Русский язык (Определение главной информации текста)
Результаты теста
Затрачено времени:
10:42:00
Вопрос №4
4. В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.
2) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.
3) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
4) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.
5) В структуре населения высок удельный вес среднего класса.
6) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
Пояснение
Для постиндустриального общества характерно:
- выдвижение на первый план сферы услуг;
- индивидуализация производства и потребления;
- увеличение удельного веса мелкосерийного производства;
- ведущая роль науки, знаний и информации;
- стирание классовых различий;
- сближение размера доходов различных групп населения;
- рост удельного веса среднего класса.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Критик отозвался о новом художественном фильме как о произведении элитарной культуры. Какие признаки характерны для данного типа культуры?
Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) ориентация на получение коммерческой выгоды
2) учёт запросов самых широких слоёв общества
3) сложность форм художественной выразительности
4) развлекательный характер
5) необходимость специальной подготовки для понимания смысла
6) ярко выраженная авторская позиция
Пояснение
Элитарная культура — это «высокая культура», сложная для понимания человеком без определенного уровня интелектуальной подготовки. Элитарная культура противопоставляется массовой культуре. Произведения данного вида культуры, в силу своей исключительности, рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите). Так же, в отличие от народной культуры, произведения элитарной культуры носят личный авторский характер.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. В стране Z развито фабричное производство. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что она развивается как общество индустриального типа? Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) Происходит демократизация политической жизни, провозглашены политические свободы.
2) Религия оказывает значительное влияние на развитие общества.
3) Формируется класс промышленных рабочих.
4) Существует разделение труда.
5) Происходит механизация и автоматизация производства и управления.
6) Развивается сельское хозяйство.
Пояснение
Индустриальное общество характеризуется следующими признаками:
Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения.
В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация (рост городов). Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.
Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию.
Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Ивану — 17 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие Ивана как личность. Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.
2) Рост Ивана — 180 см
3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.
4) Иван занимается легкой атлетикой, серьезно относится к тренировкам.
5) Иван — добрый и отзывчивый человек.
6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.
Пояснение
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Не всякий человек является личностью.
Первые два варианта характеризуют Ивана с биологической точки зрения, а не с личностной.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. В стране Z постоянно растет удельный вес городского населения. Какие иные признаки свидетельствую о том, что страна Z развивается как индустриальное общество. Укажите цифры, под которыми они указаны.
-
1) Важнейшими социальными ценностями признаны предприимчивость, трудолюбие, образование и готовность к новациям
-
2) Происходит становление сословной социальной структуры
-
3) Церковь играет значительную роль в общественной жизни
-
4) Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены
-
5) Произошла автоматизация производства
-
6) Граждане добились избирательных прав и политических свобод.
Пояснение
Индустриальное общество характеризуется следующими признаками:
Экономической базой индустриального общества является промышленность.
Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным.
Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе.
Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения.
В социальной сфере рушатся традиционные структуры. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация (рост городов).
Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.
В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек руководствуется своими личными интересами.
Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии).
В политической сфере резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Раиль хочет поступить в университет и стать журналистом. Он занимается в школе юного журналиста, пишет статьи в школьные и городские газеты. Много внимания Раиль уделяет изучению литературы, истории, русского языка.
Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Раилем для достижения цели, и укажите цифры, под которыми они указаны.
1) поступление в университет
2) занятия в школе юного журналиста
3) получение профессии журналиста
4) написание статей
5) выбор профессии
6) изучение литературы, истории, русского языка
Пояснение
Деятельность - форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.
Объектом называется то, на что данн ая деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет.
Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь.
Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для ее достижения. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.
Поступление в университет, получение профессии - цель деятельности Раиля.
Номера 2, 4, 6 - средства, которые он использует для достижения цели.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о культурных предпочтениях одноклассников. Найдите в приведённом списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) анкетирование одноклассников
2) наблюдение за поведением одноклассников
3) описание внешнего вида одноклассников
4) выявление закономерностей поведения
5) выдвижение гипотезы
6) формулирование выводов
Пояснение
Научное познание делится на два уровня: эмпирический (опытный уровень, практический, описание предметов и явлений) и теоретический (объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий).
