Вопрос №14
Прочитайте текст и выполните задания 1—14.
(1)Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
—(2)Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.
(З)Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:
—(4)С тобой что-то случилось?
—(5)Ну и ладно! (6)А вам-то что? — покосился на него Павлик.
—(7)Мне ничего. (8)А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...
—(9)Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — (10)Я скоро совсем убегу из дома.
(11)Из-за одной Ленки убегу. — (12)Павлик сжал кулаки. — (13)Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! (14)Ни одной краски не даёт! (15)А у самой сколько!
—(16)Не даёт? (17)Ну, из-за этого убегать не стоит.
—(18)Не только из-за этого. (19)Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала.
(20)Павлик засопел от обиды.
—(21)Пустяки! — сказал старик. — (22)0дин поругает, другой пожалеет.
—(23)Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — (24)Брат на лодке едет кататься, а сам меня брать не хочет. (25)Я ему говорю: (26)«Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, в лодку залезу!»
(27)Павлик стукнул кулаком по скамейке и вдруг замолчал.
—(28)А почему вы всё спрашиваете?
(29)Старик разгладил длинную бороду и сказал, чуть понизив голос:
—(30)Я хочу тебе помочь. (31)Есть такое волшебное слово... (32)Я скажу тебе это слово, но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза...
(ЗЗ)Помни: тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь...
—(34)А какое слово?
(35)Старик наклонился к самому уху мальчика и прошептал что-то.
—(36)Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — (37)Он вскочил и опрометью побежал домой.
(38)Лена сидела за столом и рисовала, но, увидев, что к ней приближается брат, она сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой. (39)«Разве такая поймёт волшебное слово!» — с досадой подумал мальчик, но всё же подошёл к сестре, потянул её за рукав и, глядя ей в глаза, тихим голосом сказал:
—(40)Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...
(41)Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
—(42)Какую тебе?
—(43)Мне синюю, — робко сказал Павлик.
(44)Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. (45)Ему не нужна была краска. (46)Он думал теперь только о волшебном слове.
(47)«Пойду к бабушке. (48)Она как раз готовит обед. (49)Прогонит или нет?» (50)Павлик отворил дверь в кухню. (51)Старушка снимала с противня горячие пирожки.
(52)Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе её лицо, заглянул в глаза и прошептал:
—(53)Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
(54)Бабушка выпрямилась. (55)Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
—(56)Горяченького захотел, голубчик мой! — радостно приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
(57)Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
(58)«Волшебник!»— повторял он про себя, вспоминая старика. (59)3а обедом Павлик сидел притихший, потому что прислушивался к каждому слову брата. (60)Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихонько попросил:
—(61)Возьми меня, пожалуйста.
(62)3а столом все замолчали, а брат поднял брови и усмехнулся.
—(6З)Возьми его, — вдруг сказала сестра. — (64)Что тебе стоит!
—(65)Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — (66)Конечно, возьми.
—(67)Пожалуйста, — повторил Павлик.
(68)Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил его волосы:
—(69)Эх ты, путешественник! (70)Ну ладно, собирайся!
(71)«Помогло! (72)Опять помогло!» (73)Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. (74)Ни на скамейке, ни во всём пустынном сквере старика не было. (75)И только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
(По В. Осеевой)*
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) — детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 14.1,14.2 или 14.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 14.1, 14.2 или 14.3.
14.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания немецкого языковеда Г. фон Габеленца: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. фон Габеленца.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
14.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, что помог старичок понять Павлику? Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Посмотреть готовое сочинение по этому тексту
14.3Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какого человека можно считать сильным», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.