ВАРИАНТ 2
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) тОрты 3) домовАя (книга)
2) бАлуешься 4) кружкОвая (работа)
А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) ВРЕМЕННОЙ фактор сыграл на руку всему коллективу управления культуры.
2) Красная Армия после тяжёлых поражений ВЫРОВНЯЛА фронт.
3) В стройных звуках льются песни ГАРМОНИЧЕСКОЙ волной.
4) Обращаюсь к собравшимся с ЕДИНИЧНОЙ просьбой подождать ещё неделю.
A3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара туфлей 3) с двумястами пассажирами
2) молодые офицеры 4) длиннейший
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Соблюдая правила дорожного движения,
1) у инспекторов ГАИ станет меньше работы.
2) водитель не превышал скорость.
3) спокойно спится по ночам.
4) у меня зазвонил сотовый телефон.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) С 1 июля началась выдача новых паспортов, содержащая закодированные сведения об их владельцах.
2) Губернатор области обещал, что подача электроэнергии в дома будет восстановлена 31 декабря.
3) Те, кто побывал на авиакосмическом салоне МАКС-2011 в г. Жуковском, остались довольны увиденным.
4) Никто, даже специалисты с большим опытом работы, не мог определить причину происшествия.
А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Наконец-то мы вышли на шоссейную дорогу, по которой раньше часто ездили в районный центр.
2) Воздух был полон острой свежести, которая ощущается только после грозы.
3) Ёлки, которые скромно прятались в роскоши лиственных деревьев, теперь вытянулись вперёд и протянули ветки.
4) И здесь, в этом уникальном заповеднике, нашлись люди, которые с жаром принялись за дело.
Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.
(1)... (2)К такому выводу пришли голландские учёные, протестировав около шестисот человек в возрасте восьмидесяти пяти лет. (З)Оказалось, что среди исследуемых «быстрее соображали» 33% женщин и только 28% мужчин. (4)А хорошую память имели соответственно 29 и 11%. (5)По мнению специалистов, столь неодинаковые показатели обусловлены скорее всего биологической разницей между полами. (6)... женщины в пожилом возрасте реже страдают атеросклерозом, а значит, их мозг лучше снабжается кровью. (7)К тому же представительницы слабого пола имеют обычно меньший рост и вес. (8)Сердцу же высоких мужчин труднее накачивать кровь в голову против силы тяжести, поэтому обменные процессы в их головном мозге замедляются.
А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?
1) В пожилом возрасте мужчины и женщины страдают от различных заболеваний, поэтому их умственные способности понижаются.
2) В пожилом возрасте как у мужчин, так и у женщин сохраняются те же умственные способности, которые были у них в зрелом возрасте.
3) В пожилом возрасте умственные способности у женщин, как правило, выше, а память лучше, чем у мужчин.
4) Атеросклероз — грозное заболевание, как правило, пожилых людей, из-за чего страдают их память и умственные способности.
А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении?
1) Напротив, 3) Наоборот,
2) Только 4) В частности,
А9. Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в восьмом (8) предложении текста или в одной из частей этого предложения?
1) процессы замедляются 3) накачивать процессы
2) силы тяжести замедляются 4) труднее замедляются
А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1) простое осложнённое
2) сложноподчинённое
3) сложное с подчинительной и сочинительной связью между частями
4) сложносочинённое
All. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТРУДНЕЕ в восьмом (8) предложении текста.
1) прилагательное в сравнительной степени
2) прилагательное в превосходной степени
3) наречие в сравнительной степени
4) наречие в превосходной степени
А12. Укажите значение слова СТРАДАЮТ в предложении 6.
1) испытывают нравственные муки 3) томятся, тоскуют
2) имеют болезнь, недомогание 4) бывают плохими, несовершенными
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Туристы восторже( 1 )о говорили о комфортных условиях проживания в улътрасо- време(2)ой гости(3)ице, возведё(4)ой на берегу моря.
1) 1,2 2) 2,3 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) заг..рел, г..родовой, движение
2) д..ревья, л..шадиный, п..рилка
3) изложение, отр..сль, развевать (силу)
4) к..пейка, б..трак, оз..рение
А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) приключение, пр..дорожный, пространный
2) в..пахать, бесперспективность, ра..бередить
3) с..мкнёт, под..двинуть, прародитель
4) безынтересный, под..грать, предынфарктный
А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) стел..шь, перекормленный
2) прокрут..шь, перевид..в
3) доброе..шь, независимый
4) просмотр..шь, недостроенный
А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. высаж..ватъ
Б. подстра..вающаяся
В. гуж..вая
Г. выносл..вый
1) А, Г 2) В 3) Б, В, Г 4) А, Б
А18. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Совершён далеко (не)оправданный поступок.