Наблюдение, эксперимент, описание, анкетирование и измерение относятся к эмпирическому уровню.
Выдвижение гипотез, формулирование выводов, выявление закономерностей - теоретический уровень.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. В стране Z развито сельское хозяйство. Какие признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как аграрное (традиционное) общество?
1) Преобладают нуклеарные семьи.
2) Происходит становление сословной социальной структуры.
3) Церковь играет значительную роль в общественной жизни.
4) Низкий уровень социальной мобильности, возможности социальных перемещений ограничены.
5) Происходит механизация и автоматизация производства.
6) Производство приобретает интенсивный характер.
Пояснение
Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз‑вития. Традиционными были все общества древности и средневековья.
Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности.
Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной.
Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалоськорпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление Божественного промысла.
Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Число образованных людей было крайне ограниченным.
В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Найдите в приведённом ниже списке признаки искусства как формы (области) духовной культуры. Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) познание мира с помощью слова, цвета и звука
2) значимость художественного вымысла
3) образность и наглядность
4) получение достоверной картины мира
5) изучение закономерностей развития мира
6) объективность отражения реального мира
Пояснение
Искусство - это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Познание мира с помощью слова, цвета и звука, значимость художественного вымысла, образность и наглядность характеризуют искусство.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Учёные обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию?
1) Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства.
2) Книга была напечатана в крупном издательстве.
3) Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.
4) Все гипотезы исследователей были обоснованы.
5) Книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами.
6) Содержание книги изложено профессиональным языком.
Пояснение
Научное познание - это особый вид познавательной деятельности,направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний,процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания.
Научное познание опирается на принципы научной рациональности, осуществляется профессионально подготовленными людьми, опирается на строго определенные для конкретной области правила, нормы, методы.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Экономика страны Z основана на натуральном хозяйстве и ремесле. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как общество традиционного типа? Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) общественное сознание базируется на религиозных ценностях
2) ведущей отраслью экономики является промышленность
3) преобладают экстенсивные технологии
4) господствует общинная форма собственности
5) формируется рыночная экономика
6) происходит механизация и автоматизация производства
Пояснение
Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз‑вития. Традиционными были все общества древности и средневековья.
Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности.
Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной.
Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалоськорпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление Божественного промысла.
Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Число образованных людей было крайне ограниченным.
В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Ученик 11-го класса Рафкат готовится к экзаменам. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели деятельности Рафката и укажите цифры, под которыми они указаны.
1) поступление в вуз
2) проведение экзамена
3) консультации педагогов
4) решение задач
5) получение высокого балла
6) чтение учебников, справочной литературы
Пояснение
Деятельность - форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.
Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет.
Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь.
Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для ее достижения. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.
Безусловно, цели и результаты деятельности могут не совпадать (Хотел сдать ЕГЭ по обществознанию на 95 баллов (цель), но не готовился и сдал на 55 (результат)).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Найдите в приведённом ниже списке признаки, позволяющие сделать вывод о тон что страна Z развивается как постиндустриальное общество, и укажите цифры под которыми они указаны.
1) В стране Z производство промышленных товаров полностью автоматизировано.
2) В стране Z развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации.
3) В стране Z созданы необходимые условия для непрерывного образования.
4) В стране Z активно развивается виртуальная культура.
5) В стране Z преобладают экстенсивные технологии.
6) Доступ к информации становится одним из условий успеха в конкурс борьбе.
Пояснение
Для постиндустриального общества характерно:
- выдвижение на первый план сферы услуг;
- индивидуализация производства и потребления;
- увеличение удельного веса мелкосерийного производства;
- ведущая роль науки, знаний и информации;
- стирание классовых различий;
- сближение размера доходов различных групп населения;
- рост удельного веса среднего класса.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Популярный актёр и телеведущий на собственные средства снял чёрно-белый фильм о судьбе своего поколения. Критики отнесли это произведение к элитарному искусству. Выберите в приведённом ниже списке характеристики произведения элитарной культуры и укажите цифры, под которыми они указаны.
