(1)В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. (2)При встрече со знакомыми умел вежливо поздороваться. (3)В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. (4)В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. (5)Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику. (6)Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.
(7)Но только казалось. (8)И выяснилось это совершенно неожиданно. (9)Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. (10)И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда.
(11)Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12)Речь шла обо мне.
—(13)Парень-то он ничего,— говорила стряпуха,— грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого.
— (15)А что? — заинтересовался староста.
— (16)Да всё делает не по-людски. (17)Умываться начнёт — весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет — нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. (19)Уж на что нетрудное дело — ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21)И где только он доселе жил?..
(22)Я слушал и чувствовал, что краснею. (23)«Ну и ну! (24)Так, значит, я «серый»?»
(25)Сперва я, конечно, обиделся. (26)Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права.
(27)Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. (28)Но это её не удивляло. (29)Для неё всё это было привычно и естественно. (З0)Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. (31)И примириться с ними она не могла.
(32)Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. (33)С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки. (34)Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось есть из общего артельного котла. (35)Поэтому я и не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших в других условиях. (36)А выполнять их было не менее важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться.
(37) Этот случай заставил меня впервые задуматься над тем, что же такое хорошо воспитанный человек. (38)Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?
(39)Впоследствии я убеждался не раз, что правила эти существуют я любом обществе, в каждом коллективе. (40)Кое в чём они различаются. (41)Это зависит от условий, в которых живут люди.
(42)Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. (43)Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе.
(По А. Дорохову*)
Каримов Айрат (группа 3 уровня)
Какими качествами он должен обладать? Эту проблему автор поднимает в своем тексте.
Вопрос, затронутый автором, актуален в современном мире, так как именно сейчас происходит изменение общечеловеческих ценностей. Требования к воспитанию каждый день растут все больше и больше. Человек должен соответствовать им, потому что умение правильно себя вести, вызывать симпатию у других является неотъемлемым качеством успешных людей.
Автор показывает главного героя, который считает себя хорошо воспитанным человеком. Его вежливое обращения с другими людьми в провинции воспринимали как обыденность. А незнание особых правил поведения сельчан представило главного героя невоспитанным среди местных жителей.
А. Дорохов считает, что по-настоящему правильно воспитанный человек считается с поведением, с культурой и обычаями других людей, соблюдает общепринятые правила общества.
Я полностью согласен с мнением писателя. Действительно, воспитанность играет важную роль в жизни каждого. От этого немаловажного качества зависит то, как люди будут относиться к тебе. Поэтому необходимо уважать ценности и обычаи других и стараться соблюдать их.
В подтверждение своих слов и позиции автора хочу привести в пример произведение Л.Н.Толстого "Война и мир". Андрей Болконский с самого начала производит хорошее впечатление на читателя. Он никогда не позволял себе ничего дурного. Напротив, уважает окружающих людей, во всем слушается своего отца, старается угодить ему.
В качестве еще одного аргумента хочу привести в пример произведение А.Платонова "Юшка". Здесь се наоборот. Кому мешал бедный, трудолюбивый старик, безмолвно совершающий свой гражданский подвиг? Но односельчане вели себя невоспитанно: не уважали его, дразнили, били, а в один страшный день пьяный мужик просто так, без всякой причины, убил Юшку. О каком уважительном отношении к человеку можно здесь говорить?!
Таким образом, воспитанность является неотъемлемым качеством каждого уважающего себя человека. Для того, чтобы быть таким, необходимо соблюдать и уважать порядки и обычаи, установленные в той или иной местности.