2) Я (не)должен повторять приказ дважды.
3) Капля (не)велика, а камень разрушает.
4) Документы (не)удалось собрать к назначенному сроку.
А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) ЧТО(БЫ) сохранить урожай до весны, нужно (В)ТЕЧЕНИЕ всего срока поддерживать в погребе определённую температуру и влажность.
2) (НА)КОНЕЦ-то прозвучала долгожданная команда, и (В)СКОРЕ отряд двинулся в путь.
3) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего дня небо хмурилось, (ПО)ЭТОМУ идти в лес за грибами расхотелось.
4) ТАК(ЖЕ), как и другие сослуживцы, Яковлев был доволен новым назначением, ПОТОМУ(ЧТО) впереди его ждали интересная дорога и интересные встречи.
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Ветер всё свистел ( ) и барометр падал.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Тогда (1) Сергий (2) взяв одного из иноков (3) спустился вниз от обители (4) расположившейся на склоне горы.
1) 2,3,4 2) 1,4 3) 1,2,3 4) 1,3,4
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Печорин (1) кажется (2) страстно любил охоту.
Обстоятельства (3) видимо (4) переменились, и сама судьба смеялась над ним. 1) 1,2 2) 3,4 3) 1,3 4) 1,2,3,4
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не поставлены.)
1) Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого берёзового листа.
2) Медведи расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца.
3) И в холодке под навесом и на солнце расположились утята.
4) Горят багровым заревом и лес и вода и песчаные холмы.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
К холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Санаторий «Удельная» (1) строительство (2) которого проходило в пятидесятые годы прошлого века (3) стал здравницей (4) республиканского значения.
1) 1,3 2) 2 3) 2,4 4) 1,3,4
А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лиза пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда ноги её стали тяжело срываться с круглых лысин булыжника (3) она вспомнила (4) как возвращалась по этой площади после первой встречи с Валентином.
1) 2,3,4 2) 1,2,3 3) 1,2,3,4 4) 1,3,4
А27. Прочитайте текст.
Полёт клином — характерная примета осенних и весенних миграций — позволяет крупным птицам экономить энергию. Это установили французские орнитологи, получившие уникальную возможность изучать пернатых во время полёта. В распоряжении учёных была стая белых пеликанов, которых в период съёмок фильма обучили летать за небольшим самолётом и моторной лодкой. На спине у птиц закрепили датчики для наблюдения за сердечной деятельностью. Как выяснилось, у пернатых, летевших клином, значительно снижалась частота сердечных сокращений по сравнению с теми, кто совершал полёт в одиночку. К тому же птицы в стае совместными усилиями создают поток воздуха, помогающий им гораздо дольше планировать, а стало быть, беречь силы.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Французские орнитологи сумели понаблюдать за пернатыми во время их полёта клином.
2) Французские орнитологи достоверно установили, что полёт клином позволяет крупным птицам беречь силы, экономить энергию.
3) Французские орнитологи сняли фильм, в котором запёчатлён полёт птиц клином.
4) Французские орнитологи установили, что у пернатых, летящих клином, снижается частота сердечных сокращений по сравнению с теми птицами, которые совершают полёт в одиночку.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.
(1)Чего же ты, Боже, мне крыльев не дал, Я б Землю покинул и в небо взлетал...
(Тарас Шевченко)
(2)Одной из загадок в истории существования всего живого на Земле является появление крылатых насекомых. (3)В летописи окаменелостей они начинают фигурировать примерно 300 миллионов лет назад (в отличие от обычных насекомых — 435-410 миллионов). (4)Убелённые сединами приверженцы эволюционной теории не без затруднения и не очень складно объясняют процесс развития крыльев у насекомых, их волшебные летательные возможности. (5)К чему это я?
(6)А к тому, что человек издавна устремлял свой тоскующий взгляд на всё, что могло легко и запросто летать, кружить и порхать над его головой. (7)Оттого-то с древних времён он строил, склеивал, сколачивал и собирал немыслимые конструкции и приспособления для собственного воспарения.
(8)И в самом деле, следя за невероятными кульбитами ласточек и стрижей над речной волной, наблюдая за фантастическими пируэтами гоняющихся за мошкарой стрекоз или, скажем, ловко вальсирующей меж цветками куста шиповника пчелы, мы, признаемся, нередко с восхищением вопрошаем: неужели такое возможно? (9)Какое же это чудо! (10)Вот бы и нам, людям, так! (И)Однако ж, увы... а ведь считается, что человек — вершина эволюции! (12)Ну, или Божьего замысла...