1) коммерческий характер
2) содержательная сложность
3) внимание критиков и знатоков
4) использование спецэффектов
5) привлечение кинозвёзд
6) колоссальный интерес зрителей
Пояснение
Элитарная культура — это «высокая культура», сложная для понимания человеком без определенного уровня интелектуальной подготовки. Элитарная культура противопоставляется массовой культуре. Произведения данного вида культуры, в силу своей исключительности, рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. В художественном произведении N присутствует национальный колорит. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что произведение N относится к массовой культуре?
1) в нем широко используются спецэффекты
2) оно передается от поколения к поколению
3) его создатели получили хорошую прибыль
4) его используют по радио профессиональные актеры
5) оно носит развлекательный характера
6) оно имеет сложное содержание
Пояснение
Массовая культура или поп-культура — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современномобществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (включая телевидение и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т. д.
Признаки массовой культуры:
- направленность на коммерческую выгоду;
- доступность, простота и понятность для широких слоев населения;
- использование спецэффектов (данная черта не обязательна);
- развлекательный характер;
Могут быть использованы спецэффекты.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) Рост Ларисы ниже среднего.
2) Лариса — честный человек.
3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.
4) Лариса добрая и отзывчивая.
5) Лариса - внешне привлекательная девушка.
6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками.
Пояснение
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью.
Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации, который продолжается на протяжении всей жизни.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. В стране Z большинство населения проживает в городах-мегаполисах. Найдите в приведённом списке признаки, позволяющие сделать вывод о том, что страна Z развивается как индустриальное общество. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Встране Z преобладают наукоёмкие производства.
2) В стране Z происходит автоматизация производства.
3) В стране Z введено всеобщее среднее образование.
4) В стране Z активно развивается виртуальная культура.
5) В экономике страны Z преобладает массовое промышленное производство.
6) В стране Z граждане добились равноправия и избирательных прав.
Пояснение
Индустриальное общество характеризуется следующими признаками:
Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения.
В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильностьзначительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходитурбанизация (рост городов). Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.
Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию.
Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Экспедиция медленно продвигалась в джунглях. Учёные описывали растения,насекомых, животных и птиц, встречавшихся на пути, брали пробы воды и грунта. Так они прибыли в индейскую деревню, где сняли фильм об обычаях аборигенов. Какие из перечисленных ниже методов использовали учёные в приведённой экспедиции? Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) наблюдение
2) эксперимент
3) моделирование
4) конкретизация
5) эмпирическое описание
6) абстрагирование
Пояснение
Научное познание - это особый вид познавательной деятельности,направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний,процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания.
Научное познание опирается на принципы научной рациональности, осуществляется профессионально подготовленными людьми, опирается на строго определенные для конкретной области правила, нормы, методы.
Научное познание делится на два уровня: эмпирический (опытный уровень, практический, описание предметов и явлений) и теоретический (объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий).
Наблюдение, эксперимент, описание, анкетирование и измерение относятся к эмпирическому уровню.
Выдвижение гипотез, формулирование выводов, выявление закономерностей, абстрагирование - теоретический уровень.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. В структуре наук ученые выделяют социально-гуманитарные науки. Выберите в приведенном ниже списке социально-гуманитарные науки. Укажите цифры, под которыми она записаны.
1) биология
2) математика
3) социология
4) политология
5) физика
6) история
Пояснение
Гуманитарные науки (от humanus — человеческий, homo — человек) — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности (история, социология, политология).
Точными науками называют области науки, в которых изучаются количественно точные закономерности и используются строгие методы проверки гипотез, основанные на воспроизводимыхэкспериментах и строгих логических рассуждениях. К точным наукам принято относить математику, информатику и т.д.
Естественные науки — разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку природных (естественных — от «естество», природа) явлений (физика, биология).
