) чувственное познание
2) рациональное познани
Пояснение
Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Существуют две ступени познавательной деятельности.
На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие, представление.
Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум) Оно использует разум, для получение информации об окружающем мире. Его формами являются: понятие, суждение, умозаключение.
В данном случае из общего ряда "выпадают" наблюдение и абстрагирование, которые являются методами научного познания.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между характеристиками и формами (областями) духовной культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ
А) познание мира с помощью слова, цвета и звука
Б) значимость художественного вымысла
В) получение объективной картины мира
Г) изучение закономерностей развития природы и общества
Д) стремление к истинному знанию
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
1) наука
2) искусство
Показать правило
Пояснение
Искусство - это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно‑логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика»: в каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позиции из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) дискуссия специалистов путях проведения экономической реформы
Б) покупка товара в магазине
В) разработка планов развития национальной экономики
Г) открытие сети химчисток
Д) выплата налогов фирмой
СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ "ЭКОНОМИКА"
1) экономика как наука
2) экономика как хозяйство
Показать правило
Пояснение
Экономика как наука представляет собой отрасль социальных наук. Объектом экономических наук является экономическая действительность.
Ввиду широты экономической действительности экономическая наука представляет собой целый кластер дисциплин, отличных друг от друга предметом исследования. К экономическим относится большое число научных дисциплин, среди которых можно выделить как общие: экономическая теория, макроэкономика,микроэкономика, математические методы в экономике, эконометрика, статистика, история экономических учений, история экономики и специальные (или конкретные):контроллинг, менеджмент, маркетинг, отраслевая экономика, инженерная экономика, экономика предприятия и экономика труда, бухгалтерский учёт, управленческий учёт, финансовый учёт и др.
Экономика как хозяйство – способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для потребления.
Дискуссия специалистов путях проведения экономической реформы, разработка планов развития национальной экономики - данными вопросами занимается экономическая наука.
Покупка товара в магазине, открытие сети химчисток, выплата налогов фирмой - экономика как хозяйство.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25.Установите соответствие между социальными группами и признаками, по которым они выделены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
А) пенсионеры
Б) молодёжь
В) актёры театра
Г) шахтёры
Д) женщины
ПРИЗНАКИ
1) демографический
2) профессиональный
Показать правило
Пояснение
Социально-территориальный - казанцы, альметьевцы, городские, деревенские.
Социально-демографический - возраст и пол (молодежь, мужчины).
Этнический - этносы, народы, нации (русские, татары, украинцы).
Социально-политический - беспартийный, член партии.
Экономический - работающий, безработный.
Социально-классовый - низший класс, средний класс, высший класс.
Профессиональный - учителя, военные, нефтяники.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между функциями и высшими государственными в первом столбце (и должностью) в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ
А) решение вопроса о доверии Правительству РФ
Б) утверждение изменения границ между субъектами РФ
В) осуществление мер по обеспечению правопорядка
Г) решение вопросов гражданства и политического убежища
Д) управление федеральной собственностью
Высшие государственные институты и должности в РФ
1) Федеральное собрание РФ
2) Правительство РФ
3) Президент РФ
Показать правило
Пояснение
Федеральное собрание — это парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
К полномочиям Федерального Собрания относится: решение вопроса о доверии Правительству РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ и т.д.
Правительство Российской Федерации — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.
К полномочиям Правительства относится: осуществление мер по обеспечению правопорядка, управление федеральной собственностью и т.д.
Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства.
К полномочиям Президента России относится: решение вопросов гражданства и политического убежища и т.д.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между обстоятельствами расторжения брака и способами его расторжения в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА
А) отсутствие согласия одного из супругов
Б) признание судом одного из супругов недееспособным
В) осуждение одного из супругов к лишению свободы на срок более трёх лет
Г) наличие общих несовершеннолетних детей
Д) взаимное согласие при отсутствии общих несовершеннолетних детей
СПОСОБЫ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА
1) В органах ЗАГС
2) в судебном порядке
Пояснение
В органах записи актов гражданского состояния расторжение брака производится в следующих случаях:
1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей.
Во всех случаях расторжение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.
В случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом.