(13)Нет, конечно, человечество научилось летать на монгольфьерах, самолётах, вертолётах и ракетах, но этого ему, очевидно, мало. (14) Человеку хочется именно ЛЕТАТЬ так, как это делают птицы, мотыльки, жуки, стрекозы! (15)Но подвластно ли сие «рождённому ползать»?
(16)0дним из первых, кто в этом смысле бросил вызов и природе, и высшему разуму, был великий Леонардо да Винчи. (17)Его несколько блестящих проектов «орнитоптеров» и других летательных машин, в том числе и вертолёта, и парашюта, опередили его время и, безусловно, дали благотворный импульс для развития авиации, а также летательных возможностей человека.
(18) Впрочем, Леонардо не был бы великим, если бы всё-таки не понял тщету своих усилий в разработке подвижного крыла, работающего только лишь при помощи человеческой мускулатуры.
(19) Так что вернуться к махолётам неугомонные мечтатели и безумцы смогли лишь в двадцатом веке, когда появились сравнительно компактные энергетические и силовые установки. (20)Между тем о перемещениях человека в воздушном пространстве без помощи сложных устройств разговоры идут давно, например, о левитации — перемещении человека во времени и пространстве.(21) К месту здесь будет вспомнить и танцы мистиков — дервишей, умеющих во время своих невероятных кружений взлетать к божественному миру и Богу, а затем возвращаться на землю.
(22)Так сможет ли человек, уповая даже на самые современные достижения науки, техники и прогресса, летать, как птица или насекомое? (23)Вопрос сложный...
(24)А может быть, он, человек, не там ищет? (25)Прислушаемся к любопытным замечаниям некоторых учёных и исследователей, которые резюмируют, что эволюция крылатых насекомых есть тайна, не имеющая объяснения. (26)Что их появление было внезапно и что самые древние экземпляры имеют ту же структуру, что и их родственники, живущие в XXI веке. (27)Что летопись окаменелостей указывает на то, что их сложное эволюционное продвижение (если оно было) произошло так быстро, что данный факт противоречит собственно эволюционной теории... (28)Что всё было однажды сделано полностью функциональным с самого начала. (29)Что, наконец, «все свидетельства указывают на РАЗУМНЫЙ дизайн полёта насекомых — его форму, функцию и создание».
(ЗО)Так полетим мы, как ОНИ? (31) Думаю, полетим. (32)С одним условием: ежели это будет угодно самим НЕБЕСАМ...
(По Г. Рогову)
А28. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
1) Учёные, исповедующие эволюционную теорию, достоверно объясняют процесс развития крыльев у насекомых.
2) Леонардо да Винчи был одним из первых, кто опередил своё время, создав талантливые проекты летательных машин.
3) Человек научился летать без подражания летающим насекомым, то есть пошёл своим путём.
4) Эволюция крылатых насекомых уже не является загадкой для современной науки.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Тезис, высказанный в предложении 22, доказывается в предложении 23.
2) В предложениях 13-14 представлено рассуждение.
3) В предложениях 2-4 представлено рассуждение с элементами описания.
4) На обобщающий сказанное вопрос в предложении 30 даётся ответ в предложениях 31-32.
АЗО. В каком предложении используется фразеологизм?
1) 13 2) 16 3) 25 4) 29
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1 -ВЗ запишите словами.
В1. Из предложений 25 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫМ способом.
В2. Из предложений 30-32 выпишите все союзы.
ВЗ. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании (НЕ) ТАМ ИЩЕТ (предложение 24).
Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 24-29 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 22-29 найдите предложения с обособленным согласованным определением. Напишите номера этих предложений.
В6. Среди предложений 7-13 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное изъяснительное. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используйте.
В8. «Торжественно-ироничный стиль текста ощущается благодаря использованию такого тропа, как______ (например, тоскующий взгляд в предложении 6, неугомонные мечтатели и безумцы в предложении 19), и такого лексического средства, как____________ (например, вопрошаем в предложении 8, сие в предложении 15, ежели в предложении 32). В то же время ореол загадочности поднимаемой автором проблемы, имеющей для него
важный смысл, выражается в использовании такого приёма, как____ (предложения
11-12, 25-29, 31-32). Текст заряжен интонационной экспрессией, что проявляется в мастерском использовании такого синтаксического средства, как_______ (предложения 9-11,14 )».
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) неполные предложения
3) парцелляция
4) восклицательные предложения
5) устаревшие слова
6) риторические вопросы
7) эпитеты
8) диалектизмы
9) метафора
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Часть 3
Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.