Науки о познании и мышлении изучают познавательную деятельность человека и ее особенности (логика, эвристика).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. В государстве Z невелико число образованных людей, так как образование доступно только высшим сословиям. Товарно-денежные отношения развиты слабо, основу экономики составляет полунатуральное сельскохозяйственное производство, основанное на опыте предков. Какие признаки характерны для типа общества, к которому принадлежит Z? Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) ценность прогресса
2) механизация и автоматизация производства и управления
3) высокий уровень социальной мобильности
4) деспотическое правление
5) традиционная легитимность власти
6) подданническая культура
Пояснение
Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз‑вития. Традиционными были все общества древности и средневековья.
Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности.
Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной.
Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структуратрадиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление Божественного промысла.
Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Число образованных людей было крайне ограниченным.
В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. В стране Z развиты сельское хозяйство, промышленность и финансовая сфера. Значительная часть населения живёт в городах-мегаполисах. Какие признаки свидетельствуют о принадлежности Z к постиндустриальным обществам? Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) многообразие форм собственности
2) широкое распространение информационных технологий
3) наличие сети научных организаций
4) деятельность независимых СМИ
5) высокий удельный вес среднего класса в структуре населения
6) преобладание сферы услуг в структуре хозяйства
Пояснение
Для постиндустриального общества характерно:
- выдвижение на первый план сферы услуг;
- индивидуализация производства и потребления;
- увеличение удельного веса мелкосерийного производства;
- ведущая роль науки, знаний и информации;
- стирание классовых различий;
- сближение размера доходов различных групп населения;
- рост удельного веса среднего класса.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Какие из приведённых примеров иллюстрируют противоречивость общественного прогресса? Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины
2) ускорение передачи и обработки данных с развитием информационных технологий
3) отмена смертной казни в результате гуманизации общества
4) рост числа психических заболеваний подростков с развитием и распространением компьютерных игр
5) ухудшение состояния окружающей среды с развитием производства
6) увеличение количества людей, погибающих во время вооружённых конфликт с применением новой боевой техники.
Пояснение
Общественный прогресс - это движение общества вперед, от более простых форм к более сложным, от менее совершенного к более совершенному.
Противоречивость заключается в том, что общественный прогресс может привести как к позитивным последствиям, так и к негативным.
Например: увеличение количества людей, погибающих во время вооружённых конфликт с применением новой боевой техники.
С одной стороны развивается наука, технологии, военная техника и это хорошо, но к чему это приводит? К гибели людей в результате подобного усовершенствования.
Или другой пример: развитие техники привело к тому, что бытовые вопросы (уборка, стирка, приготовление пищи) стали занимать меньше времени, однако бытовые приборы отрицательно влияют на здоровье человека.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Виталий готовится к путешествию по Греции. Он изучает греческий язык,книги об истории и культуре Греции, на интернет-форумах общается с ценителямигреческой кухни. Он уже спланировал маршрут своего путешествия и приобрёл путёвку. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Виталием для достижения цели, и укажите цифры, под которыми они указаны.
1) изучение греческого языка
2) чтение книг о Греции
3) ценители греческой кухни
4) путешествие по Греции
5) покупка туристической путёвки
6) общение в Интернете
Пояснение
Деятельность - форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.
Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет.
Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь.
Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для ее достижения. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.
Безусловно, цели и результаты деятельности могут не совпадать (Хотел сдать ЕГЭ по обществознанию на 95 баллов (цель), но не готовился и сдал на 55 (результат)).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Ученица 11 класса Кира готовится к экзаменам. Найдите в приведённом ниже списке методы, которые позволят Кире успешно сдать экзамены, и запишите цифры под которыми они указаны.
1) получение высокого балла
2) чтение учебников, справочной литературы
3) поступление в вуз
4) проведение экзамена
5) консультации учителей
6) решение задач
Пояснение
Деятельность - форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.
Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет.
Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь.
Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для ее достижения. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.
Безусловно, цели и результаты деятельности могут не совпадать (Хотел сдать ЕГЭ по обществознанию на 95 баллов (цель), но не готовился, сидел вконтакте, спал, гулял, готовил последний звонок и выпускной и сдал на 55 - результат).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Илье Анатольевичу - 36 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Илью Анатольевича как личность. Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) Илья Анатольевич работает в гимназии учителем истории и обществознания.
2) Илья Анатольевич - добрый и отзывчивый, у него много друзей.