В судебном порядке расторжение брака производится в следующих случаях:
1) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев;
2) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;
3) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между отличительными признаками и типами общею к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
А) сословная структура общества
Б) ведущая роль информации в жизни общества
В) утверждение ценностей прогресса, личного успеха
Г) серийное производство товаров массового потребления
Д) выдвижение на первый план сферы услуг
ТИПЫ ОБЩЕСТВА
1) аграрное
2) индустриальное
3) постиндустриальное
Пояснение
Для постиндустриального общества характерно:
- выдвижение на первый план сферы услуг;
- индивидуализация производства и потребления;
- увеличение удельного веса мелкосерийного производства;
- ведущая роль науки, знаний и информации;
- стирание классовых различий;
- сближение размера доходов различных групп населения;
- рост удельного веса среднего класса.
Индустриальное общество характеризуется следующими признаками:
Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения.
В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильностьзначительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходитурбанизация (рост городов). Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.
Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию.
Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.
Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз‑вития. Традиционными были все общества древности и средневековья.
Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности.
Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной.
Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление Божественного промысла.
Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Число образованных людей было крайне ограниченным.
В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между примерами качеств человека: к какой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) У Альберта голубые глаза.
Б) Рост Альфреда — 180 см.
В) Гульчачак трудолюбива.
Г) Диляра очень отзывчива.
Д) Ильгизе нравится быть в центре внимания окружающих.
ГРУППЫ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
1) биологические
2) социальные
Пояснение
Биологические, т.е. природные отличия человека, как правило внешние: голубые глаза, рост.
Социальные качества человека проявляются только в обществе: трудолюбие, отзывчивость, привлечение к себе внимания.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между примерами и видами наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) логика
Б) математика
В) история
Г) политология
Д) физика
ВИДЫ НАУК
1) социально-гуманитарные
2) точные и технические
3) естественные
4) науки о познании и мышлении
Пояснение
Гуманитарные науки (от humanus — человеческий, homo — человек) — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности (история, социология).
Точными науками называют области науки, в которых изучаются количественно точные закономерности и используются строгие методы проверки гипотез, основанные на воспроизводимыхэкспериментах и строгих логических рассуждениях. К точным наукам принято относить математику, информатику и т.д.
Естественные науки — разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку природных (естественных — от «естество», природа) явлений (физика, биология).
Науки о познании и мышлении изучают познавательную деятельность человека и ее особенности (логика, эвристика).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между отличительными признаками и формами (областями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
А) стремление к достоверности и объективности
Б) обоснованность гипотез
В) ярко выраженный субъективный характер
Г) образность и наглядность
Д) комплексное описание объекта
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
1) наука
2) искусство
Пояснение
Искусство - это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно‑логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
А) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров
Б) бесплатное предоставление отдельным группам граждан лекарственных препаратов
В) обеспечение охраны правопорядка
Г) организация работы общественного транспорта
Д) выплата пенсий, субсидий
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1) социальное обеспечение населения
2) организация производства общественных благ
Пояснение
Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества (пенсии, стипендии, пособия, субсидии).
Общественное благо — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу.
Т.е. то, чем пользуются все, удовлетворяя свои потребности.
Примеры: дороги, парковки, детские площадки и т.д.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между социальными группами и признаками, по которые они выделены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ПРИЗНАКИ
А) пенсионеры 1) демографический
Б) французы 2) этнический
В) подростки 3) территориальный (поселенческий)
Г) петербуржцы
Д) женщины
Пояснение
Социально-территориальный - казанцы, альметьевцы, городские, деревенские.
Социально-демографический - возраст и пол (молодежь, мужчины).
Этнический - этносы, народы, нации (русские, татары, украинцы).
Социально-политический - беспартийный, член партии.
Экономический - работающий, безработный.
Социально-классовый - низший класс, средний класс, высший класс.
Профессиональный - учителя, военные, нефтяники.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между конкретными ситуациями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СИТУАЦИИ
- А) Родители подарили дочери квартиру
- Б) Супруги открыли семейный отель.
- В) Супруги подали в ЗАГС заявление о расторжении брака.
- Г) Отец и сын совершили разбойное нападение на инкассатора.
- Д) Семья болельщиков отмечала победу своей команды разгромила остановку общественного транспорта.
ОТРАСЛИ ПРАВА
- 1) административное
- 2) гражданское
- 3) семейное
- 4) уголовное
Пояснение
Административное право — это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.
Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и не связанные с ними личные неимущественные отношения.
Семейное право – система правовых норм, регулирующих семейные отношения, т. е. личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание. Семейное право регулирует определенный вид общественных отношений – семейные отношения, которые возникают из факта брака и принадлежности к семье.
