(1)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость.
(2)Мудрости полагалось бы стать школьным предметом, ей надо учить. (3)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (4)Это больше, чем знания. (5)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (6)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты размышлений, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось очевидным.
(7)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (8)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (9)Даже не интересоваться ими. (10)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.
(11)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (12)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (13)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.
(14)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (15)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (16)Важно не столько отстаивать свое мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (17)Стремление всячески поощрять безосновательно мнения как самоцель очень опасно для растущего человека.(18)Недостаточно мыслить самостоятельно – надо еще мыслить правильно.
(19)У меня есть знакомый, глубоко уважаемый мной директор школы. (20)Он с явной гордостью рассказал мне, что у него дети в школе без всякой подготовки пишут сочинения на самые сложные темы. (21)И привел примеры, действительно, очень сложных философских тем, требующих глубокого изучения, погружения в массу авторитетных источников, чтобы на их фоне иметь право сказать что-то свое. (22)Вместо этого, наоборот, дети поощрялись к высказыванию любых своих незрелых мыслей о глубинных, вечных вопросах бытия и отстаиванию этих «мыслей». (23)Я пытался ему возразить: а как же интеллектуальная честность? (24)Сомнение? (25)Установка на воздержание от суждения, если нет знаний о том, что и почему об этом думают другие? (26)Как может быть мнение без сомнения, ведь человек становится самоуверенным и самонадеянным! (27)Где страх перед ошибкой? (28)Но я обнаружил, что директору мои опасения не понятны…
(По Б. Бим-Баду*)
*Борис Михайлович Бим-Бад (род. В 1941 г.) - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ общей педагогики.
Зайнутдинов Адель (группа 3 уровня)
На сегодняшний день люди накопили огромное количество информации. Но из-за отсутствия времени или возможностей для познания всего материала, они очень часто приходят к выводам, не подтвержденным достоверными источниками.
В данном для анализа тексте автор поднимает проблему необоснованности суждений.
Рассуждая над проблемой, Б. Бим-Бад приводит в пример директора, который поощрял безграничное самовыражение на различные философские темы своих учеников. Таким образом, глава школы формировал у детей такие черты личности, как самонадеянность и самоуверенность.
Автор считает, что свободное изъявление суждений, не подкреплённых доказательствами, оказывают негативное влияние на общество. Потому что оно порождает ложные знания, которые ведут к процессу деградации личности.
Я полностью согласен с автором. Действительно, в современном мире многие люди выражают своё мнение, не допуская ни капли сомнения в своих рассуждениях. Такое безрассудство наносит вред личности. Именно поэтому нужно сторониться необоснованных суждений.
В качестве аргумента приведу героя произведения Н. В. Гоголя «Ревизор». Городничий, Сквозник – Дмухановский, взяточник и казнокрад , обманувший на своем веку трёх губернаторов, убежден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза.
Из-за своих голословных убеждений этот персонаж становится жертвой крупного обмана.
Таким образом, прежде чем принимать какую-нибудь точку зрения, нужно обязательно удостовериться в её правильности. Иначе это приведёт к отрицательным последствиям.