3) Илья Анатольевич - честный и принципиальный человек.
4) У Ильи Анатольевича тёмные волосы и серые глаза.
5) Рост Ильи Анатольевича - 180 см.
6) Илья Анатольевичлегко переносит физические нагрузки.
Пояснение
Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость.
Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью.
Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Цвет волос, серые глаза, рост, переносимость физических нагрузок - характеризуют природные индивидуальные отличия человека.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Страна Z с населением в 20 млн человек, развитой промышленностью и сельским хозяйством расположена в Северном полушарии. Какие признаки позволят судить о принадлежности Z к обществам индустриального типа? Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране высока социальная мобильность.
2) В стране проживает многонациональное население.
3) В стране активно развивается народная культура.
4) Верховная власть в стране передаётся по наследству.
5) В структуре населения растёт удельный вес рабочего класса.
6) Развивается массовая культура.
Пояснение
Индустриальное общество характеризуется следующими признаками:
Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения.
В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильностьзначительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходитурбанизация (рост городов). Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.
Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию.
Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Одиннадцатиклассник Игорь готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Игоря и укажите цифры, под которыми они указаны.
1) получение высокого балла
2) чтение учебников, справочной литературы
3) поступление в вуз
4) проведение экзамена
5) консультации педагогов
6) получение аттестата о среднем общем образовании
Пояснение
Деятельность - форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.
Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет.
Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь.
Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для ее достижения. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.
Безусловно, цели и результаты деятельности могут не совпадать (Хотел сдать ЕГЭ по обществознанию на 95 баллов (цель), но не готовился и сдал на 55 (результат)).
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведённых оснований могли стать причиной такой профессиональной оценки? Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) теорию разработали любители
2) теория не подтверждается практикой
3) выводы разработчиков нелогичны
4) теория опровергает принятые в науке представления
5) основные положения теории не обоснованны
6) разработчики теории рассматривают участие сверхъестественных сил
Пояснение
Научное познание - это особый вид познавательной деятельности,направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний,процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания.
Особенности научного познания:
Во-первых, основная его задача — обнаружение и объяснение объективных законов действительности — природных, социальных и мышления. Отсюда ориентация исследования на общие, существенные свойства объекта и их выражение в системе абстракции.
Во-вторых, непосредственная цель и высшая ценность научного познания — это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.
В-третьих, в большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.
В-четвертых, наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем.
В-пятых, научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.
В-шестых, научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений.
В-седьмых, научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.
В-восьмых, научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический, которые тесно связаны между собой.
В-девятых, область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Знакомые характеризовали Айрата как незаурядную личность. Какие из приведённых ниже качеств могли стать основой этой характеристики? Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) высокий рост
2) интерес к садоводству
3) педагогический талант
4) голубые глаза
5) светлые волосы
6) любовь к путешествиям
Пояснение
Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Индивид — отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных качеств.
Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.
Рост, голубые глаза, светлые волосы - индивидуальные природные отличия человека.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос
Вопрос №4
4. Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о том, какие книги читают его одноклассники. Найдите в приведённом списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Укажите цифры, под которыми они указаны.
1) наблюдение за поведением одноклассников в библиотеке, книжном магазине
2) запись высказываний одноклассников о чтении книг
3) выявление закономерностей выбора книг
4) анкетирование одноклассников об их любимых книгах
5) выдвижение гипотезы
6) формулирование выводов
Пояснение
Научное познание - это особый вид познавательной деятельности,направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний,процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания.
Научное познание опирается на принципы научной рациональности, осуществляется профессионально подготовленными людьми, опирается на строго определенные для конкретной области правила, нормы, методы.
Научное познание делится на два уровня: эмпирический (опытный уровень, практический, описание и изучение предметов и явлений) и теоретический (объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий).
Наблюдение, эксперимент, описание, анкетирование и измерение относятся к эмпирическому уровню.
Выдвижение гипотез, формулирование выводов, выявление закономерностей, абстрагирование - теоретический уровень.
Ваш ответ:
Вы пропустили вопрос