Уголовное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между формами и видами познания, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
А) ощущение 1) рациональное
Б) восприятие 2) чувственное
В) суждение
Г) понятие
Д) представление
Пояснение
Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Существуют две ступени познавательной деятельности.
На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Тремя основными формами чувственного познания являются:
- ощущение,
- восприятие,
- представление.
Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум) Оно использует разум, для получение информации об окружающем мире.
Его формами являются:
- понятие,
- суждение,
- умозаключение.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между отличительными чертами и формами культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
А) анонимность произведений 1) народная
Б) коммерческий характер 2) массовая
В) коллективность творческих процессов 3) элитарная
Г) стандартизация содержания и художественных приёмов
Д) высокая интеллектуальная и художественная сложность произведений
Пояснение
Народная культура - народное творчество. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, пляски, частушки, анекдоты, сказки).
Признаки народной культуры:
- создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, но при этом обладает большой художественной ценностью;
- не теряет актуальность со временем и является культурным наследием;
- Народную культуру называют любительской (по происхождению), или коллективной.
- носит национальный и локальный характер т.е. тесно связана с традициями данной местности.
- в её создании участвуют все желающие, т.е. она является общедоступной.
Массовая культура или поп-культура — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современномобществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (включая телевидение и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т. д.
Признаки массовой культуры:
- направленность на коммерческую выгоду;
- доступность, простота и понятность для широких слоев населения;
- использование спецэффектов (данная черта не обязательна);
- развлекательный характер;
Элитарная культура — это «высокая культура», сложная для понимания человеком без определенного уровня интелектуальной подготовки. Элитарная культура противопоставляется массовой культуре. Произведения данного вида культуры, в силу своей исключительности, рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите).
Признаки элитарной культуры:
- создается привилегированной частью общества или профессиональными творцами;
- трудна для понимания неподготовленного человека;
- опережает уровень восприятия среднеобразованного человека ;
- у неё ограниченный круг её почитателей.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между примерами и видами потребностей, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
А) в познании мира 1) естественные
Б) в поиске смысла жизни 2) социальные
В) в двигательной активности 3) идеальные (духовные)
Г) в общении
Д) в труде
Пояснение
Потребность - нужда человека в чем-либо.
Естественные потребности (природные) - первичные потребности, без удовлетворения которых жизнедеятельность невозможна. Это потребности в: пище, движении, продолжении рода, дыхании и т.д.
Социальные потребности - потребности, которые реализуются в обществе. Это потребности в: общении, любви, уважении и т.д.
Духовные потребности - потребности в самовыражении, творческие потребности. Это потребности в: познании, в занятии творчеством (литературой, музыкой, художественным творчеством), в поиске смысла жизни и т.д.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между примерами социальных общностей и критериями социальной стратификации, по которым они выделены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
А) владельцы акций 1) объем власти
Б) зажиточные слои 2) доход (богатство)
В) научная элита 3) уровень образования, престиж профессии
Г) неимущие
Д) политическая элита
Пояснение
Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum — слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.
К критериям социальной стратификации относятся:
- объём власти,
- уровень дохода,
- престиж,
- образование и т.д.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между проступками и их видами: к каждой позиции, приведенной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца,
ПРОСТУПКИ ВИДЫ ПРОСТУПКОВ
А) переход дороги в неположенном месте 1) административный
Б) неисполнение обязательств 2)дисциплинарный
В) прогул работы 3)гражданский
Г) нарушение условий договора займа
Д) нарушение правил пожарной безопасности
Пояснение
Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественный порядок, экология и т. д.
Например: нарушение ПДД, требований пожарной охраны, продажа алкоголя и табачных изделий несовершеннолетним и т.д.)
Дисциплинарный проступок — противоправное виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины сотрудником (работником), за которое предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.
Например: опоздание на работу, нахождение на работе или прибытие на работу в нетрезвом состоянии.
Гражданское правонарушение - нарушение в сфере имущественных и личных неимущественных отношений.
Например: заключение противоправной сделки, причининие имущественного вреда (разбить окно соседу), неисполнение взятых на себя обязательств (рабочие не сделали ремонт в срок, оговоренный договором) и т.д.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между участниками и сторонами уголовного судопроизводства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УЧАСТНИКИ СТОРОНЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
УГОЛОВНОГО 1) сторона обвинения
СУДОПРОИЗВОДСТВА 2) сторона защиты
А) адвокат
Б) обвиняемый
В) прокурор
Г) следователь
Д) потерпевший
Пояснение
Сторона обвинения:
Прокурор, потерпевший, следователь, дознаватель.
Сторона защиты:
Адвокат, обвиняемый/подозреваемый/подсудимый.
Судья занимает нейтральную позицию, его задача вынести приговор, на основе данных со стороны обвинения и защиты.
Свидетели присутствуют как с той, так и с другой стороны.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
А) в стране F производители соревнуются за наиболее 1) традиционная
выгодные условия производства и продажи товаров 2) командная (плановая)
Б) в стране С в условиях свободы предпринимательства 3) рыночная
у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг
В) единственным производителем и продавцом товаров и
услуг в стране G является государство,
частное предпринимательство находится под запретом
Г) в стране А государство централизованно распределяет
факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг
Д) основа экономики страны Z — сельское хозяйство, земля принадлежит
родовым общинам и ими обрабатывается
Пояснение
Традиционная экономическая система (аграрная) - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении, а в основе решения вопросов «что, как и для кого» лежат традиции, передающиеся от поколения к поколению. В экономической жизни прежде всего ценится преемственность, придающая традиционной системе определенную устойчивость и стабильность. Господствует натуральное сельское хозяйство, товарно-денежные отношения развиты слабо, развит бартер (обмен), преобладает экстенсивный тип экономического роста.
Однако налицо и недостатки данного способа хозяйствования — отсутствие технического прогресса, слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура, ограниченность числа производимых благ.
Командно-административная экономика (Плановая, централизованная).
Признаки:
Государство распоряжается всеми хозяйственными ресурсами и организует производство товаров в соответствии с заранее принятым им планом. Над составлением этого плана работает огромный бюрократический аппарат.
Государство является собственником всех средств производства.
Управление экономикой осуществляется при помощи командно-административных методов (приказы, контроль, наказание, поощрение).
Самостоятельность товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции, отсутствует, поскольку такого рода решения принимаются центральными государственными органами. Цены также назначаются государством и не зависят от наличия или отсутствия спроса и предложения на тот или иной вид товара. Фактически имеет место диктат производителя над потребителем.
Большая часть прибыли, получаемой предприятием, уходит в государственный бюджет, а каждый работник, занятый на производстве, получает строго фиксированную сумму заработной платы. Экономическое положение производителей при данной системе мало зависит от их инициативы и предприимчивости, они теряют стимулы к эффективной работе. Негибкость командной системы приводит к застою экономики и дефициту потребительских товаров на прилавках.
Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах:
- свободного предпринимательства,
- многообразия форм собственности на средства производства,
- рыночного ценообразования,
- договорных отношений между хозяйствующими субъектами,
- ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность,
- интенсивных товарно-денежных отношений.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установите соответствие между элементами и подсистемами политической системы, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, выберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭЛЕМЕНТЫ ПОДСИСТЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
А) политическая идеология 1) институциональная
Б) политическая традиция 2) культурная
В) политическая партия 3) коммуникативная
Г) государство 4) нормативная
Д) связь между политическими
и неполитическими организациями
Пояснение
Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.
Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:
- организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.
- культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).
- нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.
- коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.
- функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №25
25. Установитесоответствие между отличительными признаками и типами обществ: позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТИПЫ ОБЩЕСТВ
А) основополагающая роль религии 1) аграрное
Б) сословная структура общества 2) индустриальное
В) серийное производство товаров массового потребления 3) постиндустриальное
Г) выдвижение на первый план сферы услуг
Д) ведущая роль информации в жизни общества
Пояснение
Для постиндустриального общества характерно:
- выдвижение на первый план сферы услуг;
- индивидуализация производства и потребления;
- увеличение удельного веса мелкосерийного производства;
- ведущая роль науки, знаний и информации;
- стирание классовых различий;
- сближение размера доходов различных групп населения;
- рост удельного веса среднего класса.
Индустриальное общество характеризуется следующими признаками:
Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения.
В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильностьзначительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходитурбанизация (рост городов). Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.
Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию.
Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.
Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз‑вития. Традиционными были все общества древности и средневековья.
Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности.
Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной.
Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление Божественного промысла.
Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Число образованных людей было крайне ограниченным.
В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос